|
"Уравнение с одной переменной". 9-й класс Тема урока: "Уравнение с одной переменной". 9-й класс Используемая технология: Блочно-модульное обучение.
По учебнику Макарычев Ю.Н. Цели:
Образовательные:
Сформировать понятие и закрепить знания учащихся по теме “Уравнения с одной переменной”;
Умения составлять алгоритм решения уравнения;
Закрепить умения и навыки решать уравнения высших степеней с использованием разных приемов, в нестандартных ситуациях. Развивающие:
Развивать умения пользоваться опорным конспектом и вспомогательной литературой для постановки задачи и ее выполнения в ходе решения;
Развивать внимательность, собранность и аккуратность;
Развивать умения работать самостоятельно и в микро группах, ставить перед собой цель и делать выводы, выполнять безошибочно необходимые арифметические вычисления Воспитывающие:
Чувство ответственности;
Умение работать в микро группе;
Культура труда, аккуратность.
На этом уроке учащимся предлагается самостоятельно выполнить работу с целью определения уровня владения новым материалом. Каждому выдается разработка модуля урока, учащийся сам выбирает темп работы и по окончанию урока (2 часа) получает отметку. Комментарий: У учителя разработка с ответами, учащимся же выдается без ответов. Разработка модуля урока по теме: ” Решение уравнений высших степеней”, 9 класс. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Для успешного освоения данной темы: На ”3” нужно выполнить таблицы №1,№2,№3 На “4” нужно выполнить таблицы №1- 4 На “5” нужно выполнить все задания. Желаю УДАЧИ всем!!! Блок №1. Решить различные уравнения уже известными способами. Цель: Закрепить знания и умения, полученные ранее. Виды уравнений: №
| Название уравнения
| Общий вид
| пример
| 1.
| Биквадратное
| ах4+ вх2 + с = 0
замена х2=t
обратная замена переменных
| 3х4- 5х2 + 8=0
замена х2 = t
3 t2- 5 t +8=0
| 2.
| Уравнение, сводящееся к квадратному с помощью замены выражения.
|
| (х2- 3х)2 + 5(х2- 3х) = 2
замена (х2- 3х) = а
а2 + 5а = 2
а2 + 5а - 2 = 0
| 3.
| Уравнение, решая которое используем метод группировки слагаемых.
| Прием группировки
3(х-5) –х(х-5)=(х-5)(3-х)
| 3х-15-х2+5х=0
3(х-5) + х(-х+5)=0
3(х-5) – х(х-5)=0
(х-5)(3-х)=0
х - 5=0 или 3 - х=0
|
Блок №1. Решить различные уравнения уже известными способами.
Таблица №1 служит разминкой для дальнейшего решения уравнений более высокой степени. Следует решить два уравнения из таблицы, проверить результат и если вы успешно справились, то перейти к следующему заданию.
