Главная страница

Конкурс «Педагогический сундучок 2011»



Скачать 227.34 Kb.
НазваниеКонкурс «Педагогический сундучок 2011»
Дата12.02.2016
Размер227.34 Kb.
ТипКонкурс



Районный виртуальный конкурс «Педагогический сундучок – 2011»

Семенова Татьяна Константиновна – учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г. Олекминска РС (Я).
Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Преподавание языка – очень трудное, сложное и ответственное дело.

В.А. Сухомлинский.

Развитие устной и письменной речи направлено на формирование коммуникативной потребности у обучающихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь учеников часто бедна, потому что они не стремятся говорить ярко и образно. Немотивированность детей, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся не умеют пользоваться возможностями речи. Уроки развития речи должны быть направлены на развитие умения мыслить с помощью языка.

Необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.

Развитие речи – это главная задача уроков русского языка и литературы. Речь – сложнейшая творческая деятельность человека, которая включает в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Выучивается говорить тот, кому есть что сказать. Поэтому детей необходимо учить речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. В процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию. Освоение речи проходит следующие этапы: слушание, практическое освоение, осознание.

Главные задачи – формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.

Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ученик ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей, вызывать у них какие-то эмоциональные переживания; поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире; почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.

Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать свою точку зрения.

Предлагаем некоторые виды учебных работ по развитию речи.

1. Работа со зрительной опорой.

В качестве зрительной опоры используются комиксы или какие-то картины, фотографии, мультимедийные презентации и т.п. Простейшим примером зрительной опоры являются рисунки Х. Бидструпа, которые можно видеть в учебнике русского языка для 5-го класса под ред. Т.А. Ладыженской (с. 249). Это комикс. Простые рисунки легко ксерокопировать или нарисовать на доске. Они задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны соответствовать возрасту детей, быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны. Комиксы должны быть тематически разнообразны, включать самые разные - наиболее распространенные в жизни темы и сюжеты.

Через полгода после начала работы по комиксам некоторые дети начинают сами сочинять и рисовать комиксы. Сюжет позволяет индивидуализировать речь героев, дает простор речевой импровизации.

Б. Устный рассказ по комиксу.

Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом.

Кто-то из детей рассказывает, остальные слушают его рассказ. В этом случае комиксы следует раздать детям заранее. Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно. Третий этап здесь тот же, что и в работе с устным диалогом.

В. Письменный рассказ по комиксу. В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории. Третий и первый этапы те же.

На начальном этапе работы по комиксам учитель активно принимает участие в диалогах, чтобы дать образцы правильной и яркой речи, дети видят, что учитель играет вместе с ними, и ему тоже интересно.

В работе по комиксам исключаются предварительные этапы подготовки, общепринятые в существующей методике развития речи: словарная работа и пр. Однако такая работа происходит, но на третьем этапе, где отмечаются все интересные находки, удачи, достижения.

Другим типом зрительной опоры являются картины (обычно это репродукции картин известных художников) и фотографии.

Основная цель работы с этим видом зрительной опоры - развитие наблюдательности. Картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров, от жанровой живописи, пейзажа (в 5-6-х классах) до психологического портрета (7-9-е классы).

Если учитель просит детей подготовить устный рассказ по картине дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что-то очень кратко о ней рассказать, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять.

Оценивается прежде всего наблюдательность: высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания (действительно ли данные детали позволяют сделать такой вывод).

Этап оценивания нужен не для того, чтобы всем выставить отметки: это этап обучения, сравнения удачной работы и неудачной, анализ того, каким путем можно добиться успеха, накопление активной лексики и т.п. Оценивает учитель вместе с детьми: они постепенно учатся оценивать, начинают оценивать не только друг друга, но и себя; поэтому учитель должен всегда выслушивать класс и ставить отметку, учитывая все высказанные мнения.

Работа по картинам и фотографиям может быть также письменной, однако не следует злоупотреблять письменными работами, так как они снижают мотивацию детей.

2 Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.

Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.

Какого рода могут быть эти личные впечатления?

1. Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А. Вивальди, «Баркарола» П.И. Чайковского, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?».

2. Читательские впечатления. Это можно делать по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.

3. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе» и т.п.

4. Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов.

Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Учитель стремится создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая черточка в характере ребенка должна учителем замечаться и доброжелательно подчеркиваться.

Методика этой работы следующая:

1) обдумывание темы творческой работы;

2) чтение творческих работ;

3) анализ.

Все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, читаются в классе. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7-го класса - главным образом сверстниками. Поэтому для них очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.

