|
Литература и средства обучения: УМК автора:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.:"БИНОМ. Лаборатория знаний", 2009. – 157 с.
Рабочая тетрадь по информатике 5 класса. Босова Л.Л. – М.:"БИНОМ. Лаборатория знаний", 2009
Дидактические средства: раздаточные материалы, лабораторные работы, системы задач для организации изучения возможностей редакторов и практической работы за компьютером.
Компьютерная поддержка: все доступные редакторы
CD-ROM с ЭОР, поддерживающими УМК
Компьютерная поддержка: все доступные редакторы
6 класс Цели:
продолжить знакомство (на уровне пропедевтики) с основными понятиями информатики.
Формирование представления о позиционных и непозиционных системах счисления;
формирование представления об исполнителях, их многообразии
формирование навыков работы с разными исполнителями;
дать представление о программах как исполнителях;
формирование представления о компьютере как исполнителе команд человека, или программы, написанной человеком
формирование понятия алгоритм;
формирование навыков действий по алгоритму;
научить самостоятельно знакомиться и работать с незнакомыми программными средствами (с позиций моделирования действий пользователя, формального исполнителя, принципа "черного ящика");
Содержание курса
Компьютер и информация
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
История вычислительной техники.
История счета и систем счисления. Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.
Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.
Практическая работа №4. Нумерованные списки.
Практическая работа №5.Маркированные списки.
Человек и информация
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношение между понятиями ( тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятий. Суждения. Умозаключения . Компьютерный практикум
Практическая работа №6. Создаем таблицы.
Практическая работа №7. размещаем текст и графику в таблице.
Практическая работа №8. Строим диаграммы.
Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.
Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.
Элементы алгоритмизации.
Что такое алгоритм. О происхождении слова Алгоритм.
Исполнители вокруг нас
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.
Практическая работа №13 . Power point «Часы».
Практическая работа №14. . Power point «Времена года».
Практическая работа №15. Power point «Скакалочка».
Практическая работа №16. Работаем с файлами и папками. Часть 2.
Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу
Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.
Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.
Практическая работа №20. Исполнитель LINE.
Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.
Выделенные работы на входят в базовую часть
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса. Учащиеся должны знать, что:
объекты бывают материальные и информационные;
для любого объекта можно построить разные модели в зависимости от решаемой задачи;
у каждой модели есть назначение и область применения;
интерфейс программы –– это способ взаимодействия пользователя с программой;
меню программы содержит команды, которые пользователь может задать на выполнение;
в программах могут встречаться разные типы меню, в том числе пиктограммы;
для создания и редактирования текстов, рисунков, музыки используются разные программы-редакторы.
понимается под терминами «понятие», «суждение», «умозаключение»;
существуют определенные этические нормы работы с информационными объектами.
Учащиеся должны уметь:
выделять свойства, признаки объекта; определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели);
соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
набирать текст и исправлять ошибки;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для работы с текстовой информацией;
понимать и правильно применять понятие «модель», отличать модель от объекта;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Литература и средства обучения 1. Л.Л.Босова. Информатика учебник для 6 класса. Изд.2-е, испр.–– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
2. Л.Л.Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. Изд.2-е, испр.–– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информ 5—7 классах: Методическое
Пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 7 класс
Цели:
1. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;
2. научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.);
3.формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность;
4.формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
5.формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
6.пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
7. развитие творческих и познавательных способностей учащихся
Содержание курса
1.Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Практическая работа №1. Основные объекты операционной системы Windows.
Практическая работа №2. Работа с объектами файловой системы.
Практическая работа №3. Создание текстовых объектов.
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы.
Практическая работа №4. Создание словесных моделей.
Практическая работа №5. Многоуровневые списки.
Практическая работа №6. Создание табличных моделей.
Практическая работа №7. Создание вычислительных таблиц в Word.
Практическая работа №8. Знакомство с электронными таблицами в Excel.
Практическая работа №9. Создание диаграмм и графиков.
Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья.
Практическая работа №11. Графические модели.
Практическая работа №12. Итоговая работа .
3.Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.управление роботом цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум: Работа в среде «Алгоритмика». Требования к уровню подготовки.
