Главная страница


Контроль как методический феномен



Скачать 362.1 Kb.
НазваниеКонтроль как методический феномен
Дата03.03.2016
Размер362.1 Kb.
ТипРеферат





Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Контроль как методический феномен………………………..…......4

I.1 Роль контроля в обучении иностранному языку……………………........4

I.2 Функции контроля……………………………………………………………8

I.3 Виды и формы контроля……………………………………………………13

Выводы………………………………………………………………………….21

Глава II. Контроль усвоения языкового материала………………………….23

II.1 Контроль усвоения лексического материала………………………..........23

II.2 Контроль усвоения грамматического материала…………………………26

II.3 Использование тестов в качестве контроля усвоения языкового материала………………………………………………………………………..28 Выводы………………………………………………………………………….30

Глава III. Использование различных видов и форм контроля усвоения языкового материала на средней ступени обучения иностранному языку..32

III.1 Предварительный контроль уровня знаний учащихся. Тестирование

……………………………………………………………………………………32

III.2 Текущий контроль усвоения лексического материала. Опрос…………..
III.3 Текущий контроль усвоения грамматического материала. Контрольная работа………………………………………………

Выводы…………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография………………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………
Введение
На сегодняшнем этапе развития общества иностранный язык играет все более важную роль. Важно и качество усвоения языка, в связи с этим возрастает важность контроля обучения иностранному языку. Цель контроля обучения иностранному языку – проверка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе изучения языка. Контроль также выполняет ряд важных функций, в число которых помимо коррекции, оценки входит также воспитательная. Это говорит о том, что контроль сам по себе – явление не однозначное.

Контроль – это часть проблемы управления обучением.

Актуальность темы состоит в том, что проблема контроля постоянно обсуждается и критикуется, так как несовершенный метод проверки знаний может парализовать все обучение на уроке.

Объект дипломной работы – контроль усвоения языкового материала на уроках иностранного языка.

Предметом дипломной работы являются особенности языкового контроля в обучении иностранному языку.

Цель дипломной работы – изучить учебно-методическую, педагогическую и периодическую литературу по проблеме контроля и выяснить роль контроля в изучении иностранного языка. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. отобрать и изучить литературу по проблеме контроля;

  2. проанализировать полученную информацию и выделить основные направления по этому вопросу;

  3. рассмотреть виды и формы контроля усвоения языкового материала;

  4. составить примерные контрольные задания, с целью проверки усвоения языкового материала.


Глава I. Контроль как методический феномен
I.1Роль контроля в обучении иностранному языку

Прежде всего, сформулируем основной тезис: контроль в том виде как он существует на практике, не только не является продуктивным организованным моментом обучения, звеном или методом, но приносит значительно больше вреда, чем пользы. Усовершенствование контроля, точнее, системы применения контроля в принципе возможно. Но такое усовершенствование окажется, может быть, более пригодным лишь для данной существующей системы обучения, на которую контроль накладывается. Контроль, на наш взгляд, должен не накладываться и даже не ограничиваться тем, что входит в систему, он должен на большей части учебного процесса лишь подразумеваться, быть скрытым для учащихся, которых следует перевести на систему самоконтроля.

Обучение иноязычному общению согласно коммуникативному методу требует методологически иного подхода к решению проблемы, которую называют проблемой контроля, но которая должна называться проблемой управления учением.

Еще в 1968 г. К.А. Москаленко писал: «…несовершенный метод проверки знаний парализовал все обучение на уроке…, систематический опрос и проверка домашнего задания вытеснили с урока и повторение, и … закрепление, и самостоятельную работу». Дело не в том, что контроль не всегда умело, используется, а в том, что Ш.А. Амонашвили удачно назвал «императивным обучением».

«Учитель говорит: - Я буду рассказывать, объяснять, показывать, доказывать, упражнять, спрашивать, требовать, проверять и оценивать. А вы должны слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. И не забудьте: осознавать усвоенное, мыслить самостоятельно!

А если учащийся не хочет действовать подобным образом, то это не смущает учителя. Он говорит:

- А я и не надеюсь на это. Для вашего же блага я вас всех буду принуждать. Для этого у меня есть отметки».

Эта схема не придумана, замечает Ш.А. Амонашвили, она заложена внутри учебного процесса.

Между тем отмечается, что сопровождающая контроль система баллов обладает многими недостатками:

1) отсутствием образа (эталона) для сравнения;

2) осложнением отношений между учителем и учащимися (ученик привыкает видеть в учителе не речевого партнера, а контролера, которого иногда можно обхитрить и обмануть);

3) отвлечением учителя от основных обязанностей;

4) превращением урока в скучное выспрашивание и т.п.

