|
Тематическое планирование.
Тематический план «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс
№ разде
ла
|
Разделы, темы.
|
Количество
часов
|
Лабораторные работы
|
Практические
работы
|
Экскур
сии
|
Контрольные работы
| 1
| Тема 1. " Введение "
| 6
| -
| 1
| 1
| -
| 2
| Тема 2. " Клеточное строение организмов "
| 11
| 6
| -
| -
| 1
| 3
| Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "
| 17
| 1
| 1
| -
| 1
| 4
| Тема 4. " Царство Растения "
| 11
| 6
| -
| 1
| 1
|
| Итого:
| 35
| 13
| 2
| 2
| 3
|
Тематический план «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс
№ разде
ла
|
Разделы, темы.
|
Количество
часов
|
Лабораторные работы
|
Практические
работы
|
Экскур
сии
|
Контрольные работы
| 1
| Биология как наука. Методы биологии.
| 3
| 1
| -
| 1
| -
| 2
| Система органического мира.
| 32
| 3
| 3
| 1
| 2
| 3
| Многообразие и эволюция живой природы.
| 19
| 6
| 3
| -
| 1
| 4
| Признаки живых организмов.
| 12
| 3
| -
| 1
| 1
| 5
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
| 2
| -
| 1
| 1
| -
|
| Итого:
| 68
| 13
| 7
| 4
| 4
|
Тематический план «Биология Животные» 7 класс
№ раз
де
ла
|
№ уро
ка
|
Разделы, темы.
|
Кол
личе
ство часов
|
Лабораторные рабо
ты
|
Практические
работы
|
Экскур
сии
|
Контрольные работы
| 1
| 1-3
| Биология как наука. Методы биологии.
| 3
|
| 1
|
| 1
| 2
| 4-29
| Многообразие и эволюция живой природы.
| 24
| 5
| 1
|
| 2
| 3
| 30-47
| Система органического мира.
| 16
| 1
| 2
|
| 1
| 4
| 48-56
| Признаки живых организмов
| 9
| 1
|
|
| 1
| 5
| 57-65
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды
| 13
|
| 1
| 1
| 1
| 6
| 66-68
| Биомониторинг состояния окружающей среды
| 3
|
|
|
|
| 7
| 69-70
| Повторение
| 2
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| 70
| 7
| 5
| 1
| 6
|
Тематический план «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс
-
№ раз
де
ла
|
№ уро
ка
|
Разделы, темы.
|
Количество
часов
|
Лабораторные работы
|
Практические
работы
|
Экскурсии
|
Контрольные работы
| 1
| 1
| Введение.
| 1
| 1
|
|
|
| 2
| 2-5
| Науки, изучающие строение человека. Происхождение человека.
| 4
|
|
|
| 1
| 3
| 6-50
| Строение и функции организма человека
| 45
| 7
| 6
|
| 4
| 4
| 51-54
| Анализаторы. Органы чувств.
| 4
| 1
|
|
|
| 5
| 55-58
| Высшая нервная деятельность. Психология и поведение.
| 4
| 3
|
|
| 1
| 6
| 59-62
| Биологические и социальные аспекты личности.
| 4
| 2
|
|
|
| 7
| 63-66
| Человек и природа.
| 4
|
| 1
|
|
| 8
| 67-70
| Повторение пройденного материала
| 4
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| 70
| 14
| 7
|
| 6
|
Тематический план «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс
-
№
| Разделы, темы.
| Количество
часов
| Лабораторные работы
| Практические
работы
| Экскур
сии
| Контрольные работы
| 1
| Биология как наука. Методы биологии.
| 2
| 1
| -
| -
| -
| 2
| Признаки живых организмов.
| 38
| 5
| -
| -
| 4
| 3
| Система органического мира.
| 5
| -
| 1
| -
| -
| 4
| Многообразие и эволюция живой природы.
| 6
| -
| -
| -
| 1
| 5
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
| 14
| -
| 7
| 3
| 1
| 6
| Человек и его здоровье.
| 2
| -
| -
| -
| -
| 7
| Повторение и обобщение.
| 1
| -
| -
| -
| -
|
| Итого:
| 68
| 6
| 8
| 3
| 6
|
Материально-техническое обеспечение учебного процесса. Учебники:
5 класс: Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2015– 144 с.: ил.