3. Устные дискуссии.

Основная цель этого вида работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие. Например, в 7 классе состоялся урок по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя: «Как я отношусь к предательству Андрия».

4. Устная и (или) письменная газета.

Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным. Основная задача - выбрать интересный материал и грамотно его оформить.

5. Языковые игры.

Это могут быть всем известные «На одну букву», «Одним словом», «Барыня прислала сто рублей...». Их использование позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.

6 Лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом).

Опорный конспект (допустим, «Имя числительное») вывешивается перед классом или рисуется на доске, затем учитель читает его, на следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задает вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы (непосредственно после каждого ответа).

В данном случае от ребенка требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.

7. Доклады и сообщения.

Учитель-филолог обязан научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей. Доклады могут сопровождаться полемикой.


8. Пересказ художественного текста от имени героя.

Девочки 5-го класса могут пересказать сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» от имени Людмилы, а мальчики - от имени Черномора. Ребенку трудно понять точку зрения другого человека, - этому учит такая работа. Каждый из героев произведения видит и знает только часть того, о чем рассказывает автор; кроме того, одно и то же событие разные персонажи воспринимают по-другому, - это должен передать рассказчик.

9. Письма

Можно переписываться со сверстниками из другого города, другой страны, а можно с
одноклассниками.

10 Издание литературно-публицистического альманаха.

11. Театрализованные сценки без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом (работа, аналогичная работе по комиксам, но без зрительной опоры), без игры на сцене, только с произнесением реплик.

Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной - это могут быть записи выступлений артистов или (и) речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.

Накопление словарного запаса, умение структурировать речь (строить свое высказывание в соответствии с планом) входит в большинство видов работы на последнем этапе, когда дети уже ощутили вкус этой работы, заинтересовались ею, то есть когда они уже мотивированы и сами хотят научиться это делать как можно лучше. Не следует учить детей составлять план текста, пока они сами не поняли, зачем это нужно и какие дает преимущества в реальных коммуникативных ситуациях. Накопление словарного запаса может осуществляться теми же средствами (ведение словарей), какие используются обычно, но начинать использовать их можно только тогда, когда дети уже сами хотят знать как можно больше слов и сами стремятся записывать их - в этот момент учитель должен научить детей вести словари.

Результатом этой работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с

использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, остроумие; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.

Приложение

Урок русского языка в 5 классе по теме: Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка "Перо и чернильница"
Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской. Упражнение 429.

Оборудование: мультимедийная презентация.
Цели:

Развивающие:

1.Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:

  • учить соотносить выбор языковых средств,

использованных в тексте;

  • определить систему языковых средств, использованных в тексте

  • помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.

2.Развивать творческие возможности школьников.

Образовательные:

3.Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка.

4.Показать школьникам закономерности функционирования существительных в речи, возможности использования их грамматических особенностей.

Воспитательные:

5. Формировать нравственные представления учащихся.

Ход урока
I. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

П. Знакомство с содержанием.

III.Анализ содержания.

IV.Определение типа речи.

V. Определение стиля речи.

VI. Языковой анализ текста (синтаксические средства).

1. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста:

  • определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен);

  • провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические).

Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные.
П. Знакомство с содержанием.

1.

2.

Чтение текста по ролям: автор, дедушка, Сережа.

Определение жанра.


Учитель: В задании к тексту в учебнике есть вопрос: "Как вы поняли притчу деда?"

■ Что такое притча?

(Предварительное домашнее задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова притча).

Ученики отвечают, затем учитель открывает запись на доске:

Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме (Школьный "Словарь литературоведческих терминов").

Учитель: Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.

Запись на доске:

Иносказание, аллегория - изображение отвлеченного нравственного понятия или явления через конкретный образ (Школьный "Словарь литературоведческих терминов")

III. Анализ содержания.

■ Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)

Учитель:

  • Автор выносит названия этих предметов в заглавие. Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/

  • Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука: «Откуда ты сказки берешь?»

(Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки - на четвертой).

  • О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?

(О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать).
(Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - в тетрадях)

  • Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?

(Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать:

берешь достаешь зацепляется вытащишь)

  • Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?

(Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе - их понимание иносказания). Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.

  • Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?

(Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет).
(Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики - в тетради)

  • Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?

(Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым

определяют идею текста: Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться).

Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.

Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"),

а идею текста?

(-Как сложить сказку?

- Если сам по себе читать не начнешь ... и др.)

(Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).

Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и

в ответе деда), чтобы быть убедительнее?

- Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах);

мелкая - глубже (о чернильнице);

тупое - острее (о пере);

(Это прилагательные в разных формах);

(Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики - в тетради).

  • Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?

(На ус намотал - другим пересказал)

(Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики - в тетрадях)

  • Как понимать это выражение: на ус намотал? Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае "оторвать" слова друг от друга и рассматривать их значения отдельно, чтобы понять, что сказал дедушка?

В словарной статье какого слова в толковом словаре вы будете искать значение этого словосочетания?

Учитель: Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому "отрывать" в нем одно слово от другого нельзя: только вместе они имеют определенное ЛЗ, закрепленное в языке. Толковый словарь Ожегова дает нам значение этого фразеологизма, мы его найдем в словарной статье слова ус - усы. Оно сопровождается пометой "разг." (разговорное, т.е. принадлежащее разговорному стилю). ЛЗ фразеологизма таково:

На ус намотать - принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.

(Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условие обозначения).
IV. Определение типа речи

Сколько вы сделали "фотографий", иллюстрирующих содержание текста? (Четыре)

Какие это фотографии? Запись на доску и в тетради:

  • Разговор дедушки и внука о сказках

  • Сережа учится в школе

  • Разговор героев: дедушка утешает внука

  • Результаты разговора.

Какой вы сделаете вывод о типе речи этого текста?

(Ответы учеников: Это повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящих с героями. Проверка способом "фотографирования" (получилось 4 фотографии) показала, что это действительно повествование. Текст условно отвечает на вопрос что делает предмет?)

Учитель: Сопоставьте наши записи на доске. Видите ли вы в них какое-то соответствие?

(Получилось два варианта плана. В первом мы записали опорные фразы, на которые при работе над изложением можно нанизать другие слова и предложения. Второй план отражает последовательность событий).
V. Определение типа речи.

■ К какому стилю речи отнесете текст и чем вам подсказывается ваш выбор?

Вспомогательные вопросы, помогающие рассуждению, в том случае, если учащиеся не могут дать полный ответ:

1.Есть ли у текста автор? Кто он? Какова его задача?

(Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до читательской аудитории свою идею - не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьешься. В тексте есть герои, о которых ведется повествование. Это художественное произведение, написанное в жанре притчи).

2.Продумал ли писатель тему и идею произведения? Обдумана ли речь?
(Тема и идея продуманы в художественной форме. Речь подготовленная, т.е. выбраны осмысленно лексические и синтаксические средства. Автор тщательно отбирает слова (синонимы, антонимы, устойчивые выражения), строит предложения).

VI. Языковой анализ текста (синтаксические средства)

1. Какая форма речи преобладает в тексте? /Диалог/

• Давайте посмотрим на первую часть текста.

Запись на доске:

  • Скажи, дедушка, - как-то спросил Сережа, - откуда ты сказки берешь?

  • Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

  • А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

  • Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.

Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение. /Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет./

Три оставшиеся реплики (вопрос Сережи и дедушкины ответы) заключите в одну. /- Из чернильницы ручкой с перышком, - ответил дедушка/.

Посчитайте количество слов в первой части в авторском тексте и в нашем - сжатом /80 слов - 16 слов/.

Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить.

2. Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста.

Запись на доске:

Поступил Сережа в школу.

- Что нам уже известно? Что здесь является темой?Назовите тему?

Правилен ли порядок слов в предложении? Зачем автор его нарушил?

Стал из чернильницы сказки добывать

-Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? (Нет темы).

-Почему?

(И так ясно, что это Сережа. Главное – действие).

Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы.

-Какая особенность в этих 3-х предложениях? (Нет ни темы, ни ремы. Автор сосредоточивается на главном: что добывает Сережа и в какой последовательности. Все лишнее убрано, предложения стали неполные.





Обобщение: В синтаксисе текста нет шаблона.

Предложения построены по-разному.

• Вам нужно сократить эту часть текста тоже почти в два раза. Попробуйте это сделать.

/Устная попытка: Стал Сережа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется./

Посчитайте количество слов у автора и в вашем варианте. /27 слов - 17 слов/.

Итак, ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями.

Давайте подведем итог сделанному на уроке по следующему плану:

Запись на доске: Стиль речи

Тип речи Жанр Тема Идея

/Итог урока (ответ ученика)

Текст написан в художественном стиле речи.

Тип речи - повествование в жанре притчи.

Тема - о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы"

А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку./
Домашнее задание: написать первый вариант изложения (для обсуждения недочетов и достоинств на уроке перед окончательным вариантом сжатого изложения).
Использованная литература:

СИ. Ожегов. Словарь русского языка. Изд-е 13-е, исправленное. М, Русский язык, 1981.

