Планируемые результаты обучения к концу 4 класса
обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложения;
признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
признаки однородных членов предложения;
лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Контрольно - измерительные материалы по русскому языку в 4 классе.
Проверочное списывание.
Лось.
Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан.
Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка. Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие, стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.
задание: подчеркнуть одно восклицательное предложение.
Диктант.
Поздняя осень.
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые качаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. кудрявое дерево её усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматические задания: Вариант 1:
1. Разберите по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркните словарные слова.
3. К слову "срезают" запишите проверочное.
Вариант 2:
1. Девятое предложение разберите по членам предложения.
2. Подчеркните словарные слова.
3. К слову "тяжёлые" запишите проверочные слова.
Проверочная работа по теме:"Однородные члены предложения" (тест).
1. Выберите и отметьте знаком "+" правильный ответ.
Однородные члены предложения относятся:
а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;
б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;
в) к одному и тому же слову в предложении.
2. Прочитайте предложение. Выберите и подчеркните одной чертой те слова, которые относятся к слову Женя:
Женя вытерла слёзы, приложила телеграмму к губам и тихо прошептала: "Папа, приезжай скорей!"
3. Прочитайте предложение. Выберите и подчеркните одной чертой те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос:
Зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер.
4. Выберите и отметьте значком "+" предложения с однородными членами:
а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки.
б) Закружились снежные хлопья, понеслись снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
г) Ветер весело шумит, судно весело бежит.
5. Вставьте в правило пропущенные слова:
Однородные члены предложения относятся к _______________ слову в предложении и отвечают на ______________ вопрос.
6. Подчеркните одной чертой однородные члены предложения в каждом предложении:
а) Я спустил ноги с кровати, потихонечку оделся и вышел на улицу.
б) * Земля от листьев жёлтая стала, а под клёном она красная и оранжевая, как на картинках.
7. Вставьте, где надо, пропущенные знаки препинания:
Муравей сидит на листике и думает :"Ничего, успею: вниз ведь скорей." А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несётся листок через лес через реку через деревню.
8. Исправьте, где надо, ошибки в знаках препинания:
1) Кот переплыл реку, и выбрался на берег.
2) Чик перестал задираться с соседями и крепко подружился с ласточками.
3) Без рук без топорёнка построена избёнка.
4) Человек сидел у окошка и смотрел на двор.
5) Дождик вымочит а солнце высушит.
6) Душный вечер пыль приносит, и глаза песком заносит.
Изложение.
Переполох в лесу.
На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на них. Захрюкали, завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.
Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишки срывает.
Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
Диктант.
Русские леса.
Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зелёные вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые берёзки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочкам дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клёна. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
Задания:
1. Третье предложение разберите по составу.
2. Укажите части речи в последнем предложении.
3. Выпишите из текста:
1 вариант: три существительных мужского рода;
2 вариант: три существительных женского рода.
Проверочная работа по теме:"Имя существительное"(тест).
1. Выберите правильный ответ:
Склонение - это ...
а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.
2. Выбери падежные вопросы и рапредели их по падежам:
Падежи: Падежные вопросы:
Именительный _________________ кем? чем?
Родительный__________________ кто? что?
Дательный____________________ кого? чего?
Винительный__________________ о ком? о чём?
Творительный__________________ кого? что?
Предложный____________________ кому? чему?
3. Выбери существительное в родительном падеже:
а)петь в тиши;
б) достать из печи;
в) ходить около клуба;
г) увидеть кошку;
д) куртка сына;
е) ложка мёда.
4. Выбери существительные в дательном падеже:
а) книга о подвиге;
б) помочь бабушке;
в) идти по аллее;
г) приехать к другу;
д) спеть маме;
е) подойти к папе.
5. Выбери существительные в творительном падеже:
а) искать под столом;
б) сидеть на скамье;
в) стоять перед домом;
г) гордиться другом;
д) спрятаться за елью;
е) играть с братом.
6. В тексте подчеркните существительные в именительном падеже:
Любит лётчик самолёт, пулемётчик - пулемёт,
Как стекло, светло и чисто блещет мастера станок.
У бойца - кавалериста серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке парту, книгу и тетрадку.
7. В тексте подчеркните существительные в винительном падеже:
Всю весну мечтал Володя: "Хорошо бы было так,
Чтоб коза на огороде прополола весь сорняк."
Он обдумал это дело, план Володин был неплох:
Чтоб коза сорняк поела, но не трогала горох.
8. Выберите существительные в предложном падеже:
а) сидеть на скамье;
б) читать о герое;
в) мечтать о лете;
г) озеро в лесу;
д) увидеть картину;
е) плыть на плоту.
Изложение.
