|
Автоматизация звука – л- в связной речи. Цели Автоматизация звука – Л- в связной речи.
Цели:
Коррекционно - образовательные: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью; формирование кинестетического образа звука – л- (ощущение положения органов артикуляции); расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ; умений составлять рассказ по опорным картинкам
формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных, образовывать множественное число существительных;
Коррекционно - развивающие: устранение дефектного произношения звука –л-, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; мелкой и общей моторики; мышления, памяти, внимания;
Коррекционно – воспитательные: воспитание любви к природе; заботливого отношения к окружающим; положительной мотивации к занятиям.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных; макет жилищ диких животных, дидактические игры «Чей хвост, чья голова», «Чудесный мешочек», «Помоги детенышам найти свою маму».
Ход занятия:
Оргмомент.
Артикуляционная гимнастика.
- накажем непослушный язычок
-белим потолок
-индюк
-стучим по бугорочку и произносим: ыыыы
-гудок паровоза (высовываем острый язычок и произносим: ууу
3. Сообщение темы занятия
- К нам летит самолет и поет песню: ллллллл
- Какую песню поет? Сегодня будем говорить о звуке – Л-
4. Звук в изолированном виде.
Как гудит самолет у Алеши? У Саши….
Все вместе: лллллл
5.Акустико-артикуляционная характеристика звука.
(соответствующие символы характеристики звука)
- Губки улыбаются, язычок вверху за зубками, выдыхаемый воздух теплый, звук звонкий, согласный.
6. Соотношение звука с буквой.
Звук –л- обозначается буквой –эл-(показ буквы)
«Алфавит продолжит нам буква – Л- лесной шалаш»
-Соберите букву – л - из частей.(разрезанная буква –л- на части)
7. Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
8. Звук в слогах.
Гостям расскажем стишок с движениями
«Ла-ла-ла –в лесу белка жила (хлопки)
Ло-ло-ло- белкин дом дупло (хлопки, показ дупла руками)
Лу-лу-лу-белка скачет по стволу (хлопки, стучат по столу)
Лы-лы-лы-у белки уши малы (хлопки, показ ушей руками)
9. Звук в словах.
- К нам на самолете прилетели гости, а кто вы узнаете , отгадав загадки:
«Хвост пушистою дугой, всем знаком зверек такой. Острозубый, темноглазый по деревьям любит лазать» (белка)
«Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой» (медведь)
«Кто зимой холодной в лесу ходит серый, злой, голодный?» (волк)
«Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса . Кто же это?» (лиса)
«Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной» (ежик)
« По снегу бежит - петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, волку и лисе обидно» (заяц)
«Сидит под окном и чирикает: чик-чирик» (воробей)
(выставляются картинки)
- Здесь одна картинка лишняя. Какая? Почему? (воробей, потому что птица)
А какие животные: домашние или дикие?
Почему дикие?
А теперь выберите только тех животных в названии которых есть звук – л-.
-Определим место звука в слове: начало, середина, конец.
Игра «Чей хвост, чья голова» (по картинкам)
Игра «Кто где живет?» (по картинам)
10. Звуко - буквенный анализ слова –волк-.
11. Физминутка.
Поиграем в теремок
- Дети открывайте теремок: разводят руки в стороны
Стоит в поле теремок, теремок(поднимают руки над головой)
Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на носочки)
На двери висит замок (пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьями вперед-назад)
Слева-зайка, справа-мишка (повороты головой)
Отодвиньте-ка задвижку (пробуют затянуть замок в сторону)
12. Звук в предложениях.
Игра «Помоги детенышам найти своих мам»
Животные гуляли со своими малышами на поляне. Детеныши заигрались и потерялись. Помогите им найти своих мам (волчонок у волчицы, бельчонок у бельчихи…..)
13. Звук в связной речи.
- Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом - под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружье, фоторужье. Это он делал снимки зверей на память. (пересказ по цепочке, затем один).
14. Итог занятия.
- Ребята, кто сегодня был у нас в гостях? Чем мы занимались?
Игра «Чудесный мешочек»
-Животные привезли нам чудесный мешочек, а в нем подарки. На ощупь отгадаете что там за подарок и от кого (яблоко, орех, морковь, бочонок меда).
Самоанализ занятия на тему: «Автоматизация звука –Л- в связной речи.»
На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6) с речевым диагнозом ОНР 3 уровня, посещающие логопункт. Занятие соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Занятие состоит из 14 этапов, которые взаимосвязаны и последовательны между собой. На занятии были использованы игры, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку. На этапе характеристики звука реализуются следующие задачи:
- уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
- показывается профиль звука на рисунке;
- уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;
- находится образное сравнение звука (самолет летит: ллллл)
- определяется их место в звуко- буквенном городе ( в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить)
Основной задачей этапа звука в слогах и слоговых сочетания является развитие слухо-речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов сочетается с развитием интонационной выразительности и движения.
На этапе автоматизации звука в словах решаются следующие задачи:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения,;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти, тактильных ощущений;
- овладение звуко-слоговым анализом;
Для решения этих задач подобран речевой и наглядный материал. Для развития фонематических представлений проводится игра «Поймай звук». В работе по обогащению словаря детей выставляются картинки и определяется родовая группа (дикие животные), что способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала - слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова),- развивает звуковое чутье.
Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Игра «Чей хвост, чья голова» способствует образованию притяжательных прилагательных от существительных, игра «Кто где живет» закрепляет в речи название жилищ диких животных.
На этапе физминутки решаются следующие задачи:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
Физминутка проведена в форме психофизической гимнастики, где дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние животных, предметов. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.
На данном этапе занятия решаются следующие задачи::
- устанавливаются лексико - грамматические отношения между членами предложения;
- актуализация накопленного словаря;
- формирование связности и четкости высказываний;
- работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
- анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии;
На этапе автоматизации звука в связной речи основная задача - совершенствование навыка правильного произношения звука в связном тексте. т.е. доведение произношения звука до автоматизма. Используется технология моделирования связной речи приемами мнемотехники. Занятие закончилось сюрпризным моментом, где развивались тактильные ощущения и мышление. Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Задачи занятия реализовывались с помощью репродуктивного, объяснительно-иллюстративного, проблемного методов обучения, применены фронтальные и индивидуальные формы работы. На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой и все они работают над выполнением триединой цели, что способствует выполнению поставленных задач. |
|
|