Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
|
тема
| Программное содержание
| Методическое обеспечение
| Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности
|
Дети 5-7 лет
|
Сентябрь
|
Количество
и счёт
(диагностика)
|
|
| Дид. игра «Завези машину в свой гараж»
|
Геометрические фигуры
(диагностика)
|
|
| Дид. игра «На что похоже».
|
Ориентировка в пространстве
(диагностика)
|
|
| Дид. игра «Слушай и выполняй»
|
Величина
(диагностика)
|
|
| Лепка куличиков из песка.
|
Счёт до 5 2 занятия
| Упражнять в счёте до 5; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку»
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 5
| На прогулке найти по пять одинаковых предметов (например, шишек).
Знакомство с игрой «Танграм»
|
Квадрат 2 (2 занятия)
| Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 5; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т. п.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 8
| На прогулке найти большие и маленькие предметы квадратной формы.
|
Число и цифра 0
| Познакомить с 0; упражнять в счёте в пределах 5. Учить различать количественный и порядковый счёт; учить составлять группу из отдельных предметов.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 11
| Во время дежурства, обратить внимание детей у всех ли есть приборы…
Повторение дид.игр «Что спрятали?», «Назови число»
|
Октябрь
|
|
|
|
Группы предметов. Счёт
| Выявить понимание пространственных отношений в группе предметов и в группе предметов, изображённых на картинке, предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 43
| Во время дежурства счёт столовых приборов.
|
Сравнение предметов по длине
| Учить сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр14
| На прогулке собрать букеты из листьев. Как узнать в каком букете листьев больше?
|
Счёт предметов до 6
| Познакомить с образованием числа 6 и с цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 80
| На прогулке найти по шесть одинаковых предметов (например, шишек).
|
Четырёхугольник
| Познакомить с признаками четырёхугольника; учить ориентироваться в пространстве; отражать в речи направление: «слева», «справа». Закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь».
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 16
| На прогулке в течение дня уточнить какое время суток.
Загадывание загадок о частях суток. Пословицы.
|
Число и цифра 6
| Познакомить с образованием числа 6 и с цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 19
| Индивидуальная работа с теми детьми, у которых проблемы со счётом игра «Не ошибись»
|
Составление предмета из треугольников (интегрированное занятие)
| Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление. Упражнять в счёте в пределах 6.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 22
| Индивидуальная работа по разделу ориентировка в пространстве (взять предмет в правую или левую руку, повернуться в нужном направлении).
|
Трапеция, ромб
| Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах 6. Учить на глаз определять длину предмета.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 25
| На прогулке предложить детям на глаз определить, что длиннее: скамейка или прыгалки, палка или ветка и т. д. Д/и «Сложи квадрат»
|
Число и цифра 7
| Познакомить с образованием числа 7 и с цифрой 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 28
| Д/и «Назови такое же число». Задание на дом: Найти цифру 7 (на страницах книги, цифры на телефоне и т. д.)
|
Счёт предметов до 7
| Закрепить навыки счёта предметов до 7; закрепить умение сравнивать числа.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 89
| На прогулке найти семь одинаковых предметов (камушки, палочки, листочки) Семь дней недели.
|
Ноябрь
|
Далеко-близко (интегрированное занятие)
| Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали. Составлять предметы из четырёх частей. Измерять протяжённость с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 37
| На прогулке игра «Кто дальше бросит?», «Что ближе?»
|
Число и цифра 8
| Познакомить с образованием числа 8 и с цифрой 8, учить соотносить цифру с числом; считать в пределах 8; закреплять временные представления: «утро»-«вечер», «день»-«ночь».
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 40
| На прогулке игра «Кто быстрее?»
В течение дня уточнять, какое сейчас время суток. Загадывание загадок. Пословицы.
|
Измерение
| Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 8; развивать мышление.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 42
| Практическое упражнение на измерение сыпучего вещества с помощью ладони, ложки…
|
Четырёхугольник
| Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 7 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 45
| . Рисование четырехугольников на асфальте
|
Число и цифра
9 №19
| Познакомить с образованием числа 9 и с цифрой 9, учить считать в пределах 9; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 57
| На прогулке найти девять одинаковых предметов (камушки, палочки, листочки)
|
Счёт предметов до 9
| Учить выполнять счёт предметов до 9; учить работать со счётными палочками.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 106
| Дид. игра «Выйди из леса».
|
Декабрь
|
Измерение (интегрированное занятие)
| Упражнять в измерении с помощью условной мерки: упражнять в счете в пределах восьми. Развивать логическое мышление.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 47
| На прогулке п/и «Льдинка в кругу»
Внесение игры головоломки.