Отмечая отрицательные моменты контроля, Ю. К. Бабанский пишет, что к ним относятся: «снижение самостоятельности, формализм, страх, стрессы, влияние на весь уклад жизни и учебы, эмоциональная напряженность мыслительной деятельности». В.М. Полонский добавляет к этому, что контроль, в частности «двойка… втягивает в конфликт и родителей и учителей, и учеников, рождает в учениках хитрость, трусость, обман и лицемерие».

Протестовал против оценки, которую выставляют ребенку, когда он еще не научился как следует, и В. А. Сухомлинский, который говорил: «… Постепенно все дети сживаются с этим, привыкают к тому, что у Вани и Пети не может быть других оценок, кроме двоек. Это самое страшное, что можно представить в духовной жизни формирующейся личности. Что ожидать от человека, у которого уже в детстве притупилось чувство собственного достоинства».

Те же учителя, которые по тем же причинам ставят не двойку, а тройку, создают другую опасность, о которой тоже писал Сухомлинский: «Страшная это опасность, безделье за партой, безделье 6 часов подряд, месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека… Ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли».

Мы считаем, что главными параметрами контроля должны быть:

  • адекватность объекту контроля

  • валидность приемов контроля;

  • открытость для учителя, но закрытость для учащихся.

Контроль, по самой своей сущности – явление агрессивное. Корни этой агрессивности находятся: во-первых, в наших намерениях заставить школьников добросовестно учиться; во-вторых, в той власти, которую каждый учитель имеет над учащимися, вернее, в возможности проявить свою власть.

В процессе развития социологизации человека на основе сознания формируется его самосознание, которое является необходимым элементом саморегулирования, управления человека самим собой. Это происходит потому, что самосознание включает в себя и самооценку. Она не появляется вдруг, она не мыслима без оценки деятельности человека со стороны.

Можно предположить, что контроль в обучении есть некая фаза, необходимая для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля. При этом важно заметить, что последовательность эта направлена не вообще против необходимости и возможности контролировать учебный процесс, а против контроля, как некого суммативного, нерасчлененного понятия, определяющего некое вездесущее явление.

Школьников нужно учить, как контролировать и корректировать себя. В результате ученики будут обладать внутренним аппаратом, позволяющим им регулировать собственную деятельность до того, как они получат оценку ее со стороны. При наличии самоконтроля и оценки учащийся находит источник стимулирования не в отметке, а внутри учебно-воспитательного процесса, в учебно-познавательной деятельности.

Попытаемся расчленить понятие контроль, уточнить его. Н.А. Сорокин в «Дидактике» пишет: « В общепринятом понимании контроль означает проверку, систематический учет. А также наблюдение, осуществляемое с целью проверки».

Другие авторы включают в контроль коррекцию и оценку, контроль и оценку, контроль и самооценку, т.е. разные комбинации. Как будто это одно и то же. Однако за каждым из этих терминов стоит иная онтологическая сущность.

Сам термин «контроль» тоже не един. Контроль за фактом выполнения домашнего задания и контроль за ошибкой – это совершенно разные понятия: в одном случае контроль обеспечивается осознанием мотивации учения, в другом – профилактикой ошибок, что не одно и то же, ибо относится к разным сферам деятельности.

Контроль следует рассматривать не как отдельную, а как часть другой проблемы – проблему управления учением. В этом случае можно перечислить те феномены, которые участвуют в «управлении». Это: контроль – самоконтроль – взаимоконтроль – наблюдение – коррекция – оценка – учет – самооценка – взаимооценка – отметка. Все это можно назвать инструментами управления учением.

Установление системы управления (перестройка контроля) требует изменения и всей системы обучения, ее характера. Если традиционный контроль разъединяет ученика и учителя, то управление должно обеспечивать диалектическое единство их деятельности.

На наш взгляд нужно изменить психологию учителя и учеников. Это возможно сделать только в том случае, если рассматривать домашнее задание, как работу, не выполнив которую, учащийся не сможет успешно работать на следующем уроке. Основная программа применительно к обучению общению – это программа, в которой должна быть заложена идея профилактики ошибочной деятельности. Ошибка учащегося – это главным образом сигнал, того что программа составлена недостаточно правильно, не учтен какой-либо фактор обучения. Поскольку предвидеть все факторы невозможно, вступает в силу программа корректирования.

Инструменты, которыми должен владеть ученик, это: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка.

На схеме видно, что сначала должен быть открытый контроль, затем на его основе – скрытый. На основе открытого контроля появляется умение самоконтроля и уже на его основе – взаимоконтроль.(Приложение 1 )

Самооценка и взаимооценка вырастают на почве самоконтроля. Таким образом, контроль выступает как один из инструментов, который входит в общую систему управления учением.
I.2 Функции контроля

В учебно-воспитательном процессе контроль, как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны. Они, являясь компонентом процесса обучения, классифицируются согласно той роли, которую они выполняют в этом процессе в соотнесении с деятельностью учителя и учащихся.