6 класс: В.В. Пасечник « Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения». М.Дрофа. 2012г.
7 класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные» 7 класс: - М.: Дрофа,2012.
8 класс: Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» - М.: Дрофа ,2012.
9 класс: А. А. Каменский, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс:
- М.:Дрофа,2012. Для 5 класса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г. Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
Биология 6-9 класс (электронная библиотека)
Для 6 класса:
Учебник В.В. Пасечник « Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения». М.Дрофа. 2015г.
Примерная программа по биологии основного общего образования
Стандарт основного общего образования
Рабочая программа учителя
Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / Автор – составитель Н.И. Галушкова/ Волгоград.Учитель 2012г.
Т.С. Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 класс М. Дрофа 2014 г.
Т.С. Сухова Тесты по биологии 6-11 класс М. Дрофа 2015г.
Л.Д Парфилова. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В.Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс М. Экзамен 2014г.
8. А.М.Розенштейн Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. Пособие для учителя. М. Просвещение 2013г.
9.Панфилова Л.А. , Соловова Т.И. Лабораторные работы по биологии. Тетрадь для учащихся 6 класс Саратов. Лицей 2011г.
10. Н.В. Дубровина, В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тематическое и поурочное планирование к учебнику
В.В.Пасечника М. Дрофа 2014г.
11.О.А.Филичкина. Ботаника в схемах. рисунках, вопросах и ответах Тамбов 2011г.
12. Рабочая тетрадь ученика. В.В.Пасечник, Т.А Снисаренко Биология . Бактерии. Грибы. Растения. Москва. Дрофа 2012 г
13.А.И.Никишов. Р.А.Петросова, в.С.Рохлин, А.В. Теремов. Биология в таблицах для учащихся 6-11 классов М. Илекса 2010г.
14. Книга для чтения по ботанике. Для 7 класса:
Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: - М.: Дрофа,2014.
1 Примерная программа по биологии основного общего образования
2 Стандарт основного общего образования
3 Рабочая программа учителя
4 В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные»
М.:Дрофа,2001г.
5 Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии, М.:ТЦ Сфера, 2000г.
6 И.Ф.Ишкина Поурочные планы 7 класс к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные» Волгоград .: Учитель АСТ2002г.
7 О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Биология 7 класс универсальные поурочные разработки. М.: ВАКО, 2014г.
Для 8 класса:
Учебник Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс
1 Примерная программа по биологии основного общего образования
2 Стандарт основного общего образования
3 Рабочая программа учителя
4 Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс М. Дрофа 2012г.
5 Рабочая тетрадь ученика Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс
6 Г. В. Чередникова Поурочные планы по учебнику: Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс Волгоград Учитель 2012г.
7 И. Ф. Ишкина Поурочные планы по учебнику: Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс ( в 2 частях) Волгоград Учитель - АСТ 2013г.
8 Пугал Н.А., Волошилова Е. В. ,Маш Р. Д., Беляев В. И. Биология – 9 (8) Человек. Практикум по гигиене. М. АРКТИ 2012г.
9 Юнусбаев Б. Х. Под редакцией В. И. Сивоглазова Биология. Человек и его здоровье. Тесты М. 2011г.
10 Т. С, Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы М.Дрофа 2012г.
11 Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. Сост. В. С. Кучменко М. Дрофа 2011г.
12 Д. В. Колесов, Р. Д. Маш Основы гигиены и санитарии Учебное пособие для 9-10 классов М. Просвещение 1989г.
13 И. Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение 1989г.
14 А. И. Никишов В. С. Рохлов Человек и его здоровье. Задания для самостоятельной работы учащихся.