|
Календарь
| Познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счёте в пределах 8; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 50
| Дома рассмотреть календарь. Отметить памятные дни.
|
Неделя (интегрированное занятие)
| Познакомить детей с днями недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырёх равнобедренных треугольников; развивать воображение.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 54
| Дид. игра «Назови следующий день»
|
Измерение
| Упражнять в измерении с помощью условной мерки: упражнять в счете в пределах 9Развивать логическое мышление
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 60
| С/р игра «Семья», «Магазин»
|
Счёт предметов до 10
| Упражнять в счёте до 10; закреплять знания о геометрических фигурах; учить классифицировать по одному признаку; упражнять в определении на глаз величины предметов: выше, ниже.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 114
| Счёт раздаточного материала при подготовке к занятиям
|
Число 10
| Познакомить с образованием числа 10 и с цифрой 10, учить считать в пределах 10; соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; закрепить названия дней недели.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 63
| Внесение игр головоломок со счётными палочками
|
Измерение (интегрированное занятие)
| Упражнять в измерении с помощью условной мерки: упражнять в счете в пределах восьми. Развивать логическое мышление
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр
| На прогулке п/и «Льдинка в кругу»
Внесение игры головоломки
|
Четырёхугольник
| Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 7 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр
| . Рисование четырехугольников
|
Январь
|
Порядковый счёт Порядковый счет до 10
| Учить выполнять порядковый счёт до 10, Учить выполнять порядковый счет до 10. отвечать на вопрос «Какой по счёту?»; закрепить навык прямого и обратного счёта в пределах 10.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией .Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 184.
| Утром «Кто каким по счёту
|
Порядковый счёт до 10 дни недели
| Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10; закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел; о последовательности дней недели, времён года, месяцев года4 учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счёту?»
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 191
| Порядковый расчёт на физкультуре. Игра «Кто больше найдёт цифр в окружении».
|
Месяц
| Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 65
| У кого в каком месяце день рождения.
|
Измерение (интегрированное занятие)
| Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счёт; отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 68
| Игра «Кто больше найдёт цифр в окружении». На прогулке за определённое время дети катают из снега по одному шару. Сравнить их по размеру.
|
Измерение
| Учить с помощью условной мерки определять объём жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 71
| Дид. игра «Сложи узор»
|
Ориентировка в пространстве
| Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько?», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; продолжать учить различать и называть цифры в пределах 10.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 74
| Дид .игра «Назови соседа». Рассматривание иллюстраций.
|
Февраль
|
Измерение (интегрированное занятие)
| Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счётных палочек.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр77
| На прогулке найти тонкие и толстые деревья, одинаковые по толщине. Игра «Кто больше назовёт?»
Дид. игра «Сложи фигуру»
|
Ориентировка во времени
| Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько?», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах 10; в назывании последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр80
| Изготовление «Птички» в стиле оригами.
Развитие мелкой моторики игра «Чей волчок дольше крутиться»
|
Ориентировка в пространстве
| Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами : «слева», «справа», «внизу», «вверху», «между»; упражнять в измерении протяжённости с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше», упражнять в счёте.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр 83
| По книжным иллюстрациям дети придумываю вопросы на расположение предметов в пространстве
|
Измерение
| Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счёте; учить сравнивать предметы по длине путём наложения, приложения.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр86
| Дид.игра с цифрами «По порядку стройся»
|
Сравнение по величине и цвету
| Закреплять умение сравнивать предметы по длине. Ширине, цвету; повторить порядковый счёт; развивать пространственное мышление; учить отвечать на вопросы «Какой?», «Который?»
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 202
| Сравнение книг, карандашей.
|
Сравнение предметов по величине (длине, ширине. высоте)
| Учить сравнивать предметы по величине.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 214
| Сравнение роста детей.
|
Закономерность расположения предметов. Сравнение предметов по величине
| Учить сравнивать предметы по величине, не прикладывая их друг к другу; закреплять умение располагать предметы в заданном порядке.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 225
| На прогулке сравнивать предметы по величине.
|
Измерение с помощью мерки сторон прямоугольника
| Учить выполнять измерение с помощью условной мерки сторон прямоугольника, работать коллективно.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 247
| Измерение на участке шагами веранды.
|
Март
|
Уравнивание групп предметов разными способами
| Учить уравнивать группы предметов разными способами: прибавление и убавление предметов
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 254
| При подготовке к занятиям: при подготовке раздаточного материала
|
Геометрические фигуры
| Продолжать учить составлять фигуры их счетных палочек, упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам.