После изучения данного курса учащийся должен знать:
функциональную схему компьютера;
знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
состав и назначение программного обеспечения компьютера;
знать назначение и основные функции операционной системы;
правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
различия растрового и векторного способа представления графической информации;
назначение и возможность систем компьютерного черчения;
уметь:
выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать мультимедийные компьютерные презентации;
Учебно-методическая литература:
1.Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 7 класса-2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
2.Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5—7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
3.Л.Л.Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. Изд.2-е, испр.–– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС
1 раз в неделю. За год 35 уроков
№ урока
| Наименование разделов т и тем
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| Примечание.
| По
плану
| Факти
чески
| І четверть.
|
|
|
|
| 1.
| Информация – Компьютер – Информатика.
Техника безопасности и организация рабочего места.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Как устроен компьютер.
| 1
|
|
|
| Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
|
|
|
|
| 3.
| Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш.
| 1
|
|
|
| 4.
| Основная позиция пальцев на клавиатуре.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Программы и файлы.
Клавиатурный тренажер в режиме игры
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Рабочий стол. Управление мышью.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Главное меню. Запуск программ.
| 1
|
|
|
| 8.
|
Управление компьютером с помощью меню.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| ІІ четверть
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Действия с информацией. Хранение информации
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Носители информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Передача информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Кодирование информации
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Формы представления информации. Метод координат
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14.
| Текст как форма представления информации
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
| 15.
| Табличная форма представления информации
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Наглядные формы представления информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| ІІІ четверть
|
|
|
|
| 17.
| Обработка информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18.
| Обработка текстовой информации.
| 1
|
|
|
| 19.
| Обработка текстовой информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20.
| Редактирование текста. Работа с фрагментами.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21.
| Редактирование текста. Поиск информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 22.
| Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
|
|
|
|
| 23.
| Форматирование — изменение формы представления информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24.
| Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 25.
| Инструменты графического редактора.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26.
| Обработка графической информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| ІV четверть
|
|
|
|
| 27.
| Обработка текстовой и графической информации.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28.
| Преобразование информации по заданным правилам.
| 1
|
|
|
| 29.
| Преобразование информации путем рассуждений.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30.
| Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра «Переливашки»
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.
| Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра «Переправа»
| 1
|
|
|
| 32.
|
Создание движущихся изображений.
| 1
|
|
|
| 33.
| Создание движущихся изображений.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 34-35.
| Итоговый мини-проект.
| 2
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС.
1 раз в неделю. За год 35 уроков
№
урока
| Наименование разделов и тем
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| Примечание.
| По
плану
| фактически
| І четверть
|
|
|
|
|
| 1.
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Техника безопасности и организация рабочего места.
|
| 1
|
|
|
| 2.
| Файлы и папки.
|
| 1
|
|
|
| 3.
| Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
| 1
|
|
|
| 4.
| Двоичное кодирование числовой информации.
| 1
|
|
|
| 5.
| Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением Калькулятор
| 1
|
|
|
| 6.
| Тексты в памяти компьютера.
| 1
|
|
|
| 7.
| Кодирование текстовой информации.
| 1
|
|
|
| 8.
| Создание документов в текстовом процессоре Word.
| 1
|
|
|
| ІІ четверть
|
|
|
|
| 9.
| Растровое кодирование графической информации.
|
|
|
|
| 10.
| Векторное кодирование графической информации.
| 1
|
|
|
| 11.
| Единицы измерения информации.
| 1
|
|
|
| 12.
|
Информация и знания.
| 1
|
|
|
| 13.
| Чувственное познание окружающего мира.
| 1
|
|
|
| 14.
| Понятие как форма мышления.
| 1
|
|
|
| 15.
| Как образуются понятия.
| 1
|
|
|
| 16.
| Структурирование и визуализация информации.
| 1
|
|
|
| ІІІ четверть
|
|
|
|
| 17.
| Содержание и объем понятия.
| 1
|
|
|
| Отношения тождества, пересечения и подчинения.
| 1
|
|
|
| 18.
| 19.
| Отношения соподчинения, противоречия и противоположности
| 1
|
|
|
| 20.
| Определение понятия
| 1
|
|
|
| 21.
| Классификация.
|
|
|
|
| 22.
| Суждение как форма мышления.
| 1
|
|
|
| 23.
| Умозаключение как форма мышления.
| 1
|
|
|
| 24
| Что такое алгоритм.
|
|
|
|
| 25
| Исполнители вокруг нас.
|
|
|
|
| 26
| Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов
| 1
|
|
|
| ІV четверть.
|
|
|
|
| 27-28.
| Линейные алгоритмы
| 2
|
|
|
| 29-30.
| Алгоритмы с ветвлениями.
|
|
|
|
| 31-32.
| Циклические алгоритмы.
| 2
|
|
|
| 33.
| Систематизация информации.
| 1
|
|
|
| 34-35.
| Итоговый мини-проект.
| 2
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС
1 раз в неделю. За год 35 уроков
№
урока
| Наименование разделов и тем.
