|
Содержание курса « Биология. Животные» 7 класс (70 часов)
Биология как наука. Методы биологии. (3 час)
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Вводный инструктаж по правилам техники безопасности. Экология животных как раздел экологии. Методы экологических исследований.
Лабораторные и практические работы
Пр.р №1 Наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных
Контрольная работа №1по теме: «Бактерии. Грибы. Растения».
В результате изучения раздела ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов.
уметь
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
изучать биологические объекты и процессы: сезонные изменения в жизни животных и в природе наблюдать за поведением животных.
объяснять роль различных организмов в жизни человека; роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения правил поведения в окружающей среде; Многообразие и эволюция живой природы (24 час) Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Охраняемые животные Тамбовской области.
Демонстрации:
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Одноклеточные животные
Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных
Строение и многообразие червей
Строение и многообразие моллюсков
Строение и многообразие членистоногих
Строение и многообразие рыб
Строение и многообразие земноводных
Строение и многообразие пресмыкающихся
Строение и многообразие птиц
Строение и многообразие млекопитающих
Лабораторные и практические работы
Л.р. № 1 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих
Л.р. № 2 Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
Л.р. № 3 Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни
Л.р. № 4 Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Л.р. № 5 Выявление приспособлений у животных к среде обитания
Пр.р. № 2 Распознавание животных разных типов
Контрольная работа №2 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных»
Контрольная работа №3 по теме: «Многоклеточные хордовые животные»
Контрольная работа №4 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».
В результате изучения раздела ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; животных своего региона;
уметь
объяснять: необходимость защиты окружающей среды; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности;
выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; последствия деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде; Система органического мира (16час) Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчинённость.
Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость.. Пища и способы её добывания. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Сельскохозяйственные животные. Домашние животные. Порода. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними. Виды – эндемики. Охрана животного мира.
Демонстрации:
Классификация организмов
Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)
Животные – возбудители и переносчики заболеваний
Порода.
Лабораторные и практические работы
Л.р. № 6 Изучение внешнего и внутреннего строения млекопитающего
Пр.р. № 4 Распознавание домашних животных
Пр.р. № 3 Наблюдение за поведением животных
Контрольная работа №4 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».
В результате изучения раздела ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, поведение;
уметь
объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать: влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
Признаки живых организмов ( 9 час) Признаки живых организмов, их проявление у животных: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания. Среда обитания и условия существования животных . Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов. Деление клетки – основа роста, размножения и развития организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки животных. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида.
Демонстрации:
Приспособления к среде обитания у организмов
Клетки животных.
Оплодотворение
Половые клетки.
Половое и бесполое размножение.
Хромосомы.
Деление клетки.
Одноклеточные и многоклеточные организмы
Признаки вида
Лабораторные и практические работы
Л.р. № 8 Изучение клеток и тканей, животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Контрольная работа № 5. по теме: « Признаки живых организмов» В результате изучения раздела ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, поведение;
уметь
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); Взаимосвязи организмов и окружающей среды ( 13час) Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приспособления к различным средам обитания: сухопутные, водные животные, животные обитатели почв. Жилища животных. Экскурсия. Сезонные изменения в жизни животных. Абиотические факторы в жизни животных: вода, воздух, температура, свет. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации:
Экологические факторы
Пищевые цепи и сети
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
Лабораторные и практические работы
П.р. № 5 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Экскурсия: «Многообразие животных своей местности, их роль в природе и в жизни человека».
Контрольная работа № 6.по курсу: «Биология. Животные»
Биомониторинг состояния окружающей среды Тамбовской области (3 часа)
Повторение и обобщение пройденного материала (2 часа) В результате изучения раздела ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; организмов животных; популяций, экосистем, животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, транспорт веществ, рост, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: необходимость защиты окружающей среды
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на таблицах наиболее распространенных животных своей местности,
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса.
В результате изучения курса «Биология. Животные» ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций, экосистем, животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, поведение; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
|
|
|