|
Рабочая программа педагога задворновой татьяны николаевны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Алгебра»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №6 г. Сосновый Бор Ленинградской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ЗАДВОРНОВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ,
высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Алгебра»
7 класс
Базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программы по алгебре к учебнику для 7 класса общеобразовательных школ авторов Ю.Н. Макарычев и др.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя. Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра. Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
-развитие алгоритмического мышления, овладение навыками дедуктивных рассуждений;
-развитие ясного, точного, грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи;
-развитие интереса к предмету; творческой активности, логического мышления;
-развитие навыков исследовательской работы;
-развитие ясного и грамотного изложения мыслей. Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 7 классе отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год. Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебных часов по разделам программы. Выражения и их преобразования. Уравнения. – 19 часа.
Статистические характеристики. – 4 часов
Функции. – 15 часов.
Степень с натуральным показателем. – 18 часов.
Многочлен. – 19 часа.
Формулы сокращенного умножения. – 19 часа.
Системы линейных уравнений. – 18 часов.
Повторение – 8 часов.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
В ходе изучения материала планируется проведение девяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения алгебры 7 класса ученик должен
знать/понимать существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; Требования к ЗУН представлены в программе по математике для основной школы
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал, создавая условия для максимального математического развития учащихся, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
Программа предусматривает проведение итоговой проверки знаний, умений и навыков учащихся. Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:
контрольная работа;
самостоятельная работа;
диктант; тест.
Основное содержание, 120 ч. Содержание курса алгебры 7 класса включает следующие тематические блоки:
№
| Название темы
| Количество часов
| Контрольных работ
| 1
| Выражения и их преобразования. Уравнения.
| 19 ч
| 2
| 2
| Статистические характеристики
| 4 ч
| -
| 3
| Функции
| 15 ч
| 1
| 4
| Степень с натуральным показателем
| 18 ч
| 1
| 5
| Многочлены
| 19 ч
| 2
| 6
| Формулы сокращённого умножения
| 19 ч
| 2
| 7
| Системы линейных уравнений
| 18 ч
| 1
| 8
| Повторение. Решение задач.
| 8 ч
| 1 (итоговая)
|
| Итого
| 120 ч
| 10
|
Выражения и их преобразования. Уравнения( 19часа)
Числовые выражения и выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Простейшие преобразования выражений с переменными. Уравнение с одним неизвестным и его корень. Линейное уравнение. Решение задач с использованием линейных уравнений. Статистические характеристики (4 часов)
Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика Функции (15 часов)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Функция y = kx + b и её график. Геометрический смысл коэффициентов. Функция y = kx и ее график (прямая пропорциональность). Степень с натуральным показателем (18 часов)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y = x2, y = x3 и их графики. Измерение величин. Абсолютная и относительная погрешности приближенного значения. Многочлены ( 19 часа)
Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители: вынесением общего множителя за скобки, способом группировки. Формулы сокращённого умножения (19 часа)
Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители. Системы линейных уравнений (18 часов)
Линейное уравнение с двумя переменными, его графическая интерпретация. Система уравнений, понятие решения системы уравнений с двумя переменными; решение линейных систем подстановкой и алгебраическим сложением. Графическая интерпретация системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления линейных систем уравнений. Повторение. Решение задач (8 часов)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Тема 1. «Выражения и их преобразования. Уравнения» (19 часа) Раздел математики. Сквозная линия.
Числа и вычисления
Выражения и преобразования
Уравнение и неравенства
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Алгебраические выражения.
Буквенные выражения (выражения с переменными).
Числовое значение буквенного выражения.
Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.
Подстановка выражений вместо переменных.
Преобразования выражений.
Уравнения.
Уравнение с одной переменной.
Корень уравнения.
Линейное уравнение
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Поурочное планирование.
№ урока
| Тема урока
|
Тип урока
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Кол часов
| Дата
| Корректировка
| Компьютерное обеспечение
урока
|
| I ТРИМЕСТР (48 часов)
| 1
| Числовые выражения
| Комбинированный урок
| Знать: понятие числового выражения и его значения.
Уметь: определять, какие выражения не имеют смысла.
| 1
|
|
|
| 2,3
| Числовые выражения
| Урок-закрепление изученного
| Знать: порядок действий при вычислении значений выражений.
Уметь: выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями.
| 2
|
|
| Задание для устного счета. Упр.4 «Числовые выражения»
| 4
| Выражения с переменными
| Комбинированный урок
| Знать: понятие алгебраического выражения.
Уметь: находить значение алгебраического выражения при заданных значениях переменных.
| 1
|
|
| Демонстрационный материал «Выражения с переменными»
| 5, 6
| Выражения с переменными
| Урок- решение задач
| Уметь: определять допустимые значения переменных в алгебраических выражениях.
Знать: что такое формула, формулы четного и нечетного числа, периметра и площади прямоугольника.
| 2
|
|
| CD Математика 5-11
«Буквенные выражения» Упр.2
| 7,8
| Сравнение значений выражений
| Урок- решение задач
| Знать: понятия строгого и нестрогого, двойного, верного и неверного неравенства.
Уметь: сравнивать значения выражений при данных значениях переменных.
| 2
|
|
| CD Математика 5-11
«Буквенные выражения» Упр.11
| 9
| Свойства действий над числами
| Комбинированный урок
| Знать: основные свойства операций сложения и умножения.
Уметь: применять свойства действий над числами для рациональных вычислений значений выражений.
| 1
|
|
| Задание для устного счета. Упр.5 «Сравнение выражений»
| 10
| Тождества. Тождественные преобразования выражений
| Урок-практикум
|
1
|
|
| CD Математика 5-11
«Числовое значение буквенного выражения» Упр.9
Задача-исследование
| 11
| Тождества. Тождественные преобразования выражений.
| Урок-обобщение, систематизация знаний
| Уметь: вычислять значения числовых и алгебраических выражений, сравнивать значения выражений, выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений.
| 1
|
|
|
| 12
| Контрольная работа №1 по теме «Числовые выражения. Тождества»
|
| Уметь: демонстрировать умение вычислять значения числовых и алгебраических выражений, сравнивать значения выражений, выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений.
| 1
|
|
|
| 13
| Уравнение и его корни
| Урок-лекция
| Знать: понятия уравнения и его корня, равносильных уравнений, что значит решить уравнение, свойства, используемые при решении уравнений.
|
1
|
|
| Демонстрационный материал «Уравнение и его корни»
| 14
| Линейное уравнение с одной переменной
| Комбинированный урок
| Знать: понятие линейного уравнения, возможные случаи при решении линейных уравнений.
Уметь: приводить линейные уравнения к стандартному виду, решать простейшие линейные уравнения.
| 1
|
|
| CD Математика 5-11
«Уравнение с одной переменной» Упр.1, 2
| 15
| Линейное уравнение с одной переменной
| Урок-закрепление изученного
| Уметь: решать линейные уравнения.
| 1
|
|
|
| 16,17,18
| Решение задач с помощью уравнений
| Урок- решение задач
| Знать: схему для решения текстовых задач. Уметь: решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений.
| 3
|
|
| CD Математика 5-11
«Уравнение с одной переменной» Упр.3, 4, 5, 6
| 19
| Контрольная работа №2 по теме «Уравнения»
|
| Уметь: решать линейные уравнения, задачи и другие типы уравнений с помощью линейных уравнений.
| 1
|
|
|
|
|
|
|