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| Примеча
ние.
| По плану
| фактически
| І четверть
|
|
|
|
| 1.
| Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов
| 1
|
|
|
| 2.
| Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
| 1
|
|
|
| 3.
| Состав объектов.
| 1
|
|
|
| 4.
| Системы объектов.
| 1
|
|
|
| 5.
| Система и окружающая среда.
| 1
|
|
|
| 6.
| Персональный компьютер как система.
| 1
|
|
|
| 7.
| Модели объектов и их назначение.
| 1
|
|
|
| 8.
| Информационные модели.
| 1
|
|
|
| ІІ четверть
|
|
|
|
| 9.
| Словесные информационные модели. Научные и художественные описания
| 1
|
|
|
| 10.
| Работа со словесными информационными моделями.
| 1
|
|
|
| 11.
| Создание и оформление словесных информационных моделей.
| 1
|
|
|
| 12.
| Многоуровневые списки.
| 1
|
|
|
| 13.
| «Математические модели.»
| 1
|
|
|
| 14.
| Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
| 1
|
|
|
| 15.
| Простые таблицы.
| 1
|
|
|
| 16.
| Сложные таблицы.
| 1
|
|
|
| ІІІ четверть
|
|
|
|
| 17.
| Табличное решение логических задач.
| 1
|
|
|
| 18.
| Вычислительные таблицы.
| 1
|
|
|
| 19.
| Знакомство с электронными таблицами.
| 1
|
|
|
| 20.
| Работа с электронными таблицами.
| 1
|
|
|
| 21.
| Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин
| 1
|
|
|
| 22.
| Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23.
| Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных
| 1
|
|
|
| 24.
| Многообразие схем.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 25.
| Информационные модели на графах
| 1
|
|
|
| 26.
| Деревья
| 1
|
|
|
| ІV четверть.
|
|
|
|
| 27.
| Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.
Работа в среде «Алгоритмика»
| 1
|
|
|
| 28.
| Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде «Алгоритмика»
| 1
|
|
|
| 29.
| Исполнитель Чертежник.
Цикл «повторить n раз».
| 1
|
|
|
| 30.
| Исполнитель Робот.
Управление Роботом.
| 1
|
|
|
| 31.
| Исполнитель Робот.
Цикл «пока».
| 1
|
|
|
| 32.
| Исполнитель Робот.
| 1
|
|
|
| 33.
| Ветвление.
| 1
|
|
|
| 34-35.
| Работа в среде «Алгоритмика"
| 2
|
|
|
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хабазинская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ 8-9 класс Базовый уровень Срок реализации учебной программы один год.
Рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
- Информатика. Программы общеобразовательных учреждений 2-11 классы: методическое пособие/составитель Бородин М.Н./-М. Бином. Лаборатория знаний,2010.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, основного общего образования по математике (Вестник образования России №12-2004 год.
с. ХАБАЗИНО 2013 пояснительная записка
Рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
- Информатика. Программы общеобразовательных учреждений 2-11 классы: методическое пособие/составитель Бородин М.Н./-М. Бином. Лаборатория знаний,2010.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, основного общего образования по математике (Вестник образования России №12-2004 год.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 105 часа (35 часа в 8 классе и 70 часов в 9 классе). Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 15 (в 8 классе), 35 (в 9 классе);
тестирование – 3 (в 8 классе), 6 (в 9 классе).
Но авторская программа не содержит тестирования, поэтому учитель их разрабатывает сам.
8класс
формы
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Год
|
Тестирование по теме
|
| 2
| -
| 1
| -
| Практические работы.
| 2
| 5
| 7
| 1
| -
|
9класс
|
|
| формы
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| год
|
Тестирование по теме
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| Практические работы
| 2
| 1
| 10
| -
|
| |
|
|