ч:
А) не пишется ь; б) пишется ь.
7. Выберите верное утверждение:
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А) по лицам и числам; б) по родам и числам.
8. Выберите верное утверждение:
Если глагол отвечает на вопрос что делает? Или что сделает? , то перед –ся:
А) ь пишется; б) ь не пишется.
9. Выберите верное утверждение:
Укажите, в каких словах пишется окончание –ет:
А) гон…; б) сине…; в) леч…; г) стел… .
10. Выберите верное утверждение:
В каких глаголах пишется суффикс – я-:
А) та…л; б) кле…ла; в) успоко…л; г) леле…л.
11. Выберите верное утверждение:
Укажите, в каких словах пишется окончание –ешь:
А) леч…; б) дыш…; в) се…; г) гон… .
12. Выберите верное утверждение:
В каких глаголах пишется суффикс –е-:
А) удар…л; б) засе…л; в) прола…л; г) увид…л.
13. Выберите верное утверждение:
Укажите, в каких словах пишется окончание –ем:
А) перебира…; б) слыш…; в) чу…; г) усво… .
14. Сделайте морфологический разбор всех глаголов. Текст спишите:
Изредка солнечный луч падает на отдельные берёзы. Они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли.
Диктант.
Иволга.
Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живёт иволга в берёзовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зелёной листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти её гнездо. Не всегда удаётся близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснёт она ярким опереньем.
Задание: сделайте морфологический разбор пяти глаголов.
Диктант.
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении.
Задание:
Разберите выделенные слова по составу.
Второе предложение разберите по членам и по частям речи.
Диктант.
Вечерняя прогулка.
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота. Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. С соседнего ржаного поля доносится приятное токанье перепела. Снизу веет лёгкой вечерней прохладой.
Задание:
Разберите по членам предложения с однородными членами.
Выпишите 3 словосочетания.
Диктант.
Весна.
Солнце весною дольше остаётся на небе и греет с каждым днём все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озёра. Лёд на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Ещё снег не сойдёт, а уже начинает показываться новая травка и первые цветы.
Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и жёлтые одуванчики.
Задание:
Выпишите из текста сложное предложение, разберите его по членам предложения.
Выпишите 2-3 словосочетания сущ.+прилаг., укажите грамматические признаки.
Сделайте грамматический разбор любого существительного, прилагательного, глагола из текста.
Контрольный диктант.
Весеннее расписание.
Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины. Важно на проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лёд. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лёд своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой. А в мае лес развешивает зелёные флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звёзды освещают его посадочную площадку.
Контрольный тест.
В слове снегирь:
А) 1 непарный звонкий согласный звук; б) 2 непарных звонких согласных звука;
В) 3 непарных звонких согласных звука; г) 4 непарных звонких согласных звуков;
Д) 5 непарных звонких согласных звуков.
2. Зачеркните слова, в которых допущены ошибки:
А)заъехали; б) подъпрыгнул; в) подъехали; г) помощь; д) товарищь.
3. Зачеркните слова, которые неправильно перенесены:
А) прос-нул-ся; б) у-га-дал; в) осе-нний; г) ве-сен-ний; д) за-сме-ял-ся.
4. Подчеркните слова, однокоренные для слова рисовать:
А) рисовая; б) рисунок; в) зарисовка; г) рис.
5. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной о:
А) кв…ртира; б) г…ризонт; в) п…льто; г) п…сажир; д) комн…та.
6. Вставьте окончания, подчеркните имена существительные 3-го склонения:
А) К нашей радост… , этой осенью стояла прекрасная погода.
Б) В сырост… и слякот… наступал март.
В) Конь быстро скакал по дорог… к пристан… .
7. Зачеркните неправильные высказывания:
А) имена прилагательные изменяются по родам;
Б) имена прилагательные не изменяются по падежам;
В) имена прилагательные имеют три лица;
Г) имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже.
8. Вставьте окончания, подчеркните окончания, подчеркните глаголы будущего времени:
А) Скоро птицы улетят на юг.
Б) Зимой солнце светит… , но не гре…. .
В) Подруга напиш… тебе письмо.
9. Разберите только те предложения, в которых есть однородные сказуемые:
А) Скоро буйно зацветёт сирень, черёмуха, яблони.
Б) Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон.
В) Страшный буран свистел, стонал, ревел и распугал лесных животных.
10. Подпишите подходящие названия животных:
А) голоден, как… ; б) хитёр, как …; в) труслив, как…; г) неповоротлив, как …; д) нем, как …. .
Итоговый диктант.
Летняя прогулка.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!
Задание:
Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
Разберите по членам предложения любое предложение.
Разберите по частям слова любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого деревья.
Контрольное списывание.
Удивительное дерево.
В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
Задания: 1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвёртое предложение.
Контрольное списывание.
Удивительное дерево.
В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
Задания: 1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвёртое предложение.
Контрольное списывание. Удивительное дерево.
В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
Задания: 1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвёртое предложение.
|