Пособие для учителей и учащихся. М. – Харьков РАУБ НН-МЦ «Развивающее обучение» 2013г.
15 Т. С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно- методическое пособие. М. Дрофа 2015г.
16 В. З. Резникова, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова, Т. В. Иванова Тестовой контроль знаний учащихся по биологии. М. Просвещение 1997г.
17 CD – ROM учебник Биология 9 класс
18 А. И. Никишов Р. А. Петросова В. С. Рохлов, А. В. Теремов Биология в таблицах для уч-ся 6-11 классов М. Илекса 1997г.
Для 9 класса:
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс: - М.:Дрофа,2012.
1 Примерная программа по биологии основного общего образования
2 Стандарт основного общего образования
3 Рабочая программа учителя.
4 Тематическое и поурочное планирование по учебнику А. А.Каменский, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник. Введение в общую биологию и
экологию 9 класс Пособие для учителя М.Дрофа 2012г.
5 Рабочая тетрадь ученика Г.Г. Швецова, В. В. Пасечник Биология Введение в общую биологию 9 класс
6 Т. С, Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы М.Дрофа 2014г.
7 Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. Сост. В. С. Кучменко М. Дрофа 2011г.
8 Т. С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно- методическое пособие. М. Дрофа 2014г.
9 В. З. Резникова, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова, Т. В. Иванова Тестовой контроль знаний учащихся по биологии. М. Просвещение 2013г.
10 А. И. Никишов Р. А. Петросова В. С. Рохлов, А. В. Теремов Биология в таблицах для уч-ся 6-11 классов М. Илекса 2012г.
11 Л. П. Анастасова Самостоятельные работы учащихся по биологии. Пособие для учителя. М. Просвещение 2009г.
12А. И. Никишов Биология Конспективный курс. Учебное пособие. М. ТЦ « Сфера» 2010г.
13 Н. Н. Воронцов, Л. Н. Сухорукова Эволюция органического мира Учебное пособие для 9-10 классов М. Просвещение 2011г.
14 И. П. Спицын Генетические задачи. Учебное пособие Тамбов 1983г.
15 Электронный учебник С. В. Шутова, С. В. Фролов Биология человека и животных ТГУ им. Державина 2007г.
16 В. М, Константинов, А. О.Шубин, А. Ю.Околелов Практикум по прикладной экологии Мичуринск МГПИ 2004г.
17 Видеофильмы: 1) Экосистемы 2) Возникновение и развитие жизни на Земле 3)Биосферные заповедники 4) Экологический альманах
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Тема
| Тема урока
| К-во
часов
| Лабораторные, практические
работы, экскурсии, контрольные работы, проекты.
| Характеристика основных видов деятельности учащихся
| Тема 1. " Введение "
| 1. Биология — наука о живой природе
2. Методы исследования в биологии
3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
4. Среды обитания живых организмов.
5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
6. Обобщающий урок
| 6 часов
| Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» Экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края».
| -Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. ----Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.
-Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.
-Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.
- Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.
- Составляют отчет об экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.
- Выполняют практическую работу.
| Тема 2. " Клеточное строение организмов "
| 7. Устройство увеличительных приборов
8. Строение клетки
9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
10. Пластиды
11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
15. Деление клетки
16. Понятие «ткань»
17. Обобщающий урок
| 11 часов
| Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»
Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».
Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
К. р. №1 по теме: «Клеточное строение организма».
| - Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.
- Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
- Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.
- Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
-Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.
-Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
-Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.
-Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах.
- Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
- Выполняют лабораторную работу.
| Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "
| 18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
19. Роль бактерий в природе и жизни человека
20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
21. Шляпочные грибы.
22. Плесневые грибы и дрожжи
23. Грибы-паразиты
24. Обобщающий урок
| 7 часов
| П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».
К. р. №2 по теме: «Царство Бактерии. Царство Грибы». Проект «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека».
| - Выделяют существенные признаки бактерий.
- Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
- Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.
- Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
- Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.
- Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.
- Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение и проект «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).