Исследование функций контроля показывает, какие конкретные педагогические задачи реализуются в процессе обучения с помощью контроля.

Контроль знаний, умений и навыков выполняет в процессе обучения следующие функции: проверочную, обучающую, диагностическую, корригирующую, управленческую, мотивационно-стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую.

Проверочная функция является наиболее важной и специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, т.е. достижения определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний. Эта функция позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и системно. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах учения, т.е. для решения такого вопроса, как перевод в следующий класс, выдача аттестата, свидетельствующего об окончании базовой или средней школы. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных учеников и учителей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования.

Оценочная функция охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется не только стремление, мотив познания но и желание быть хорошим и не быть плохим. Оценочная функция в немалой степени влияет как на позицию и деятельность учителя, так и на учащегося.

Оценка деятельности учащегося является для них достаточно важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности, что касается учителя, то он оценивает степень достигнутого и сопровождает свою оценку поощрением или рекомендацией о том, что нужно исправить или улучшить, над чем стоит поработать и чему стоит уделить повышенное внимание Смысл любой оценки – в стимулировании учения школьника.

Некоторые ученые (Р.К. Миньяр-Белоручев, А.П. Старков и др.) выделяют мотивационно-стимулирующую функцию, одной из задач которой является создание положительных мотивов учения, в нашем случае – в овладении иностранным языком. Р.К. Миньяр-Белоручев высказывал мнение о том, что «наличие или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся, является дополнительным мотивом их учебной деятельности. Что касается овладения иностранным языком, то контроль способен значительно улучшить интерес к изучению данного предмета. Это положение связано с тем, что контроль создает определенный эмоциональный настрой на уроке, помогая, в качестве подкрепления и стимула, каждому ученику видеть свои успехи, свое продвижение вперед.

С позиций оценочной и мотивационно-стимулирующей функций контроль служит способом, прежде всего обнаружения достижений и успехов школьников.

Правильно организованный контроль служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция – важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных раннее знаний путем их уточнения и дополнения. Учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Обучающая функция контроля в большей мере определяется его психологическими свойствами, способствующими более глубокому усвоению материала. Следует отметить, что данная функция характеризуется серьезными отличиями от аналогичной функции контроля в других предметных областях. По всем предметам ее источником является закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков в процессе выполнения контрольных заданий. Применительно к иностранному языку учащийся, помимо тренировки в общении или действии с языковым материалом, приобретает языковой опыт, важный источник совершенствования речевых умений и навыков.

Корригирующая функция реализуется следующим образом: учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся и, при необходимости вносит определенные коррективы в приемы обучения, если он считает, что те приемы, которые он использовал, недостаточно эффективны для достижения поставленной цели. В дальнейшем учителю нужно убедиться что коррекция дала положительный эффект. Процесс и результаты контроля очень важны для совершенствования работы учителя. Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны своей работы, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Корректировочная деятельность должна осуществляться систематически, так как именно систематичность влияет на эффективность корректировочной деятельности.

Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений, навыков. Привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции проявляется в способности произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения, обнаружив тем самым «успешность или неуспешность учения, и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность».

Таким образом, в соответствии с диагностирующей функцией, контроль направляет деятельность учителя на выявление и измерение достижений и недостатков в обучении иностранному языку.

В некоторых методических работах выделяется обобщающая функция контроля. Эта функция заключается в том, что контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы или по истечении части учебного курса/года.

Контроль следует рассматривать не как самостоятельную проблему, а как часть другой – проблемы управления учением. В связи с этим выделяется следующая функция – управленческая. Управленческая деятельность учителя должна обеспечить организацию процесса обучения с учетом закономерностей учения и его особенностей. Что касается иностранного языка, то учителем обеспечивается управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями. Для того чтобы контроль в овладении иноязычной культурой действительно стал инструментом педагогического воздействия, надо чтобы наблюдательность учителя сочеталась с должной требовательностью, доброжелательностью и основывалась на знаниях закономерностей процесса овладения иноязычной культурой. Управленческая функция реализуется лишь в том случае, когда все звенья в процессе обучения взаимодействуют по оптимальным параметрам.

Велика развивающая функция контроль. Она заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Ф.М. Рабинович пишет, что «установка на контроль, как показывают исследования психологов и методистов, влечет за собой интенсификацию работы мозга, поддерживает его в деятельном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивает активное отношение учащихся к предмету усвоения».

