Главная страница

«Число Цифра 5»



Название«Число Цифра 5»
Дата05.04.2016
Размер74.2 Kb.
ТипУрок

Урок математики 1 класс

Тема: «Число 5. Цифра 5»
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о числе 5, развивать способность писать цифры с помощью графической модели, осуществлять сложение и вычитание в пределах 5, способствовать развитию мыслительных операций, воспитывать чувства товарищества, аккуратности, усидчивости.

Планируемый результат обучения:

Предметные: знать состав числа 5, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5, уметь присчитывать по 1, писать цифру 5, обозначать число 5 цифрой 5 строить натуральный ряд чисел.

Регулятивные:

-Умение отличать верно выполненное задание от неверного, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

-Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, перерабатывать полученную информацию, уметь делать выводы

Коммуникативные:

-Умение вступать в диалог, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание.

Личностные:

- проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам, помогать им при необходимости

- формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, индивидуальные карточки с числами от 1 до 10.


Ход урока.
I.Организационный момент.
Упражнения для развития слуха.
Слонята.

Пригнуть верхнюю часть уха вниз. Разогнуть, пригнуть, словно раскатывая и скатывая ухо. Уши должны стать тёплыми.

Звоночек.

Найти ямочку возле козелка. Нажать на ямочки сразу обоих ушей, отпустить, нажать, отпустить. Массировать круговыми движениями уши в одну строну, в другую сторону. Массировать нужно оба уха одновременно.
II. Актуализация опорных знаний

С какой фигурой познакомились на прошлом уроке? ( С прямоугольником.)

- Почему он так называется? ( У него все углы прямые)

- Сколько углов у прямоугольника? Сколько сторон?

1 слайд

- Найди «лишнюю» фигуру:






2 слайд

- Кого вы видите на полянке? ( животных)

-Посчитайте, сколько их.

-Где находится ёжик? ( лягушка, бабочка, воробей)

-Кто стоит между волком и утенком? (собачкой и зайчиком)

- Посчитайте по порядку слева направо.

- Каким по счету стоит мышонок? ( лисенок, заяц)
2. Игра «Числа по порядку»

К доске выходят 4 ученика. Учитель даёт каждому ученику по карточки с числами 1,2,3,4. По команде «Стройся!» ученики должны встать так, чтобы числа шли в порядке возрастания. Остальные выкладывают ряд чисел на парте.

- Что вы можете сказать про число 4?( Оно следует за числом 3)

-Что вы можете сказать про число 3? (Стоит между числами 2 и 4)

- Назовите число, меньше чем число 2?(1)

- Как вы думаете, какое число идёт при счёте за числом 4? Напишите это число.( пишут пальчиком или маркером на доске)

Проблемная ситуация.

Не все дети умеют писать цифру 5.
III. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?

- Правильно, это число 5.

- Чему будете учиться на уроке? (писать цифру 5, считать в пределах 5)

1. Знакомство с числом 5, цифрой 5, составом числа 5.

-Где располагается число 5 в натуральном ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

-Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? ( лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке)

-Посчитайте до 5 и обратно.

2. Работа в учебнике.

- Откройте учебник. Посмотрите, как обозначено число на кубике, на домино.

(Дети рассматривают кости домино и предлагают различные варианты разбиения 5 точек на группы)

-Где располагается число 5 в натуральном ряду? (после числа 4, перед числом 6)

- Посмотрите на числовой отрезок. Как получить число 5? ( 4+1)

- Какие фигуры связаны с числом 5? ( пятиугольник, звездочка)

-Давайте под линейку, карандашом соединим цифры по порядку.

-Какая фигура получилась? Почему её так назвали? ( пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)

- Соедините цифры по порядку у звездочки. Сколько отрезков соединили? (пять)

3 слайд

3. Письмо цифры 5.

- Сколько мячей нарисовано на доске, посчитайте (пять).

-На письме это число обозначают цифрой 5. На что похожа цифра 5?

- Это фокусник - пятёрка.

Вы за ней следите зорко,

Кувыркается – раз – два!