Этим летом Андрюша с Костиком жили на даче. Около дома у самой дорожки рос куст жасмина. Мимо него все ходили и любовались цветами. Как–то раз ребята увидели, как соловей с соловьихой вили гнездо среди веток жасмина. Они таскали соломинки в клюве, и гнездо строилось быстро.
Однажды пришла молочница и стала греметь бидоном около куста. Потом прибежала соседка и что-то громко закричала хозяйке. Соловьи выпорхнули из гнезда и улетели.
Ребята огорчились. На следующий день мальчики вышли с лопатой, и через час от дома к калитке пролегла новая дорожка. Куст жасмина остался в стороне.
Андрюша и Костик с нетерпением ждали пернатых певцов, и те наконец вернулись. Теперь их никто не потревожит.
Проверочная работа по теме: «Имя существительное»(тест).
Соедини линиями признаки существительных и склонение, к которому они относятся:
1-е склонение
| К этому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о; -е.
| 2-е склонение
| К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающихся на мягкий знак (с нулевым окончанием).
| 3-е склонение
| К этому склонению относятся имена существительные мужского или женского рода с окончаниями –а; -я.
|
Найди ошибку (если она есть) в том, как написано правило:
Чтобы определить, к какому склонению относятся данное имя существительное, надо поставить его в начальной форме – родительном падеже множественного числа.
Запиши свой вариант _______________________________________________________
Найди лишнее слово по типу склонения, подчеркни его:
Волна, бумага, зеркало, Костя.
Отвага, капель, власть, весть.
Народ, берет, носорог, вера.
Череда, поляна, дядя, ананас.
Дело, богатство, наследство, чаша.
Приключение, мышь, блажь, гордость.
Подчеркни в тексте все имена существительные. Надпиши над ними склонение и падеж:
На чердаке старого домика жил маленький гном. После захода солнца гном выходил в сад на прогулку. Гном очень любил старый заросший сад.
Соедини линиями имена существительные со склонениями, к которым они относятся:
1 –е склонение
2 –е склонение
3 –е склонение
| Окно
Сражение
Трель
Папа
Мышь
Надежда
Сторона
Утро
Стена
Планета
Память
Москва
Село
посёлок
| Контрольное списывание.
1Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил её наружу.
2.Наконец кот попался. Он украл кусок колбасы, полез с ним на берёзу, сорвался с ужасающим воем и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Вытащить из-под дома кота поручили Лёньке.
3.Рыжий кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы выслеживали кота.
Задание: Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ. Обозначьте склонение существительных
| Диктант.
На лесной полянке.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живёт. Вот старый пенёк. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улёгся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
Слова для справок: ящерица, хвороста.
Грамматические задания:
укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.
выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.
определите одним предложением, почему зайца называют беляк.
Изложение.
Орёл и кошка.
За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.
Вдруг появился степной орёл. Молнией спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Орёл не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котёнка и схватился с кошкой. Закипела битва.
У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котёнка.
Слова для справок: могучие, выклевал, сделала прыжок, израненного.
Контрольное списывание.
Удивительное дерево.
В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
Задания: 1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвёртое предложение.
Контрольный диктант.
Снежинки.
Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей.
В деревнях и сёлах им обрадовались. Ведь снег бережёт от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути.
В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, на автобусе трудно ездить по снежной дороге.
Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок.
Слова для справок: бережёт, асфальт, зато, сообщить запятую перед словом что в предплследнем предложении .
Грамматические задания:
Подчеркните в последнем предложении однородные члены.
В предпоследнем предложении определить падеж и склонение имен существительных.
Запишите однокоренные слова с корнем снег- (снеж-).
Диктант.
Что за птица?
Стоит прекрасный зимний денёк. На улице лёгкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке ёлки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть её получше. Красавица! На головке у неё чёрная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост жёлтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в жёлтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это…
Слова для справок: сверкает, жилет.
Сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птички.
Задание:
Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.
Разберите по составу слова: грудка, сидит, радостную.
Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные: 1 вариант – в мужском роде, 2 вариант – в среднем роде. Определите падеж прилагательных.
Диктант.
Клесты.
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьями старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком севере.
Задание: подчеркните волнистой линией имена прилагательные, определите род и падеж.
Тест по теме: «Имя прилагательное».
Выберите верное утверждение:
А) имена прилагательные относятся к одному из родов;
Б) имена прилагательные изменяются по родам;
2. Выберите верное утверждение:
А) имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным;
Б) имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом.
3. Выберите верное утверждение:
А) у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания –ого, -его;
Б) у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания –ому, -ему.
4. Выберите верное утверждение:
А) имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой? , имеют окончания только
-ой;
Б) имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой? , имеют окончания –ой, -ый,
-ий.
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
А) зимн… сон; б) зимн… погодой;
В) вечерн… погодой; в) вечерн…. звон.