Таким образом, развивается самостоятельная мыслительная деятельность учащихся. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. Контроль способен развивать интеллект учащегося, совершенствовать культуру его мышления, его логики. При проверке учащимся необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщать, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

Контроль решает и воспитательную функцию, так как он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует учащихся, воспитывает у них чувство ответственности за свою работу, развивает умение быстрой концентрации усилий для решения в определенный срок конкретной умственной задачи, воспитывает сосредоточенность, умение мобилизовать внутренние резервы психики: мышления, памяти, внимания, восприятия; приучает к систематическому учебному труду, что особенно важно при изучении иностранного языка, так как язык требует постоянной работы над ним. Контроль также стимулирует активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней. Н.С. Шебеко считает, что «контроль содействует воспитанию у учащегося таких черт характера, как настойчивость, воля, выдержка, самообладание, критическое отношение к своему труду».

Анализ функций контроля показывает их зависимость от целей и задач контроля. Контроль своими средствами должен способствовать реализации задач обучения, поэтому назначение контроля в определенном плане адекватно целям обучения. Контроль – это компонент педагогического процесса, а, значит, цели обучения должны найти свое отражение в целях контроля. Задачи контроля определяются как задачами конкретного периода, так и спецификой самого контроля как вида деятельности. Ведущей задачей контроля является объективное и точное определение уровня владения языковым материалом и речевыми умениями на определенном этапе.
I.3 Виды и формы контроля

В педагогической и методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы например); с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Таким образом, все виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

З.К. Мажуолене подчеркивает, что «тот или иной вид контроля выделяется в зависимости от цели его проведения» В соответствии с ее подходом, выделяют 5 видов контроля:


  • контроль готовности к овладению деятельностью (предваряющий);

  • контроль готовности к учебной деятельности (как часть учебного процесса);

  • контроль процесса овладения компонентами деятельности ( в ходе учебного процесса);

  • контроль результатов учебной деятельности (как часть учебного процесса);

  • контроль результатов учебной деятельности (после завершения учебного процесса).

Нужно отметить, что большинство методистов придерживаются общедидиактического подхода и выделяют текущий и итоговый контроль. Лишь С.В.Шатилов, пытаясь учесть специфику иностранного языка как учебного предмета предлагает ввести следующие понятия: «обобщающий», «тематический» и «периодический». Но как считает Е.В. Мусницкая, обобщающий контроль есть частный случай итогового. Остановимся подробнее на каждом из перечисленных видов контроля.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения ин6остранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Он имеет очень большое значение для успешной работы с разными категориями учащихся.

При знакомстве с новой группой целесообразно проверить уровень сформированности речевых умений. Идеально было бы провести индивидуальную проверку каждого ученика, но это невозможно из-за ограниченного времени, отведенного на изучение иностранного языка. Также можно проверить сформированность отдельных языковых навыков. Для этого необходимо выделить один урок.

На сновании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Иногда контроль данного вида по мнению М.И. Ерецкого и В.С. Пороцкого, называют «вспомогательным», поскольку он помогает учителю выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала.

Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка.

Текущий контроль в ходе урока необходим, прежде всего, для проверки первичного усвоения вновь разучиваемых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых единиц.

Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Этот вид контроля имеет еще одно важное значение: помимо поэтапного установления учителем соответствия между намеченной целью и достигнутыми результатами обучения, контроль данного вида «призван предупредить забывание знаний, угасание навыков и умений».

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности учителя. Текущий контроль является органичной частью всего учебного процесса. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым.

Периодический (рубежный, спорадический, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть или в семестр. Примером такого контроля могут служить контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты.

Поскольку этот вид контроля осуществляется в процессе становления речевых умений, то, можно сказать, что данный вид контроля – это своего рода подведение итогов приращения в области речевых умений. Поэтому уместно утверждать, что объектом контроля в этом случае будут речевые умения.

С.Ф. Шатилов разделяет тематический и периодический виды контроля. Он считает что тематический контроль предусматривает контроль степени усвоения и овладения изучаемым материалом и соответствующими навыками и умениями после изучения каждой темы на повторительных уроках. А периодический контроль, по его мнению, проводится в конце каждой четверти и каждого полугодия. Этот вид контроля предусматривает контроль навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Итоговый контроль - это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или ному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой. Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности.

Понятие «форма контроля» трактуется различными учеными по-разному. В педагогической литературе можно встретить следующую формулировку: «Формы контроля» - это способ деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками». Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

П.И. Пидкасистый дает такое определение: «Формы контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса».

Из выше приведенных определений можно сделать вывод, что под термином «форма контроля» подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. Например, при осуществлении предварительного контроля могут использовать тесты или собеседование. Что касается текущего контроля, то в процессе его осуществления используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Контрольные задания и тесты могут быть формами и периодического контроля. Следует помнить, что все формы контроля могут быть как устными так и письменными.

В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля: устный контроль (опрос) или собеседование; письменный контроль (контрольные работы и задания); тестирование. Также формами контроля могут быть: индивидуальные или фронтальные; дноязычные и двуязычные.

Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:

Виды контроля

Формы контроля

предварительный

Тестирование – а) индивидуальное; б) письменное; собеседование – а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

текущий

Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

периодический

Опрос (разные виды). Контрольные работы, тестирование

итоговый

Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен


Рассмотрим каждую из форм контроля.

Опрос. Это хорошо известная, широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанный с ходом урока. В методике есть различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный. Что касается устного опроса, как текущего, то он проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.

Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить боле полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при индивидуальном опросе отвечает только один ученик, а остальные учащиеся остаются пассивными. Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, охватывать основной материал. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний.

Таким образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая форма контроля подготовленной или неподготовленной монологической, а иногда и диалогической речи учащихся и уровня ее сформированности.

Фронтальный опрос – это такой этап урока, на котором, как правило, учитель опрашивает учащихся всей группы. Такая «дежурная» регулярная форма контроля может проводиться несколько раз за урок. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений. Как форма контроля он имеет определенные достоинства и недостатки. К его, положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременной всех учащихся группы, интенсивная активизация их мышления, памяти, внимания, ускоренной речевой реакции, обучающий эффект, а также возможность поставить оценки за один и тот же отрезок времени всем или большинству учащихся группы.

Для того, чтобы данная форма опроса была эффективной, рекомендуется следующее:

  • планируя фронтальный опрос, не допускать, в процессе его проведения незапрограммированного индивидуального опроса;

  • продумывать и планировать время, отводимое на уроке на фронтальный опрос таким образом, чтобы не затягивать время;

  • планировать фронтальный опрос таким образом, чтобы он органично вплетался в канву урока, не нарушая общедидактических и методических принципов обучения иностранному языку, таких как нарастание трудностей, систематичность, последовательность и доступность, а также, помня о том, что основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, необходимо соблюдать принцип коммуникативности.

Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует умственную деятельность, внимание, сосредоточенность вырабатывает быструю речевую реакцию на иностранном языке, а это в свою очередь, повышает обучающий эффект процесса контроля.

Однако фронтальному опросу присущи определенные недостатки: фронтальный опрос дает поверхностное представление о знаниях учащихся и является относительно неглубоким в силу определенной рассредоточенности внимания учителя на многочисленные объекты.

Комбинированный опрос – это опрос, сочетающий в себе индивидуальный и фронтальный формы опроса. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуются не только одному ученику, которого планируется опросить, индивидуально, но и все учащимся группы.

Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся, которые одновременно тренируются и контролируют друг друга. Этот вид опроса получил распространение в последнее время. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, а также вносится определенное разнообразие в учебный процесс, повышается интерес к овладению иностранным языком как средством общения, увеличивается полезное время обучения на уроке, «реализуется индивидуализация обучения, в том числе в плане темпа выполнения заданий».

При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, т.е. систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявление поведения, говорящих о сформированности умений и навыков и других результатов обучения. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценки учащихся для своевременного выявления отставания или неуспеваемости.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков учащихся. Данная форма контроля является весьма экономичной как в плане одновременного охвата проверкой всех учащихся группы за один и тот же отрезок времени, так и с точки зрения возможности обработки и получения результатов. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявить ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы, в то время, как при устном ответе ученик часто сначала говорит определенные предложения, затем может их исправить каким либо образом или вообще, не закончив одного предложения, приступить к формулированию другого. Письменная проверка используется во всех видах контроля, а также осуществляется как на уроке так и вне его.

Следует придерживаться основных правил, которые существуют для организации и проведения контрольных письменных работ, проводимых в учебное время.

  1. Задания для контрольных работ готовятся заранее, их формулировки тщательно выверяются, чтобы они были доступными и понятными для всех учащихся.

  2. Желательно, чтобы задания контрольный работы носили индивидуальный характер, что дает возможность каждому ученику выполнять посильное для него задание, с одной стороны, и предотвращает списывание - с другой.

  3. Письменные контрольные задания выполняются в специальных тетрадях.

После проверки оценки контрольных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызывающие неудовлетворительные отметки. Следует помнить, что анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ контрольных работ, оцененных высокими баллами, с точки зрения полноты и оригинальности предложенного варианта.

Выводы

Проанализировав учебно – методическую литературу, мы пришли к выводу, что контроль - явление не однозначное, но несомненно требующее тщательного исследования. Контроль должен быть продуктивным организованным моментом обучения, который бы управлял бы учением, а в последствии стал бы необходимым элементом саморегулирования, управления человека самим собой. Несмотря на то, что в процессе развития социологизации человека контроль необходимо постоянно совершенствовать, он всегда будет выполнять обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, управленческую, оценочную, стимулирующую, развивающую или воспитывающую функцию.

