|
5 класс Цели: сформировать представление об обработке информации как важном информационном процессе решения задач;
рассмотреть компьютер как средство автоматизации информационных процессов, в том числе процесса обработки;
дать представление о том, что автоматизированное выполнение информационных процессов возможно благодаря тесной взаимосвязи аппаратного и программного обеспечения компьютера;
сформировать первоначальные представления о двоичном кодировании как способе представления информации в компьютере; продемонстрировать универсальность двоичного кодирования;
рассмотреть различные устройства с точки зрения реализации информационных процессов (ввода, передачи, хранения, обработки, вывода);
познакомить с программным принципом управления всеми устройствами компьютера;
познакомить с назначением программ-редакторов и их возможностями обработки информации различного вида: текста, графики, звука.
Виды аналитической деятельности: анализ компьютера как системы с точки зрения единства аппаратных и программных средств;
анализ устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации;
определение средств, необходимых для осуществления информационных процессов при решении задач.
Виды практической деятельности:
кодирование (по таблице) и декодирование (по бинарному дереву) сообщений, используя азбуку Морзе;
создание, форматирование и редактирование текстовых документов;
построение и преобразование изображений;
обработка звука на компьютере;
вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
получение с помощью программы Калькулятор двоичного представления символов таблицы ASCII по их десятичному порядковому номеру.
Содержание программы Компьютер для начинающих
Информация-информатика-компьютер. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиатурой.
Практическая работа № 2. Осваиваем мышь.
Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
Практическая работа № 4. Знакомимся с компьютерным меню. Клавиатурный тренажер.
Информация вокруг нас.
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
4. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Компьютерный практикум
Практическая работа №5 выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Практическая работа № 6. Вводим текст.
Практическая работа № 7. Редактируем текст.
Практическая работа № 8. Работаем с фрагментами текста.
Практическая работа № 9. Форматируем текст.
Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами графического редактора.
Практическая работа №11. Начинаем рисовать.
практическая работа № 12. Создаем комбинированные документы.
Практическая работа № 13. Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему.
Практическая работа № 15. Создаем анимацию на свободную тему.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
Учащийся должен понимать, что:
решение многих практических задач приводит к обработке информации;
в результате обработки информации появляется новая информация;
знак (букву, число, рисунок) можно представить в виде двоичного кода;
за каждый информационный процесс в компьютере "отвечает" свое устройство;
для каждого вида информации (символьной, графической, звуковой) существуют свои устройства ввода и вывода;
для передачи, хранения, обработки информации разного вида (символьной, графической, звуковой) в компьютере используются одни и те же устройства;
для каждого вида информации (символьной, графической, звуковой) существуют свои устройства ввода и вывода;
для решения задач по обработки каждого вида информации существуют соответствующие программы;
Учащийся должен знать:
двоичный алфавит; иметь представление о двоичном кодировании;
что процесс обработки информации связан с преобразованием формы ее представления или смысла сообщения;
что за работу каждого основного устройства "отвечает" свой микропроцессор, работающий по соответствующей программе;
что обработку информации в компьютере осуществляет процессор;
что программы и данные хранятся в памяти компьютера;
что клавиатура, сканер, микрофон, мышь и другие манипуляторы – устройства ввода;
что устройства ввода преобразуют введенную информацию в двоичный код;
что дисплей, принтер, звуковые колонки, графопостроитель – устройства вывода;
что устройства вывода преобразуют двоичный код в форму, удобную для восприятия человеком;
что передача, хранение и обработка информации внутри компьютера осуществляется в двоичном коде;
назначение и основные возможности программ-редакторов.
Учащийся должен уметь:
определять устройства компьютера, реализующие основные информационные процессы;
выбирать программные средства, предназначенные для работы с информацией данного вида и адекватные поставленной задаче;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простых текстов;
применять графический редактор для создания редактирования рисунков,
применять музыкальный редактор для прослушивания, создания, редактирования, стилизации музыкальных фрагментов;
выполнять вычисления с помощью программы Калькулятор.
Межпредметные связи:
русский язык, математика, изобразительное искусство и музыка
|
|
|