Тема 4. Царство Растения (10 часов)
25
| Ботаника — наука о растениях
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы
| Осознание важности растений в природе и жизни человека
| Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
| Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
| Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 26
| Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.
Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»
| Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы
| Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли);
| Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
Учащиеся смогут научиться:
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
| Фронтальный, индивидуальный опрос. Лаб. раб.
|
|
| 27
| Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
| 1
| Урок закрепления и совершенствования знаний и умений
| Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей
| Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной
деятельности
| Развивается умение работать
с текстом и иллюстрациями учебника
| Учащиеся должны знать:
- роль водорослей жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять роль водорослей биосфере;
- давать характеристику основным группам водорослей;
| Учащиеся смогут научиться:
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 28
| Лишайники
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека
| Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода
о состоянии окружающей среды
| Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы
| Учащиеся должны знать:
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику лишайникам;
|
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 29
| Мхи
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений
и установления усложнений в их строении
| Развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи к высшим споровым
растениям.
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи);
| Учащиеся могут узнать:
- жизненные циклы мхов
- редкие и охраняемые растения Омской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб. раб.
|
|
| 30
| Папоротники, хвощи, плауны
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Л.р.№10
«Строение спороносящего хвоща»
Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений
и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.
| Развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники);
| Учащиеся могут узнать:
- жизненные циклы папоротников,
- древовидные папоротники,
- редкие и охраняемые растения Тамбовской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб. раб
|
|
| 31
| Голосеменные растения
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.
Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших
растений и установления усложнений в их строении
| Развитие умения выделять
существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные);
| Учащиеся могут узнать:
- жизненный цикл сосны,
- редкие и охраняемые растения Тамбовской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб. раб
|
|
| 32
| Покрытосеменные растения
| 1
| Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике
| Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения»
| Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их
строении.
| Развивается умение выделять
существенные признаки покрытосеменных растений
и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
| Учащиеся должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
| Учащиеся могут узнать:
- покрытосеменные – господствующая группа растений,
- редкие и охраняемые растения Тамбовской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
Лаб.раб
|
|
| 33
| Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
| 1
| Урок формирование знаний и умений
| Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира
| Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития
растительного мира и установления усложнений в
строении растений в процессе эволюции.
| Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического
развития (эволюции)
| Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
| Учащиеся могут узнать:
- древовидные папоротники,
- покрыто-семенные – господствующая группа растений,
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
|
|
| 34
| К. р. №3 по теме: «Царство Растения»
| 1
| Обобщающий урок
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год.
|
| Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя
| Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений в биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
|
| Контр.раб№3
|
|
| 35
| Урок обобщения и повторения по пройденному курсу биологии.
| 1
| Обобщающий урок
| Систематизация и обобщение понятий пройденного курса. Подведение итогов за год. Летние задания.
Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края».
|
|
|
|
| Отчёт об экскурсии.
|
|
| |