В педагогической и методической литературе на основании специфики дидактических задач обычно выделяют виды и формы контроля:
Способ деятельности учителя и учащихся определяет форму контроля, которая может быть устной или письменной, т.е. в форме опроса, контрольной работы, теста и т.д.

Глава II. Контроль усвоения языкового материала

II.1Контроль уровня сформированности лексических навыков

Большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность. К языковым навыкам мы относим: лексические, грамматические и произносительные навыки.

Большие трудности, связанные с овладением лексикой, важность и значение лексики для овладения речевой деятельностью указывают на исключительную актуальность контроля в ее усвоении.

Однако в практике обучения контроль за усвоением лексики носит случайный характер и не дает сколько-нибудь объективного представления об истинном положении в области обучения лексике.

Важность владения лексическим аспектом для осуществления любого вида речевой деятельности на иностранном языке, а также значительные трудности овладения лексическими навыками заставляют придавать особое значение контролю за уровнем их сформированности. Из этого следует, что текущий контроль сформированности лексических навыков - важная задача, обеспечивающая эффективное обучение общению.

«Лексический навык – это способность осуществлять адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову лексической единицы и ее правильному сочетания с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в качестве одного из условий речевой деятельности».

Навык складывается из системы действий и операций, которые, в конечном счете, обеспечивают наличие всех качеств, присущих навыку. Действия и операции поддаются измерению, в то время как сам навык измерить очень сложно, поскольку, как уже говорилось выше это явление многомерное, сложное, исключающее многие характеристики, так как навык функционирует в устной речи и вычленить его достаточно сложно.

Объектом контроля в лексике предлагается считать навыки пользования лексикой. Контроль в лексике реализуется в двух направлениях: как контроль процесса усвоения и результатов усвоения.

Для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из их употребления; другие же операции носят подчиненный характер. Здесь стоит отметить, что операции по переводу слов из оперативной памяти в долговременную и наоборот различаются по своим механизмам. Операция по переводу лексических единиц из долговременной памяти в оперативную заключается в актуализации лексики. В реальной действительности важно стремиться к тому, чтобы заложить в память учащихся и получить такое количество единиц, «которое обеспечивает раскрытие заданного содержания».

При операции актуализации припоминается не просто единица словаря, а единица в различных связях. Использование иноязычной лексики в процессе устного речевого общения вызывает часто затруднение у обучаемых. Это выражается в неправильном употреблении тех ил иных лексических единиц, в неправильном изменении их формы и неверном сочетании с другими лексическими единицами в процессе высказывания, неадекватном включении их в собственную речь.

Причина указанных затруднений заключается в сущности слова как лингвистического явления, которое представляет собой узел целой системы связей. Поэтому важной операцией по соединению слов является определение уровней лексической и синтаксической сочетаемости. Существенной характеристикой этой операции является степень сформированности механизма переноса. Овладение этим механизмом обеспечивает быстроту в образовании сочетания, варьируемость и охват лексики.

Следующей операцией будет операция по замещению свободного места в высказывании в сочетании со смысловым соответствием и правильным грамматическим оформлением выбранной лексической единицы. Поэтому корректное функционирование лексического навыка, при котором правильно реализовались бы все связи слова, осуществляется при успешном выполнении учащимися вышеуказанных операций, каждая из которых может рассматриваться как обязательный компонент того действия, овладение которым ведет к выработке автоматизмов употребления лексики иностранного языка в процессе активной речевой деятельности и которое одновременно является объектом контроля.

К контролю лексических навыков говорения могут быть предъявлены следующие требования:

  • самостоятельное выполнение операций значения и выражения;

  • заданность содержательной стороны высказывания;

  • ограничений речевых реакций рамками отдельной фразы или микровысказывания;

  • направленность на целостный речевой акт в единстве его произносительных, грамматических и лексических аспектов с вычленением для контроля одного, в данном случае лексического.

Показателем правильности выполнения указанных операций при контроле уровня сформированности лексических навыков и говорения могут быть:

  • факт адекватного и спонтанного выбора слова для его конкретного использования в конкретной ситуации общения;

  • безошибочность использования слова не только адекватно ситуации общения, но и в плане грамматической правильности – структурного и морфологического оформления;

  • правильность сочетания слов между собой;

  • достаточное кол-во использованных словосочетаний для реализации цели высказывания в конкретной ситуации общения, а также корректное грамматическое оформление словосочетаний.


Из вышесказанного делаем вывод, что необходим такой способ контроля, который «позволил бы проверить владение не изолированными словами, а всем единством его связей». В данном случае приемы могут быть следующими:

  • выбор всех возможных сочетаний с заданным словом; с этой целью учащимся можно предложить колонки слов, т.е. варианты для возможных сочетаний;

  • подбор синонимов или антонимов;

  • группировку слов с использованием определенных предлогов;

  • соотнесение существительных с прилагательными;

  • подбор определенного кол-ва слов, соответствующий предложенной теме;

  • исключение из списка слов, не соответствующих теме;

  • пояснение каких-то реалий своими словами;

  • подстановка (заполнение пропусков), закачивание фраз;

  • перевод с родного языка на иностранный, при условии изоляции трудностей.


