|
«основная общеобразовательная школа поселка туголесский бор» шатурского муниципального района московской области у МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ТУГОЛЕССКИЙ БОР»
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждена
приказом по школе № 129 о/д от « 1» сентября 2015 г.
Рабочая программа
по математике для 6 класса
(базовый уровень)
Составитель Минеина И.А.,
учитель математики
п. Туголесский Бор, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор» Шатурского муниципального района Московской области, программы по математике Т.А. Бурмистровой «Сборник рабочих программ. Математика. 5-6 классы» («Просвещение», 2015 год), учебником «Математика. 6 класс» Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд («Мнемозина», 2015 год).
Выбор данной программы обусловлен следующими факторами :
-программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС ООО к уровню подготовки обучающихся;
-программа обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся;
-программа реализует системно-деятельностный подход в обучении математике, идею дифференцированного подхода к обучению. Основное содержание программы.
1. Делимость чисел (24 ч).
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
Завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание уделяется знакомству с понятиями делитель и кратное, которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при приведении их к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6-6 = 4-9 = 2- 18 и т.п. Необязательно добиваться от всех учащихся умения разложить число на простые множители.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (38 ч).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
Завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби. 4. Отношения и пропорции (23 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель- сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
Даются представления о длине окружности и круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (16 ч).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл.
Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах.
Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание уделяется усвоению вводимого понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6.Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (15ч).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой.
Отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (16ч).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
Учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как 1/2, 1/4, 1/5, 1/20, 1/25, 1/50.
8. Решение уравнений (18ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения не сложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
9. Координаты на плоскости (17 ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Главное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение полученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение задач (17ч).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса В результате изучения курса математики 6 класса обучающиеся должны:
знать / понимать:
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
научиться:
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
находить значение числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
решать линейные уравнения с одной переменной;
изображать числа точками на координатной прямой;
решать текстовые задачи;
пользоваться языком математики для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов;
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов.
Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Математика» в 6 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор» в 2015/2016 учебном году отводится 210 часов в год (6 часов в неделю). Календарно-тематическое планирование
№
урока по поряд-ку
| №
урока по теме
| Тема урока
| Дата
проведения
урока
| Основные формируемые понятия
| Характеристика основных видов деятельности обуча-ющихся
| Оснаще-ние урока
| Конт-роль
| Примеча-ния
| план
| факт
|
| Делимость чисел(24ч)
| 1
| 1
| Инструктаж о правилах ТБ в кабинете математики. Делители и кратные числа.
|
|
| Делители и кратные числа. Натуральные числа.
|
Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признака делимости. Классифицировать натуральные числа. Верно использовать в речи термины: делитель, кратное, нод, нок, простое и составное число, взаимно простые числа, четное и нечетное числа, разложение числа на простые множители. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять перебор всех возможных вариантов для перерасчета объектов и комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условием. Вычислять факториалы Находить пересечение и объединение конкретных множеств. Приводить примеры несложных классификаций из различных областей жизни. Иллюстрировать теоретико-множественные и логические понятия с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
|
|
|
| 2
| 2
| Делители и кратные числа.
|
|
|
|
|
| 3
| 3
| Делители и кратные числа.
|
|
|
|
|
| 4
| 4
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
|
|
| Четные и нечетные числа. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
|
|
|
| 5
| 5
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
|
|
|
|
|
| 6
| 6
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
|
|
|
|
|
| 7
| 7
| Признаки делимости на 9 и на 3.
|
|
| Признаки делимости на 9 и на 3.
|
|
|
| 8
| 8
| Признаки делимости на 9 и на 3.
|
|
|
|
|
| 9
| 9
| Признаки делимости на 9 и на 3.
|
|
|
|
|
| 10
| 10
| Простые и составные числа.
|
|
| Простые и составные числа. Делители числа. Разложение на множители.
| Таблица простых чисел.
|
|
| 11
| 11
| Простые и составные числа.
|
|
|
|
| 12
| 12
| Простые и составные числа.
|
|
|
|
|
| 13
| 13
| Разложение на простые множители.
|
|
| Признаки делимости, таблица простых чисел, разложение на простые множители.
|
|
|
| 14
| 14
| Разложение на простые множители.
|
|
|
|
|
| 15
| 15
| Разложение на простые множители.
|
|
|
|
|
| 16
| 16
| Наибольший общий делитель.
|
|
| Наибольший общий делитель. Признаки делимости. Взаимно простые числа.
|
|
|
| 17
| 17
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
|
|
|
|
|
| 18
| 18
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
|
|
|
|
|
| 19
| 19
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
|
|
|
|
|
| 20
| 20
| Наименьшее общее кратное.
|
|
| Наименьшее общее кратное. Признаки делимости.
|
|
|
| 21
| 21
| Наименьшее общее кратное.
|
|
|
|
|
| 22
| 22
| Наименьшее общее кратное.
|
|
|
|
|
| 23
| 23
| Наименьшее общее кратное.
|
|
|
|
|
| 24
| 24
| Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел»
|
|
|
|
| КР
|
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями(26ч.)
| 25
| 1
| Работа над ошибками. Основное свойство дроби.
|
|
| Доли, обыкновенные дроби, основное свойство дроби.
| Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Преобразовывать об. дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание об. дробей и смешанных чисел. Верно читать записи неравенств, содержащих обыкновенные дроби, суммы и разности об. дробей. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия. Выполнять оценку и прикидку в ходе вычислений. Выполнять перебор возможных вариантов для перерасчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы.
|
|
|
| 26
| 2
| Основное свойство дроби.
|
|
|
|
|
| 27
| 3
| Основное свойство дроби.
|
|
|
|
|
| 28
| 4
| Сокращение дробей.
|
|
| Доли, обыкновенные дроби, основное свойство дробь, сокращение дробей, несократимая дробь.
|
|
|
| 29
| 5
| Сокращение дробей.
|
|
|
|
|
| 30
| 6
| Сокращение дробей.
|
|
|
|
|
| 31
| 7
| Приведение дробей к общему знаменателю.
|
|
| Доли, обыкновенные дроби, дополнительный множитель, общий знаменатель. Приведение дробей к общему знаменателю.
|
|
|
| 32
| 8
| Приведение дробей к общему знаменателю.
|
|
|
|
|
| 33
| 9
| Приведение дробей к общему знаменателю.
|
|
|
|
|
| 34
| 10
| Приведение дробей к общему знаменателю.
|
|
|
|
|
| 35
| 11
| Сравнение дробей с разными знаменателями.
|
|
| Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сожжение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
| 36
| 12
| Сравнение дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
|
| 37
| 13
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
|
| 38
| 14
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
|
| 39
| 15
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
|
| 40
| 16
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
|
| 41
| 17
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
|
|
|
|
|
| 42
| 18
| Контрольная работа №2 «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
|
|
|
|
| КР
|
| 43
| 19
| Работа над ошибками. Сложение и вычитание смешанных чисел.
|
|
| Смешанные числа. Переместительное и сочетательное свойство. Сложение и вычитание смешанных чисел.
|
|
|
| |
|
|