|
Рабочая программа по математике 5 класс срок реализации программы один год КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОПЧИХИНСКОГОРАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОДИН ГОД
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Программа. Планирование учебного материала. Математика . 5–6 классы (автор –составитель В.И.Жохов),- М. :Мнемозина ,2010.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, основного общего образования по математике (Вестник образования России №12-2004 год).
С. ХАБАЗИНО 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа разработана на основе следующих документов: - Программа. Планирование учебного материала. Математика . 5–6 классы(автор –составитель В.И.Жохов),- М. :Мнемозина ,2010.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, основного общего образования по математике (Вестник образования России №12-2004 год).
Цель:
1. Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
2. Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
3. Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне; для получения образования в областях, не требующих глубокой математической подготовки;
4. Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:
1. Приобретение математических знаний и умений;
2. Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
3.Освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 175 часов.
Плановых контрольных работ 14, включая итоговую работу.
Содержание программы носит практический характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, практикумы, лекции.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля. Итоговый контроль проводится в форме теста в формате ГИА. Материалы контроля представлены в приложении.
С учетом обязательного минимума содержания в разделе «Натуральные числа» вводится тема «Римская нумерация». В разделе «Дроби» рассматриваются как обязательные только две задачи на дроби: нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби. В теме «Проценты» рассматриваются задачи: нахождение процента от величины и величины по нескольким ее процентам. Умение выражать часть величины в процентах не является обязательным.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны
знать/понимать
1. Как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
2. Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
3. Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.
уметь:
1. выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
3. находить значение числовых выражений;
4. округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения и недостатком и с избытком;
5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
6. решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1. для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
2. устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Содержание обучения
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч).
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (12 ч).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 ч).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (16ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Календарно тематическое планирование класс.
(5 часов в неделю. Всего 175 часов).
№
урока
| Наименование тем, разделов.
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| примечание
| по
плану
| фактически
| Ι четверть (45 уроков)
|
|
|
|
| §1. Натуральные числа и шкалы (15 уроков)
|
|
|
|
| 1-3
| Обозначение натуральных чисел (п.1)
| 3
|
|
|
| 4-6
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. (п2.)
| 3
|
|
|
| 7,8
| Плоскость, прямая, луч. (п3)
| 2
|
|
|
| 9-11
| Шкалы и координаты. (п.4)
| 3
|
|
|
| 12-14
| Меньше или больше. (п.5)
| 3
|
|
|
| 15
| Контрольная работа №1
« Натуральные числа и шкалы»
| 1
|
|
|
| §2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 урок).
|
|
|
|
| 16-20
| Сложение натуральных чисел и его свойства (п.6)
| 5
|
|
|
| 21-24
| Вычитание (п.7)
| 4
|
|
|
| 25
| Контрольная работа №2
«Сложение и вычитание натуральных чисел»
| 1
|
|
|
| 26-28
| Числовые и буквенные выражения (п.8)
| 3
|
|
|
| 29-31
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания (п.9)
| 3
|
|
|
| 32-35
| Уравнения (п.10)
| 4
|
|
|
| 36
| Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
| 1
|
|
|
| §3. Умножение и деление натуральных чисел (27 уроков)
|
|
|
|
| 37-40
| Умножение натуральных чисел и его свойства (п.11)
| 4
|
|
|
| 41-45
| Деление (п.12)
| 5
|
|
|
| ΙΙ четверть (36 уроков)
|
|
|
|
| §3. Умножение и деление натуральных чисел
(продолжение)
|
|
|
|
| 46-48
| Деление (продолжение)
| 3
|
|
|
| 49-51
| Деление с остатком (п.13)
| 3
|
|
|
| 52
| Контрольная работа №4
«Умножение и деление натуральных чисел»
| 1
|
|
|
| 53-57
| Упрощение выражений (п.14)
| 5
|
|
|
| 58-60
| Порядок выполнения действий (п.15)
| 3
|
|
|
| 61,62
| Квадрат и куб числа (п.16)
| 2
|
|
|
| 63
| Контрольная работа №5
«Умножение и деление натуральных чисел»
| 1
|
|
|
| §4. Площади и объёмы (12 уроков)
|
|
|
|
| 64,65
| Формулы (п.17)
| 2
|
|
|
| 66,67
| Площадь формула площади прямоугольника(п.18)
| 2
|
|
|
| 68-70
| Единицы измерения площадей (п.18)
| 3
|
|
|
| 71
| Прямоугольный параллелепипед (п.20)
| 1
|
|
|
| 72-74
| Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда (п.21)
| 3
|
|
|
| 75
| Контрольная работа №6
«Площади и объёмы»
| 1
|
|
|
|
| §5. Обыкновенные дроби (23 урока)
|
|
|
|
| 76,77
| Окружность и круг (п.22)
| 2
|
|
|
| 78-81
| Доли. Обыкновенные дроби (п.23)
| 4
|
|
|
| ΙΙΙ четверть (51 урок)
|
|
|
|
| §5. Обыкновенные дроби (продолжение).