II.2Контроль уровня сформированности грамматических навыков

Согласно определению А.Ю. Горчева «грамматическим навыком мы называем приобретенную способность к категоризации чувственного опыта индивида, т.е. соотнесению речевого замысла с системой грамматических значений, а последних – с организованным выбором средств ее выражения. Е.И. Пассов определяет этот навык следующим образом: «Грамматический навык есть способность производить адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову и морфолого-синтаксическому оформлению грамматической модели, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной модели в качестве одного из условий речевой деятельности». Е.И. Калмыкова считает, что, к контролю грамматических навыков говорения могут предъявляться следующие требования:


  1. направленность на целевой речевой акт в синтезе его произносительной, лексической и грамматической сторон с вычленением для контроля одной грамматической стороны;

  2. самостоятельное выполнение операций означения (при этом контролирующая форма не содержится в задании) и выражения, при этом учащимся не дается образец высказывания, а предыдущее высказывание не служит образцом для формулирования последующего;

  3. заданность содержательной стороны речи;

  4. ограничение речевых реакций рамками отдельной фразы или микровысказывания.

Для осуществления контроля продуктивных грамматических навыков и получения достоверных его результатов используются, с учетом перечисленных выше требований специальные приемы контроля, выбор которого варьируется в зависимости от этапа обучения и от возраста обучаемых.Такими приемами могут быть:

  1. ответы на специальные вопросы, которые содержат проверяемый грамматический материал (явления, структуры);

  2. самостоятельное употребление в высказываниях контролируемого грамматического материала, стимулирование заданиями типа: «Скажите, где…когда…», «Выскажите свое мнение о…» и т.д.;

  3. по мнению А.Ю. Горчева, «наиболее подходящим приемом контроля сформированности грамматических навыков устной речи следует считать использование косвенных вопросов или просьб на родном языке обучаемых в связи с той или иной ситуацией общения и обязательным употреблением или проверяемой грамматической единицы в единстве ее противочленов, т.е. в виде скрытой (от учащихся) грамматической проблемы»;

  4. тестовая методика.


Говоря о контроле, необходимо помнить, что процессуальный контроль невозможен, если «в системе обучающих упражнений отсутствуют промежуточные упражнения, использующиеся в определенной последовательности и помогающие проверить ход обучения частным действиям, составляющим навык».

В методической литературе можно встретить следующую точку зрения: упражнения могут совмещать различные функции, в том числе и контролирующего. Но, думается, что в таком контроле может использоваться не всякое упражнение. В качестве контролирующих упражнений могут быть использованы лишь такие, выполнение которых подталкивает учащихся самостоятельно производить все операции, составляющие грамматический навык.

Также хочется остановиться на таком приеме контроля, как использование перевода с родного языка на иностранный. По этому поводу постоянно спорят методисты. С одной стороны, этот прием имеет ряд преимуществ. Например, одним из преимуществ можно считать то, что этот прием дает возможность четко детерминировать употребление той грамматической структуры, которая и является объектом контроля. Но следует заметить, что операция выбора в данном случае хотя и проверяется, но решение при использовании приема перевода определяется не речевой ситуацией, что происходит обычно в реальном общении, а представляет собой подбор соответствующего эквивалента в родном языке в иностранном языке, что имеет место при переводе. Перевод как способ контроля можно использовать ограниченно, отдавая предпочтение одноязычным контрольным упражнениям. Но отрицать его вообще как прием контроля грамматических навыков не стоит.

II.3 Использование тестов в качестве контроля усвоения языкового материала

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку считается тест.

Тест рассматривается как форма контрольно – тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики) уровня обученности и характеризующаяся следующими чертами:

  • простотой процедуры выполнении,

  • стандартностью структуры,

  • мелкой дозировкой учебного материала,

  • легкостью осуществления обратной связи,

  • возможностью непосредственной фиксации результатов, квалиметрическими качествами, т.е. удобством количественного выражения качества выполнения задания.

Тесты могут быть промежуточными (тематическими) или итоговыми. Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Тестирование в обучении иностранному языку проводится для выявления:

  1. уровня достижений в определенном виде деятельности;

  2. способностей к определенному виду деятельности;

  3. трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предлагает измерение. Главная отличительная черта тестирования – объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том чтобы поставлять количественную информацию.