Обернётся цифрой два.

-Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? ( номер дома, монета, страница учебника, на линейке…)

Показ образца написания цифры 5 на интерактивном плакате, сопровождающийся следующими пояснениями:

- Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведут палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишут полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

-Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

- Пропишите цифру 5 в тетради задание 2 с. 28 ( учитель помогает, поправляет, следит за посадкой).

Физминутка

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

подняться, потянуться

согнуться, разогнуться

в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5 - руками помахать

6 - за парту тихо сесть

  1. – 8 лень отбросим

4.Работа над составом числа

3 слайд

-Рассмотрите фигуры на доске.

- Сколько их всего? (пять)

- На какие части их можно разбить? ( по цвету - две красные фигуры и три желтые, по форме – три круга и два треугольника, по размеру – одна большая фигура и четыре маленькие)

- Разбейте на части по размеру (ученик на доске сдвигает фигуры)

- На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей открывается равенство 1 + 4= 5, до этого закрытое «шторкой»).

- Отметьте кружком целое и подчеркните част

- Разбейте на части по цвету ( ученик передвигает фигуры)

-На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей открывается равенство 2 + 3 = 5)

-Что обозначает число 2 в равенстве? (первая часть)

-Что обозначает число 3? ( вторая часть)

-Что обозначает число 5? ( целое)

-Разбейте на части по форме ( передвигают фигуры)

- На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей открывается равенство 3 + 2 = 5)

5. Работа в учебнике с. 59 №5

Ребята, составьте и запишите равенства к рисункам (прокомментировать выполнение)

4+1=5

5-1=4

Физминутка

Мы еще раз отдохнем,

Физминутку проведем.

Раз два, три, четыре. пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, столько пальцев на руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.

Раз, два три четыре , пять , хлопаем руками.

IV. Первичное закрепление (работа в парах)

1.- А сейчас будьте внимательными, решите “Веселые задачки в стихах” выражение записать при помощи индивидуальных карточек .

1. Четыре яблока у Саши,

Груша у Серёжи.

Сколько фруктов мы получим,

Если вместе сложим? (5) 4+1=5

2. В кормушке сидели лишь три только птицы.

Но к ним прилетели ещё две синицы. ( 5) (2+3 = 5)

3. Шесть бельчат в лесу гуляли

И грибочки собирали

А один улегся спать.

Сколько их гуляет? (5) 6-1=5

4.У стены стоят кадушки.

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек.

Сколько было в них лягушек? (5) 1+1+1+1+1=5

5.Четыре краски есть у Сани,

Одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами,

Ну, постарайтесь-ка, ребята! (5) 4+1=5

6.Возле грядки две лопатки.

Возле кадки три лопатки.

Все лопатки сосчитать –

Сколько будет? Ровно… (пять) 2+3=5

2. Работа в тетрадях.

- Скажите, как можно получить число 5? ( ответы детей)

Выполняем запись в тетрадях ( ученики по очереди выходят и пишут на доске)

1+ 4 = 5 3 + 2 = 5

4 + 1 = 5 2 + 3 = 5

-Назовите и подчеркните части? ( числа 1 и 4, подчеркивают одной и двумя линиями)

-Где здесь целое? ( число 5, дети обводят кружком)

- Как иначе назвать целое и части ? ( слагаемые и сумма)

-Какое математическое правило использовали? ( от перемены мест слагаемых сумма не меняется)

- Как связаны между собой сложение и вычитание? ( Сложили части, получили целое, от целого вычитаем одну часть, получаем вторую)

5 - 1 = 4 5 – 3 = 2

5 – 4 =1 5 – 2 = 3

- Обведите целое и подчеркните части (ученик выполняет на доске).

V. Рефлексия.

- Поднимите руку, кому было интересно на уроке.

Какое задание было самым интересным и почему?

- Оцените себя с помощью «Светофора». Кто хорошо разобрался в новой теме покажите зеленый круг, если остались трудности по теме урока – желтый круг, не поняли – красный круг.

- Ваша оценка совпала с моей.

Спасибо всем за урок.