Главная страница

Протокол № от от Рабочая программа основного общего образования



НазваниеПротокол № от от Рабочая программа основного общего образования
страница3/10
Дата16.02.2016
Размер2.09 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание курса « Биология. Животные» 7 класс (70 часов)



Биология как наука. Методы биологии. (3 час)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Вводный инструктаж по правилам техники безопасности. Экология животных как раздел экологии. Методы экологических исследований.

Лабораторные и практические работы

Пр.р №1 Наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных

Контрольная работа №1по теме: «Бактерии. Грибы. Растения».

В результате изучения раздела ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов.

уметь

  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

  • изучать биологические объекты и процессы: сезонные изменения в жизни животных и в природе наблюдать за поведением животных.

  • объяснять роль различных организмов в жизни человека; роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Многообразие и эволюция живой природы (24 час)
Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Охраняемые животные Тамбовской области.

Демонстрации:

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Одноклеточные животные

Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных

Строение и многообразие червей

Строение и многообразие моллюсков

Строение и многообразие членистоногих

Строение и многообразие рыб

Строение и многообразие земноводных

Строение и многообразие пресмыкающихся

Строение и многообразие птиц

Строение и многообразие млекопитающих

Лабораторные и практические работы

Л.р. № 1 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

Л.р. № 2 Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Л.р. № 3 Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

Л.р. № 4 Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Л.р. № 5 Выявление приспособлений у животных к среде обитания

Пр.р. № 2 Распознавание животных разных типов

Контрольная работа №2 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных»

Контрольная работа №3 по теме: «Многоклеточные хордовые животные»

Контрольная работа №4 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».


В результате изучения раздела ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; животных своего региона;

уметь

  • объяснять: необходимость защиты окружающей среды; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности;

  • выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; последствия деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Система органического мира (16час)
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчинённость.

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость.. Пища и способы её добывания. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Сельскохозяйственные животные. Домашние животные. Порода. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними. Виды – эндемики. Охрана животного мира.

Демонстрации:

Классификация организмов

Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)

Животные – возбудители и переносчики заболеваний

Порода.

Лабораторные и практические работы

Л.р. № 6 Изучение внешнего и внутреннего строения млекопитающего

Пр.р. № 4 Распознавание домашних животных

Пр.р. № 3 Наблюдение за поведением животных

Контрольная работа №4 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».


В результате изучения раздела ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, поведение;

уметь

  • объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать: влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными

- оказания первой помощи при укусах животных;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

Признаки живых организмов ( 9 час)
Признаки живых организмов, их проявление у животных: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания. Среда обитания и условия существования животных . Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов. Деление клетки – основа роста, размножения и развития организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки животных. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида.

Демонстрации:

Приспособления к среде обитания у организмов

Клетки животных.

Оплодотворение

Половые клетки.

Половое и бесполое размножение.

Хромосомы.

Деление клетки.

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Признаки вида

Лабораторные и практические работы

Л.р. № 8 Изучение клеток и тканей, животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Контрольная работа № 5. по теме: « Признаки живых организмов»
В результате изучения раздела ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, поведение;

уметь

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Взаимосвязи организмов и окружающей среды ( 13час)
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приспособления к различным средам обитания: сухопутные, водные животные, животные обитатели почв. Жилища животных. Экскурсия. Сезонные изменения в жизни животных. Абиотические факторы в жизни животных: вода, воздух, температура, свет.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации:

Экологические факторы

Пищевые цепи и сети

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Типы взаимодействия разных видов в экосистеме

(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

Лабораторные и практические работы

П.р. № 5 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Экскурсия: «Многообразие животных своей местности, их роль в природе и в жизни человека».

Контрольная работа № 6.по курсу: «Биология. Животные»

Биомониторинг состояния окружающей среды Тамбовской области (3 часа)

Повторение и обобщение пройденного материала (2 часа)
В результате изучения раздела ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; организмов животных; популяций, экосистем, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, транспорт веществ, рост, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: необходимость защиты окружающей среды

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • распознавать и описывать: на таблицах наиболее распространенных животных своей местности,

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса.

В результате изучения курса «Биология. Животные» ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций, экосистем, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, поведение; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными

- оказания первой помощи при укусах животных;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10