Главная страница

Протокол № от от Рабочая программа основного общего образования



НазваниеПротокол № от от Рабочая программа основного общего образования
страница2/10
Дата16.02.2016
Размер2.09 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Тематическое планирование.

Тематический план «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс

№ разде

ла


Разделы, темы.


Количество

часов


Лабораторные работы


Практические

работы


Экскур

сии


Контрольные работы

1

Тема 1. " Введение "

6

-

1

1

-

2

Тема 2. " Клеточное строение организмов "


11

6

-

-

1

3

Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "


17

1

1

-

1

4

Тема 4. " Царство Растения "

11

6

-

1

1




Итого:

35

13

2

2

3


Тематический план «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс

№ разде

ла


Разделы, темы.


Количество

часов


Лабораторные работы


Практические

работы


Экскур

сии


Контрольные работы

1

Биология как наука. Методы биологии.

3

1

-

1

-

2

Система органического мира.

32

3

3

1

2

3

Многообразие и эволюция живой природы.

19

6

3

-

1

4

Признаки живых организмов.

12

3

-

1

1

5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

2

-

1

1

-




Итого:

68

13

7

4

4


Тематический план «Биология Животные» 7 класс


№ раз

де

ла


№ уро

ка



Разделы, темы.


Кол

личе

ство часов


Лабораторные рабо

ты


Практические

работы


Экскур

сии


Контрольные работы

1

1-3

Биология как наука. Методы биологии.

3




1




1

2

4-29

Многообразие и эволюция живой природы.

24

5

1




2

3

30-47

Система органического мира.

16

1

2




1

4

48-56

Признаки живых организмов

9

1







1

5

57-65

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

13




1

1

1

6

66-68

Биомониторинг состояния окружающей среды

3













7

69-70

Повторение

2



















Итого:

70

7

5

1

6


Тематический план «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс



№ раз

де

ла


№ уро

ка



Разделы, темы.


Количество

часов


Лабораторные работы


Практические

работы


Экскурсии


Контрольные работы

1

1

Введение.

1

1










2

2-5

Науки, изучающие строение человека. Происхождение человека.

4










1

3

6-50

Строение и функции организма человека

45

7

6




4

4

51-54

Анализаторы. Органы чувств.

4

1










5

55-58

Высшая нервная деятельность. Психология и поведение.

4

3







1

6

59-62

Биологические и социальные аспекты личности.

4

2










7

63-66

Человек и природа.

4




1







8

67-70

Повторение пройденного материала

4



















Итого:

70

14

7




6



Тематический план «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс




Разделы, темы.


Количество

часов

Лабораторные работы

Практические

работы

Экскур

сии

Контрольные работы

1

Биология как наука. Методы биологии.

2

1

-

-

-

2

Признаки живых организмов.

38

5

-

-

4

3

Система органического мира.

5

-

1

-

-

4

Многообразие и эволюция живой природы.

6

-

-

-

1

5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

14

-

7

3

1

6

Человек и его здоровье.

2

-

-

-

-

7

Повторение и обобщение.

1

-

-

-

-




Итого:

68

6

8

3

6


Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Учебники:

5 класс: Пасечник В.В.

Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2015– 144 с.: ил.

6 класс: В.В. Пасечник « Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения». М.Дрофа. 2012г.

7 класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные» 7 класс: - М.: Дрофа,2012.

8 класс: Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» - М.: Дрофа ,2012.

9 класс: А. А. Каменский, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс:

- М.:Дрофа,2012.
Для 5 класса:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

  • Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

  • Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

  • Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

  • Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

Для 6 класса:

Учебник В.В. Пасечник « Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения». М.Дрофа. 2015г.

  1. Примерная программа по биологии основного общего образования

  2. Стандарт основного общего образования

  3. Рабочая программа учителя

  4. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / Автор – составитель Н.И. Галушкова/ Волгоград.Учитель 2012г.

  5. Т.С. Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 класс М. Дрофа 2014 г.

  6. Т.С. Сухова Тесты по биологии 6-11 класс М. Дрофа 2015г.

  7. Л.Д Парфилова. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В.Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс М. Экзамен 2014г.

8. А.М.Розенштейн Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. Пособие для учителя. М. Просвещение 2013г.

9.Панфилова Л.А. , Соловова Т.И. Лабораторные работы по биологии. Тетрадь для учащихся 6 класс Саратов. Лицей 2011г.

10. Н.В. Дубровина, В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тематическое и поурочное планирование к учебнику

В.В.Пасечника М. Дрофа 2014г.

11.О.А.Филичкина. Ботаника в схемах. рисунках, вопросах и ответах Тамбов 2011г.

12. Рабочая тетрадь ученика. В.В.Пасечник, Т.А Снисаренко Биология . Бактерии. Грибы. Растения. Москва. Дрофа 2012 г

13.А.И.Никишов. Р.А.Петросова, в.С.Рохлин, А.В. Теремов. Биология в таблицах для учащихся 6-11 классов М. Илекса 2010г.