|
|
|
|
| 82-84
| Сравнение дробей (п.24)
| 3
|
|
|
| 85-86
| Правильные и неправильные дроби (п.25)
| 2
|
|
|
| 87
| Контрольная работа №7
«Обыкновенные дроби».
| 1
|
|
|
| 88-90
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (п.26)
| 3
|
|
|
| 91,92
| Деление и дроби (п.27)
| 2
|
|
|
| 93,94
| Смешанные числа (п.28)
| 2
|
|
|
| 95-97
| Сложение и вычитание смешанных чисел (п.29)
| 3
|
|
|
| 98
| Контрольная работа №8
«Обыкновенные дроби».
|
|
|
|
| §6.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 уроков)
|
|
|
|
| 99,100
| Десятичная запись дробных чисел (п.30)
| 2
|
|
|
| 101-103
| Сравнение десятичных дробей (п.31)
| 3
|
|
|
| 104-108
| Сложение и вычитание десятичных дробей (п.32)
| 5
|
|
|
| 109,110
| Приближенные значения чисел.
Округление чисел (п.33)
| 2
|
|
|
| 111
| Контрольная работа №9
«Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
|
|
|
|
| §7. Умножение и деление десятичных дробей
(26 уроков)
|
|
|
|
| 112-114
| Умножение десятичных дробей на натуральные числа (п.34)
| 3
|
|
|
| 115-119
| Деление десятичных дробей на натуральные числа (п.35)
| 5
|
|
|
| 120
| Контрольная работа №10.
«Умножение и деление десятичных дробей»
| 1
|
|
|
| 121-125
| Умножение десятичных дробей (п.36)
| 5
|
|
|
| 126-132
| Деление десятичных дробей (п.37)
| 7
|
|
|
| ΙV четверть (38уроков)
|
|
|
|
| §7. Умножение и деление десятичных дробей
(окончание)
|
|
|
|
| 133-136
| Среднее арифметическое (п.38)
| 4
|
|
|
| 137
| Контрольная работа №11.
«Умножение и деление десятичных дробей»
|
|
|
|
| §8. Инструменты для вычислений и измерений
(17 уроков)
|
|
|
|
| 138,138
| Микрокалькулятор (п.39)
| 2
|
|
|
| 140-144
| Проценты (п.40)
| 5
|
|
|
| 145
| Контрольная работа №12. «Инструменты для вычислений и измерений»
| 1
|
|
|
| 146-148
| Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. (п.44)
| 3
|
|
|
| 149-151
| Измерение углов. Транспортир (п.42)
| 3
|
|
|
| 152,153
| Круговые диаграммы (п.43)
| 2
|
|
|
| 154
| Контрольная работа №13. «Инструменты для вычислений и измерений»
|
|
|
|
| 155-165
| Итоговое повторение курса математики 5-го класса
| 11
|
|
|
| 167
| Контрольная работа №14(итоговая) 15
| 1
|
|
|
| Итоговое повторение курса математики
| 8
|
|
|
| 168-169
| Повторение: «Обыкновенные дроби»
| 2
|
|
|
| 170-173
| Повторение: «Десятичные дроби»
| 4
|
|
|
| 174-175
| Повторение: «Среднее арифметическое»
| 2
|
|
|
| |
|
|