-Выполняют лабораторную и практическую работу.
| Тема 4. " Царство Растения "
| 25. Ботаника — наука о растениях
26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
28. Лишайники
29. Мхи
30. Папоротники, хвощи, плауны
31. Голосеменные растения
32. Покрытосеменные растения
33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
34-35. Повторение и обобщение по пройденному курсу биологии.
| 10 часов
| Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»
Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)»
Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»
Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Л.р.№13 «Строение цветкового растения»
К. р. №3 по теме: «Царство Растения»
Проект «Многообразие растительного мира родного края»
Экскурсия.
| -Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».
Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.
- Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.
- Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.
- Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.
- Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.
- Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.
- Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.
- Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.
-Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.
- Выполняют лабораторную и практическую работу.
- Составляют отчет об экскурсии. Выполняют проект «Многообразие растительного мира родного края».
| Итого 35 часов
Содержание программы «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс (70 часов) Биология как наука. Методы биологии (2 часа)
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Экология растений: раздел науки и учебная дисциплина.
Лабораторные и практические работы
Л.р. № 1 « Устройство лупы и микроскопа»
Экскурсия: «Осенние явления в жизни растений и животных».
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов.
уметь
Система органического мира (17 часа)
Система органического мира. Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы.
Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.
Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии. Лишайники.
Демонстрации:
Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.
Классификация организмов
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Строение и многообразие бактерий
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты Лабораторные и практические работы
Л.р. №2 «Изучение органов цветкового растения»
Л.р. №3 « Выявление роли света и воды в жизни растений»
Л.р. №4 «Изучение строения плесневых грибов, шляпочных грибов»
Пр. р. №1 «Наблюдение за ростом и развитием растений»
Пр.р. №2 «Размножение комнатных растений»
Пр.р. №3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Контрольная работа №1 по теме: «Клеточное строение организмов»
Контрольная работа №2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
Многообразие и эволюция живой природы (9 час)
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Размножение живых организмов. Размножение споровых, голосеменных растений. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.
Демонстрации:
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Растения разных отделов, семейств, видов Лабораторные и практические работы
Л.р. №5 «Изучение внешнего строения водорослей»
Л.р. №6 «Изучение внешнего строения мхов»
Л.р. №7 «Изучение внешнего строения папоротника»
Л.р. №8 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
Л.р. №9 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»
Л.р. №10 « Распознавание растений разных отделов» Контрольнаяработа №3 по теме: « Многообразие растений их классификация. Отделы растений»
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
уметь
объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
распознавать и описывать: на таблицах основные части живых объектов; органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения и своей местности.
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Признаки живых организмов (4 час)
Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий.
Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Приемы выращивания и разведения культурных растений, ухода за ними.
Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Демонстрации:
Приспособления к среде обитания у организмов
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
Хромосомы
Деление клетки
Половое и бесполое размножение
Половые клетки
Оплодотворение
Одноклеточные и многоклеточные организмы Лабораторные и практические работы
Л.р. №11 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах
и их описание»
Л.р. №12 «Сравнительная характеристика растительной, грибной, бактериальной клеток»
Л.р. №13 «Распознавание органов у растений»
Итоговая контрольная работа №4
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь
изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и своей местности.
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск биологической информации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (3 часа)
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Влияние экологических факторов на растения. Абиотические факторы: солнечная радиация, почва, температура, воздух и вода в жизни растений Природные сообщества. Пищевые связи в экосистеме. Растительные сообщества и их типы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Экскурсия "Жизнь растений весной". Охрана окружающей среды. Растения из Красной книги Тамбовской области. Демонстрации:
Агроэкосистема Лабораторные и практические работы
Пр. р. № 4 Выявление приспособлений у растений к среде обитания
знать/понимать
признаки биологических объектов: агроэкосистем;
уметь
объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;
проводить самостоятельный поиск биологической информации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса
В результате изучения курса биологии для 6 класса « Биология. Бактерии. Грибы. Растения» ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; агроэкосистем; растений, грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения и своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
-
|
|
|