6. Сделайте морфологический разбор всех имён прилагательных :
На высокой сосне висит крупная шишка.
Тест по теме «Имя прилагательное».
Выберите верное утверждение:
Имя прилагательное –
А) член предложения; б) часть слова; в) часть речи.
2. Имена прилагательные связаны в роде, числе и падеже:
А) с именем существительным;
Б) с глаголом.
3.Имена прилагательные являются:
А) главными членами предложения;
Б) определением; в) дополнением; г) обстоятельством.
4. Имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа имеют одинаковые окончания:
А) в Им.п.; б) в Вин.п.; в) в Род., Твор. падежах.
5. Имя прилагательное стоит в Вин.падеже, если сочетаются:
А) с дополнением; б) с подлежащим; в) со сказуемым.
6. Имена прилагательные, сочетающиеся с неодушевлёнными существительными, отвечают на вопрос:
А) какого? Б) какой?
Диктант.
Книга.
Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у неё для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.
Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведёт за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!
Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далёким звёздам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо?
Задание:
Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.
Сделайте морфологический разбор трёх прилагательных.
Разберите по членам предложение о Пушкине.
Диктант.
Воробей.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.
Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой своё детище. Всё его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.
Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада.
Задание:
Выпишите любые 5 местоимений, сделайте морфологический разбор.
Проверочная работа по теме: «Глагол».
Задание 1: Спишите, раскрывая скобки:
(Не)говори, чему учился, а говори, что (у)знал. (Не)хвали себя сам, пусть люди похвалят тебя. Плохо тому, кто добра (не)делает никому. (Не)стыдно (не)знать, стыдно (не)учиться. (Не)(раз)грызть ореха – (не)съесть ядра. Семеро одного (не)ждут. (Не)откладывай на завтра то, что можно (с)делать сегодня.
Задание 2: Спишите текст каллиграфическим почерком, определите время глаголов:
Тихо, темно. Но вот донеслись откуда-то странные звуки, будто падают капельки. Это поёт глухарь. Проснутся другие птицы, и вы уже не услышите глухаря. Вот ночь чуть посерела, и уже звучат другие голоса: барашком блеет бекас, кукует кукушка, слышится нежная песенка зарянки. А когда небо посветлеет, поднимается в лесу такой свист и щебет, что в ушах шум стоит.
Изложение.
Схватка со змеёй.
Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из неё выползла змея и скрылась.
Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.
Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила её из брёвен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась её голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.
Слова для справок: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.
Диктант.
Сороки.
Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Ещё издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от ёлки к ёлке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам ёлок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке.
Слова для справок: клонили, издали, рассаживались.
Диктант.
Последнее облако растаяло в небесной синеве. Галечная отмель делила реку на две протоки. У берега темнел омуток. На его поверхности непрерывно возникали небольшие воронки. Они уносились стремительным бегом воды. У вершины омута лежал большой валун. Вода трепетала на его мокрых плечах, как туго натянутый серебряный шарф.
Задание:
Озаглавьте текст.
Сделайте морфологический разбор любых трёх глаголов.
Разберите первое предложение по членам предложения и частям речи.
Разберите любые три глагола по составу.
Определите, какой частью речи являются подчёркнутые слова. Спишите преложение:
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
Практическая работа по теме: «Глагол».
Задание: вставьте в слова либо – ться, либо – тся. Выбор докажите вопросом.
Образец записи: Гусь щиплется ( 3-е л.,ед.ч. что делает?); не надо прятаться ( н.ф. что делать?).
Возвращае… с охоты, можно забра… , нельзя шевели… , пора собира… , птицы спрячу…, след покаже…, рано стари…, нам надо купа…, Маша учи…, разноси… над планетой, друзья остаю…, туман расходи…, обязан научи…, дети любят кувырка…, можешь перепачка…, продолжают готови… .
Задание: спишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак(ь):
Я выхожу на балкон освежит…ся и полюбоват…ся ранним утром. Из сада доносит…ся пение птиц. Слышит…ся тонкий голосок малиновки. В вышине разгосят…ся звонкие трели жаворонка.
Проверочная работа по теме: «Глагол».
Выберите верное утверждение:
А) глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
Б) глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
2. Выберите верное утверждение:
А) глаголы изменяются по временам;
Б) глаголы не изменяются по временам.
3. Выберите верное утверждение:
А) в предложении глагол чаще всего является обстоятельством;
Б) в предложении глагол чаще всего является сказуемым.
4. Выберите верное утверждение:
У глаголов 2 спряжения 2-го лица окончания:
А) –ешь, -ете; б) –ишь, - ите.
5. Выберите верное утверждение:
Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:
А) что делают? Что сделают? Б) что делать? Что сделать?
6. Выберите верное утверждение:
В неопределённой форме после буквы |