ТАБЛИЦА №1 1. (х+5)(3х-6) = 0
2. х2- 6х = 0
3. (8х –1)2- х(64х + 1) = 12
4. х –5 + 4х-1 = 1
5. 0.5х2- х2 = 0
|
Блок №2. Решить уравнения, сделав замену переменных. Цель: Закрепить способ решения уравнений, используя замену переменных. Пример- образец №1. Решить уравнение (х2+2х)2 - 2(х2+ 2х) = 3 Решение: Запишем равносильное данному уравнение (х2+ 2х)2 – (х2+ 2х) –3 =0, сделаем замену переменных, выражения в скобках одинаковые, поэтому можно записать: Пусть х2 + 2х =у, тогда Перепишем получившееся уравнение и решим его. у2 - 2у – 3= 0 Д= в2- 4ас= (-2)2- 4·1·(-3)= 16 у= 3, у= -1 Вернемся теперь к переменной х, сделаем обратную замену и решим два уранения. Обратная замена:
Ответ: 1, -3, -1. ТАБЛИЦА №2
Вариант 1
| Вариант 2
| 1. (х2 +6х)2 –5 (х2 +6х) = 24 2. (х2+2)2– (х2+2) = 12
| 1. (х2 –5)2 –5 (х2 –5) – 36 =0 2. (х2 –4х)2 + 9(х2-4х) = - 20
|
Блок №3. Решение биквадратных уравнений. Цель: Закрепить способ решения биквадратных уравнений. Уравнение вида ах4+вх2+с=0, где а,в,с – числа, х – неизвестная переменная называется биквадратным уравнением. Решение биквадратного уравнения с помощью замены переменной сводится к решению квадратного уравнения. Пример-образец №2 Решить биквадратное уравнение х4 – 5х2 +4 = 0 Решение: х4 –5х2 +4 =0, биквадратное уравнение, сделаем замену переменной и решим получившееся квадратное уравнение. Пусть х2= t , тогда t2-5t +4 = 0 D= 9 t= 4, t= 1 Оба корня положительные, поэтому удовлетворяют условию t >= 0. Обратная замена:
Ответ: ± 2, ± 1. ТАБЛИЦА №3
Вариант 1
| Вариант 2
| 1. х4 – 2х2- 3 =0 2. 5у4 – 5у2 + 2 = 0 3. х4 – 4х2 + 4 = 0
| 1. х4 – 5х2 - 36 = 0 2. у4 – 6у2 + 8 = 0 3. 2х4 – 9х2 + 4 = 0
|
Блок №4. Решить уравнения высшей степени. Цель: Закрепить разные способы решения уравнений высших степеней. Если ребята вы добрались до 4 блока, поздравляю вас, вы делаете успехи. Сейчас вам предстоит самостоятельно выбирать способ решения, переменную, которую нужно заменить. Таблица №4
Вариант 1
| Вариант 2
| 1. (х2 +2х)(х2 +2х +2) = 3 2. х4 – 9х2 + 18 =0 3. (х2 –х-16)(х2-х+2) =88
| 1. (х2 +х)(х2 +х - 5) = 84 2. х4 – 20х2 +100 =0 3. (2х2 +7х –8)(2х2 +7х – 3) –6 =0
|
Блок №5. Указания учителя. Молодцы!!! Вы ребята освоили решение уравнений высших степеней. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях. Таблица №5
1. (х2 –1)(х2 +1) – 4(х2 – 11) = 0 2. х5 + х4 – 6х2 – 6х2 + 5х +5 = 0 3. При каких с не имеет корней уравнение х4 – 12х2 +с = 0
|
Указания учителя: В случае затруднений воспользуйтесь подсказками, данными ниже. Подсказки. 1. Воспользуйтесь формулой (а-в)(а+в)=а2-в2, преобразуйте данное уравнение в биквадратное. 2. Сгруппируйте первое слагаемое со вторым, третье с четвертым и пятое с шестым, примените способ группировки и разложите на множители. 3. Сделайте замену и запишите условие, при котором уравнение не имеет корней, решите получившееся неравенство.
ОТВЕТЫ: (только у учителя) ОТВЕТЫ
| № таблицы
| № задания
| вариант
| I
| II
|
1
| 1
| - 5; 2.
|
| 2
| 0, -v6, v6.
| 3
| - 11/17
| 4
| 23/11
| 5
| 0; 2.
| 2
| 1
| - 3±v6; - 3 ± v17
| ±2, ± 1.
| 2
| ±v2
| 2
| 3
| 1
| ±v3
| ± 3
| 2
| Нет корней
| ±v2, ± 2
| 3
| ± v2
| ± 0.5; ± 2.
| 4
| 1
| - 1, 3.
| - 3, 4.
| 2
| ±v3, ± v6.
| ±v10
| 3
| - 4, 5.
| -4,5; 1; (-7± v65)· 0,25
| 5
| 1
| Нет корней
|
| 2
| ±1, ±v5
| 3
| с > 36
| |
|
|