При создании тестов нужно следовать трем основным этапам :

  1. дать ясные и недвусмысленные теоретические – научно – обоснованные определения умений, которые надо измерить;

  2. точно установить условие и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением;

  3. количественно определить результаты наблюдений, с тем чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой – самооценкой работы самого учителя.

Однако чрезмерное увлечение тестированием без должного критического осмысления различных его аспектов может привести к недостаточно объективной оценке его учебной ценности и тем самым вместо пользы принести вред делу практического преподавания иностранного языка.
Выводы

Ошибочно утверждать, что владение грамматикой иностранного языка важнее чем владение лексическим аспектом. Поэтому контроль за усвоением лексики ни в коем случае не должен носить случайный характер, так как сформированность лексических навыков – важная задача, обеспечивающая эффективное обучение общению. Контроль в лексике реализуется в двух направлениях, как контроль процесса усвоения и результатов усвоения.

Способность соотносить речевой замысел с системой грамматических знаний, с выбором средств ее выражения еще одно звено, обеспечивающее эффективное обучение общению. Таким образом, грамматический аспект любого языка, а вместе с ним и трудности, связанные с овладением того или иного материала, указывают на актуальность контроля в его усвоении.

Для осуществления контроля усвоения языкового материала необходимо соблюдать требования, предъявляемые к конкретному виду контроля, умело выбирать адекватную форму контроля для получения достоверных результатов учитывать специальные приемы контроля, выбор которых варьируется в зависимости от этапа обучения и возраста обучаемых.

На современном этапе в обучении иностранному языку широко применяются тесты в качестве контроля усвоения языкового материала. Считается, что они являются одним из наиболее эффективных средств контроля. Однако, не все методисты придерживаются того же мнения, считая что тесты не выявляют ни истинный уровень достижений в определенном виде деятельности, ни способностей к данному виду деятельности.

Большая трудность возникает и при создании тестов, а в частности в умении отобрать такой материал, какой бы не создавал неясных, двусмысленных либо спорных вариантов ответа.

Таким образом, контроль усвоения языкового материала – это сложное звено в управлении учебным процессом, которое невозможно разграничить на более или менее эффективные виды или формы контроля, так как каждый из них имеет ряд достоинств присущих только ему.


Глава III. Использование различных видов и форм контроля усвоения языкового материала на средней ступени обучения иностранному языку.
С 4 ноября по 4 декабря 2007 года я проходила практику «Пробные уроки и занятия 2» в 24 школе в 5 «Г» классе, учитель Конеева Ольга Леонидовна. За время практики я провела 8 уроков в этом классе, которые были посвящены различным темам и на которых учащиеся узнавали новый грамматический и лексический материалы. Для проверки и закрепления знаний, умений и навыков, полученных учащимися были проведены тесты и контрольные занятия.

III.1 Предварительный контроль уровня знаний, умений и навыков

III.2. Текущий контроль усвоения лексического материала

III.3. Текущий контроль усвоения грамматического материала

Выводы

Заключение
В данной работе была сделана попытка доказать важность контроля обучения иностранному языку. В процессе исследования понятия «контроль» я изучила соответствующую литературу по этому вопросу. На мой взгляд, контроль в настоящее время приобрел статус одного из важнейшего в методике явления. Несмотря на некоторую психологическую сложность (отношения учителя и ученика и т.д.) контроль – эффективнейшее средство проверки знаний учащихся в иностранном языке.

Что касается форм и видов контроля, то я считаю, что нельзя четко разграничивать их на более и менее эффективные. Каждый вид контроля, будь то опрос или контрольная работа имеет ряд достоинств, присущих лишь ему. В современной школе педагоги должны уделять качеству контроля как можно больше внимания, так как порой неподготовленность к контролю ?????


Библиография

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. // М., 1980.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогика //

  3. Биболетова М.З. Enjoy English 3 // 1997

  4. Бим И.Л. статья « Использование контроля на уроке иностранного языка в старших классах». // Иностранные языки в школе № 3, 1996

  5. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе № 2, 1991.

  6. Денисова Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе № 2, 1995.

  7. Мажуолене З.К., Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока. // Воронеж, 1968.

  8. Миньяр – Белоручев Р.К. ???????????

  9. Мусницкая Е.В., Пассов Е.И. Контроль как методический феномен // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: книга для учителя: из опыта работы / Ред. сост. В.А. Слободчиков. – М. Просвещение 1986.

  10. Полонский В.М.

  11. Рабинович Ф.М. Контроль на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе № 1, 1987.

  12. Рогова Г.В, Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / М. Просвещение, 1991.

  13. Розенкранц М.В. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: книга для учителя: из опыта работы / Ред. сост. В.А. Слободчиков. – М. Просвещение 1968.

  14. Сухомлинский В.А. ???????

  15. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки? ????

  16. Шебеко Н.С., Пидкасистый П.И., Горчева А.Ю. Педагогика / ????