14. Книга для чтения по ботанике.
Для 7 класса:

Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: - М.: Дрофа,2014.

1 Примерная программа по биологии основного общего образования

2 Стандарт основного общего образования

3 Рабочая программа учителя

4 В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные»

М.:Дрофа,2001г.

5 Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии, М.:ТЦ Сфера, 2000г.

6 И.Ф.Ишкина Поурочные планы 7 класс к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные» Волгоград .: Учитель АСТ2002г.

7 О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Биология 7 класс универсальные поурочные разработки. М.: ВАКО, 2014г.

Для 8 класса:

Учебник Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс

1 Примерная программа по биологии основного общего образования

2 Стандарт основного общего образования

3 Рабочая программа учителя

4 Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс М. Дрофа 2012г.

5 Рабочая тетрадь ученика Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс

6 Г. В. Чередникова Поурочные планы по учебнику: Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс Волгоград Учитель 2012г.

7 И. Ф. Ишкина Поурочные планы по учебнику: Д. В. Колесов, И. Н. Беляев, Р. Д. Маш; Биология. Человек. 8 класс ( в 2 частях) Волгоград Учитель - АСТ 2013г.

8 Пугал Н.А., Волошилова Е. В. ,Маш Р. Д., Беляев В. И. Биология – 9 (8) Человек. Практикум по гигиене. М. АРКТИ 2012г.

9 Юнусбаев Б. Х. Под редакцией В. И. Сивоглазова Биология. Человек и его здоровье. Тесты М. 2011г.

10 Т. С, Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы М.Дрофа 2012г.

11 Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. Сост. В. С. Кучменко М. Дрофа 2011г.

12 Д. В. Колесов, Р. Д. Маш Основы гигиены и санитарии Учебное пособие для 9-10 классов М. Просвещение 1989г.

13 И. Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение 1989г.

14 А. И. Никишов В. С. Рохлов Человек и его здоровье. Задания для самостоятельной работы учащихся.

Пособие для учителей и учащихся. М. – Харьков РАУБ НН-МЦ «Развивающее обучение» 2013г.

15 Т. С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно- методическое пособие. М. Дрофа 2015г.

16 В. З. Резникова, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова, Т. В. Иванова Тестовой контроль знаний учащихся по биологии. М. Просвещение 1997г.

17 CD – ROM учебник Биология 9 класс

18 А. И. Никишов Р. А. Петросова В. С. Рохлов, А. В. Теремов Биология в таблицах для уч-ся 6-11 классов М. Илекса 1997г.

Для 9 класса:

Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс: - М.:Дрофа,2012.

1 Примерная программа по биологии основного общего образования

2 Стандарт основного общего образования

3 Рабочая программа учителя.

4 Тематическое и поурочное планирование по учебнику А. А.Каменский, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник. Введение в общую биологию и

экологию 9 класс Пособие для учителя М.Дрофа 2012г.

5 Рабочая тетрадь ученика Г.Г. Швецова, В. В. Пасечник Биология Введение в общую биологию 9 класс

6 Т. С, Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы М.Дрофа 2014г.

7 Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. Сост. В. С. Кучменко М. Дрофа 2011г.

8 Т. С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно- методическое пособие. М. Дрофа 2014г.

9 В. З. Резникова, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова, Т. В. Иванова Тестовой контроль знаний учащихся по биологии. М. Просвещение 2013г.

10 А. И. Никишов Р. А. Петросова В. С. Рохлов, А. В. Теремов Биология в таблицах для уч-ся 6-11 классов М. Илекса 2012г.

11 Л. П. Анастасова Самостоятельные работы учащихся по биологии. Пособие для учителя. М. Просвещение 2009г.

12А. И. Никишов Биология Конспективный курс. Учебное пособие. М. ТЦ « Сфера» 2010г.

13 Н. Н. Воронцов, Л. Н. Сухорукова Эволюция органического мира Учебное пособие для 9-10 классов М. Просвещение 2011г.

14 И. П. Спицын Генетические задачи. Учебное пособие Тамбов 1983г.

15 Электронный учебник С. В. Шутова, С. В. Фролов Биология человека и животных ТГУ им. Державина 2007г.

16 В. М, Константинов, А. О.Шубин, А. Ю.Околелов Практикум по прикладной экологии Мичуринск МГПИ 2004г.

17 Видеофильмы: 1) Экосистемы 2) Возникновение и развитие жизни на Земле 3)Биосферные заповедники 4) Экологический альманах

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»


Тема

Тема урока

К-во

часов

Лабораторные, практические

работы, экскурсии, контрольные работы, проекты.

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Тема 1. " Введение "

1. Биология — наука о живой природе

2. Методы исследования в биологии

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4. Среды обитания живых организмов.