В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1980.

Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев, СВ. Тураев/ М, Просвещение, 1978.

Тема урока: В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды. Сила чувств влюбленных, их преданность друг другу.

(Подготовка к сочинению).

7 класс. Учебник литературы под редакцией В.Г. Маранцмана

Эпиграф: Где вы, непримиримые враги,

И спор ваш, Капулетти и Монтекки?

Какой для ненавистников урок,

Что небо убивает вас любовью!

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация.
Цели:

  • Выявить «вечные» проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».

  • Выявить основной конфликт трагедии и его разрешение.

  • Развить представление о драматическом произведении.

  • Развивать навыки анализа драматического произведения.

Теоретико-литературные понятия:

  • Трагедия – вид драмы, где идет напряженная борьба высокого и низкого начал, пылких страстей и неопреодолимых обстоятельств.

  • Катарсис – вознесение над страданием, очищение

  • Конфликт – противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.

Темы сочинений:

  • Какой ценой был достигнут мир между семьями Монтекки и Капулетти?

  • Что победило: любовь или вражда?

  • Герой трагедии «Ромео и Джульетта», о котором мне хотелось бы рассказать.

Оборудование урока: мультимедийная презентация по иллюстрациям к трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Ход урока:

Учитель: Трагедия приводит героев к смерти. Греки не видели в Мельпомене, музе трагической поэзии, только боль и отчаяние. Почему в Мельпомене нет ужаса, страха, смятения?

Попробуем объяснить это в сонете, обращенном к ней. (читает ученица наизусть)

Катарсис. Трагедия, по представлением греков, способна освобождать зрителей от ярости чувств и приводить к гармонии финала, где наступает ясность, торжество, пусть и жестокое, справедливого закона, освобождение от спазм рыданий.

В трагедии есть не только мука страданий, ужас событий, но и свет, несущий оправдание произошедшему, объяснение неизбежности случившегося. Посмотрим, остается ли верен Шекспир установлениям античной трагедии, в чем озарение, скрытое в «самой печальной повести на свете».

(Обучающиеся по слайдам восстанавливают содержание трагедии.)

  • Где происходят события? О чем трагедия? К каким семействам принадлежат главные герои?

  • С чего начинается трагедия? Герцог Вероны запрещает поединки.

В чем нелепость этой вражды?

  • Кто подбрасывает дров в костер войны?

  • Старик Капулетти уважает свободу выбора дочери. Монтекки также признает право сына на любовь:Но он один – советник чувств своих».

  • Атмосфера вражды отравляет сердца, и мы застаем Ромео потрясенным и больным от печали, и виной тому нелюбовь к нему его возлюбленной Розалины. И это неразделенное чувство для Ромео – «свинец на сердце, тянет он к земле и двигаться лего не позволяет».

  • Встреча с Джульеттой меняет отношение к любви и самого Ромео.

Оказывается, что любовь, преображая человека, по Шекспиру, возвращает его к природным истокам, открывает его истинную сущность.

Любовь становится преображением и для Джульетты.

  • Уже в сцене первого свидания в саду Капулетти Джульетта готова забыть семейную вражду ради любви.

Внешний конфликт (вражда семейств) влюбленными разрушен.

  • Но у Шекспира жизнь сложнее, она далека от идиллии. Борьба добра и зла вовлекает влюбленных в свой круг, разрывая охранную грамоту любви.

Ромео – Тибальт – Меркуцио.

  • Изгнание Ромео из Вероны разлучает возлюбленных, едва сомкнувших объятия в первую и последнюю ночь их союза.

Разница между Ромео и Парисом проступает в последнем акте трагедии.

Выход из круга любви к Ромео и преданности родителям Джульетты в конце концов и губит героев.

Их смерть не только прихоть случайности.

Однако трагическая вина героев перед любовью не разрушает их чувства. Когда нарушаются законы любви, и Ромео, и Джульетта готовы к смерти. Да, в трагедии Шекспира любовь остается непобежденной. Разрешение конфликта в том, что любовь примиряет вековую вражду Монтекки и Капулетти.

Итоги урока:

  • Лирические страницы «печальной повести» написаны столь правдиво и талантливо, что образы стали типами, а сама пьеса всегда современна и любима.

  • Хочется верить, что все худшее уйдет в прошлое, а будущее светло, оно за любовью. В этом сила первой трагедии Шекспира.

  • «Шекспир, как природа, доступен всем…Как она, он и прост, и многосложен…и бездонно глубок» (И.С. Тургенев)