| В.М.Новикова «Математика в детском саду» старший дошкольный возраст стр88
| Игра на классификацию геометрических фигур.
|
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, четырёхугольник
| Учить различать геометрические фигуры; использовать полученные умения и навыки.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 262
| Дид. игра «Найди предметы заданной формы»
|
Геометрические фигуры
| Закреплять знания о признаках геометрических фигур; учить называть и сравнивать геометрические фигуры, оперировать ими при составлении фигуры из них
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 273
| «Геометрическая мозаика» , «Танграмм»
|
Геометрические фигуры: круг и овал
| Закреплять знания о признаках геометрических фигур: овал, круг; уметь сравнивать, описывать фигуры.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 284
| Дид. игра «Найди предметы заданной формы»
|
Ориентировка в пространстве
| Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 307
| По книжным иллюстрациям дети придумываю вопросы на расположение предметов в пространстве
|
Ориентировка в пространстве (закрепление)
| Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 307
| По книжным иллюстрациям дети придумываю вопросы на расположение предметов в пространстве
|
Апрель
|
Расположение предметов на плоскости (слева от, справа от, выше– ниже, ближе – дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом).
| Формировать умение ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, память.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 321
| Ориентация на участке детского сада во время прогулки.
|
Части суток: утро, день, вечер, ночь.
| Учить определять части суток; использовать простые схематические изображения для решения несложных проблемных задач.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 341
| Загадки про части суток.
Дид. игра «Когда это бывает?»
|
Порядковые числительные в названии каждого дня недели
| Учить называть порядковые числительные в названии каждого дня недели. Устанавливать последовательность различных событий, определять день недели.
| «Комплексные занятия» По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, м.А.Васильевой. стр 362
| Пословицы о месяцах.
Игра «По порядку стройся»
|
Знакомство с понятием точка
| Познакомить с понятием «точка»; закрепить представление о количественных отношениях между числами; развивать память, воображение. мышление
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 14
| Игра «чудесный мешочек»
|
Знакомство с понятием «Замкнутая кривая»
| Закрепить знания порядка следования чисел натурального ряда; Формировать понятие «замкнутая кривая»; развивать память, мышление, сообразительность, умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать ПДД.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 21
| Игры «Считай – не ошибись», «Пары слов», «Дорожные знаки»
|
Знакомство с правилом «Через одну точку можно провести бесчисленное множество прямых». Знаки сервиса.
| Познакомить с правилом: «Через одну точку можно провести бесчисленное множество прямых» Развивать фантазию, воображение, память, мышление. Умение работать с линейкой и без линейки, закреплять счёт до 10 и обратно.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр26
| с/р игра «Водители». Целевая прогулка к проезжей части «Знаки сервиса».
|
Знакомство с правилом «Через две точки можно провести прямую линию и только одну».
| Развивать память, логическое мышление, воображение, умение рисовать и писать; упражнять в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решений; закреплять счёт до 10 и обратно.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 27
| Рисование в тетради полосок разной величины.
|
Знакомство с понятием «Отрезок линии» или «Отрезок прямой».
| Развивать память, логическое мышление, воображение; закреплять порядковый счёт до 10. Учить находить правую и левую стороны.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 29
| Игра «Живой счёт», «Который по счёту предмет отсутствует»?
|
Знакомство с понятием «Луч» и «направление луча».
| Развивать практическую смекалку, память, логическое мышление; побуждать к осознанию практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, устанавливать связи и отношения между ними.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 30
| Дид. игра «Закончи предложение»
|
Май
|
Знакомство с понятием «горизонтальная линия».
| Развивать логическое мышление, память; формировать умение ориентироваться в пространстве и во времени; закреплять счёт в пределах 10 – прямого и обратного, порядкового.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 33
| Дид. игра «Слушай и считай»
|
Знакомство с понятием «вертикальная линия».
| Развивать любознательность, интерес к познанию нового, умение логически мыслить; закреплять счёт в пределах 10; сравнение множеств способом определённого сравнения.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 35
| Рисование вертикальных линий.
|
Знакомство с понятием «наклонная линия».
| Развивать сообразительность воображение; отработать умение работать с карандашом в тетради; закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 10.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 36
| Игра «Танграм»,
головоломки с палочками
|
Диктант на закрепление знаний о горизонтальных, вертикальных, наклонных линиях.
| Развивать память, мышление; отработать навыки работы с карандашом и линейкой; закреплять знания дней недели и счёта в пределах 10.
| В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по математике» стр 38
| Игра «Живая неделя».
|