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6. Обобщающий урок

6 часов

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края».

-Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. ----Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

-Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

-Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

- Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

- Составляют отчет об экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.

- Выполняют практическую работу.

Тема 2. " Клеточное строение организмов "


7. Устройство увеличительных приборов

8. Строение клетки

9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

10. Пластиды

11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

15. Деление клетки

16. Понятие «ткань»

17. Обобщающий урок

11 часов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

К. р. №1 по теме: «Клеточное строение организма».


- Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.

- Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

- Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

- Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

-Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.

-Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

-Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

-Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах.

- Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

- Выполняют лабораторную работу.

Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "


18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

19. Роль бактерий в природе и жизни человека

20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

21. Шляпочные грибы.

22. Плесневые грибы и дрожжи

23. Грибы-паразиты

24. Обобщающий урок

7 часов

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

К. р. №2 по теме: «Царство Бактерии. Царство Грибы».
Проект «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека».

- Выделяют существенные признаки бактерий.

- Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

- Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

- Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

- Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

- Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

- Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение и проект «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).

-Выполняют лабораторную и практическую работу.

Тема 4. " Царство Растения "

25. Ботаника — наука о растениях

26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

28. Лишайники

29. Мхи

30. Папоротники, хвощи, плауны

31. Голосеменные растения

32. Покрытосеменные растения

33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

34-35. Повторение и обобщение по пройденному курсу биологии.

10 часов

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)»

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

К. р. №3 по теме: «Царство Растения»

Проект «Многообразие растительного мира родного края»

Экскурсия.

-Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

- Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

- Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

- Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

- Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

- Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

- Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

- Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

-Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

- Выполняют лабораторную и практическую работу.

- Составляют отчет об экскурсии. Выполняют проект «Многообразие растительного мира родного края».

Итого 35 часов

Содержание программы «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс (70 часов)
Биология как наука. Методы биологии (2 часа)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Экология растений: раздел науки и учебная дисциплина.

Лабораторные и практические работы

Л.р. № 1 « Устройство лупы и микроскопа»

Экскурсия: «Осенние явления в жизни растений и животных».

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов.

уметь


Система органического мира (17 часа)

Система органического мира. Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы.

Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии. Лишайники.

Демонстрации:

Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Классификация организмов

Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы – паразиты
Лабораторные и практические работы

Л.р. №2 «Изучение органов цветкового растения»

Л.р. №3 « Выявление роли света и воды в жизни растений»

Л.р. №4 «Изучение строения плесневых грибов, шляпочных грибов»

Пр. р. №1 «Наблюдение за ростом и развитием растений»

Пр.р. №2 «Размножение комнатных растений»

Пр.р. №3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Контрольная работа №1 по теме: «Клеточное строение организмов»

Контрольная работа №2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;


Многообразие и эволюция живой природы (9 час)

Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Размножение живых организмов. Размножение споровых, голосеменных растений. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.

Демонстрации:

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Растения разных отделов, семейств, видов
Лабораторные и практические работы

Л.р. №5 «Изучение внешнего строения водорослей»

Л.р. №6 «Изучение внешнего строения мхов»

Л.р. №7 «Изучение внешнего строения папоротника»

Л.р. №8 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Л.р. №9 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»

Л.р. №10 « Распознавание растений разных отделов»
Контрольнаяработа №3 по теме: « Многообразие растений их классификация. Отделы растений»

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

уметь

  • объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части живых объектов; органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения и своей местности.

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;


Признаки живых организмов (4 час)

Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий.

Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Приемы выращивания и разведения культурных растений, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Демонстрации:

Приспособления к среде обитания у организмов

Клетки растений, животных, грибов и бактерий

Хромосомы

Деление клетки

Половое и бесполое размножение

Половые клетки

Оплодотворение

Одноклеточные и многоклеточные организмы
Лабораторные и практические работы

Л.р. №11 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах

и их описание»

Л.р. №12 «Сравнительная характеристика растительной, грибной, бактериальной клеток»

Л.р. №13 «Распознавание органов у растений»

Итоговая контрольная работа №4

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

уметь

  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и своей местности.

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;


Взаимосвязи организмов и окружающей среды (3 часа)

Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Влияние экологических факторов на растения. Абиотические факторы: солнечная радиация, почва, температура, воздух и вода в жизни растений Природные сообщества. Пищевые связи в экосистеме. Растительные сообщества и их типы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Экскурсия "Жизнь растений весной". Охрана окружающей среды. Растения из Красной книги Тамбовской области.
Демонстрации:

Агроэкосистема
Лабораторные и практические работы

Пр. р. № 4 Выявление приспособлений у растений к среде обитания

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: агроэкосистем;

уметь

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса

В результате изучения курса биологии для 6 класса « Биология. Бактерии. Грибы. Растения» ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; агроэкосистем; растений, грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения и своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10