Главная страница

Протокол № от от Рабочая программа основного общего образования



НазваниеПротокол № от от Рабочая программа основного общего образования
страница4/10
Дата16.02.2016
Размер2.09 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание курса « Биология. Человек и его здоровье» 8 класс (70 часов)


Введение(1 час)

1. Науки, изучающие строение человека.

Происхождение человека (4 часа)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Экология человека. Адаптация и адаптогенные факторы.

Демонстрации: Сходство человека и животных

Лабораторная работа №1Адаптация рецепторов кожи к температурным воздействиям.

Контрольная работа №1 по курсу: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии», « Животные»

знать/понимать

- науки о человеке, систематическое положение человека в органическом мире;

уметь

объяснять- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации:

Находить в тексте учебника, в различных источниках.

2.Строение и функции организма человека.(45 час)

1) Строение организма(4 час)

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клеточное строение организма. Ткани, их строение и функции.

Демонстрации:

Строение и разнообразие клеток организма человека

Ткани организма человека

Органы и системы органов организма человека

Лабораторная работа№2Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа №1Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

2)Опорно-двигательная система (5 час)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрации:

Строение опорно-двигательной системы

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Лабораторная работа №3 Изучение внешнего вида отдельных костей

Лабораторная работа №4 Измерение массы и роста своего тела.

Практическая работа№2 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Контрольная работа №2 по теме: «Опорно-двигательная система».

3) Эндокринная система (1 час)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации:

Железы внешней и внутренней секреции

4)Нервная система (6 час)

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Демонстрации:

Нервная система

Лабораторная работа №5 Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Контрольная работа №3 по теме: «Эндокринная и нервная системы».

5)Питание. Пищеварение (5 час)

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации:

Пищеварительная система

Лабораторная работа №6.Определение норм рационального питания

Лабораторная работа №7.Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.

6)Кровь. Кровеносная и лимфатическая системы (9 час)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации:

Состав крови

Группы крови

Кровеносная система

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Лимфатическая система

Практическая работа №3 Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Практическая работа №4 Измерение кровяного давления

Практическая работа №5 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Лабораторная работа№8 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)

Контрольная работа №4 по теме: «Кровь. Кровообращение».
7)Дыхание (3 час)

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Демонстрации:

Система органов дыхания

Механизм вдоха и выдоха

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Практическая работа №6 Определение частоты дыхания

8) Обмен веществ и энергии. (3 час)

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

9)Выделительная система. Кожа. (5 час)

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрации:

Мочеполовая система

Строение кожи

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

Контрольная работа №5 по теме: « Дыхание. Выделение. Кожа. Обмен веществ».

10)Размножение и развитие. (4 час)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Демонстрации: Мочеполовая система

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток, тканей, организма человека;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности.

уметь

объяснять: причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

3. Анализаторы. Органы чувств. (4час)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Демонстрация:

Анализаторы

Лабораторная работа №9. Изучение изменения размера зрачка

Самостоятельная работа по теме: «Размножение и развитие. Ализаторы»

знать/понимать

особенности организма человека, его строение, жизнедеятельности;

уметь

изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, нарушение зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

проведение наблюдений за состоянием собственного организма

4. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение. (4 час)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды. Биологические аспекты заболеваний. Методы увеличения эффективности адаптаций. Космические влияния. Метеорологические факторы и их работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды. Экологические аспекты хронобиологии. Возможные изменения в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климатическим условиям.

Лабораторная работа №10 Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

Лабораторная работа №11 Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

Лабораторная работа №12 Определение хронотипа человека.

Контрольная работа №6. по курсу: «Человек и его здоровье»

знать/понимать

особенности организма человека, его строение, жизнедеятельности; высшей нервной деятельности и поведения.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на живые организмы; влияние вредных привычек на здоровье;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

проведение наблюдений за состоянием собственного организма

5.Биологические и социальные аспекты личности человека.(4 час)

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. Гравитационные воздействия. Реакция организма человека на условия космических полётов. Влияние на организм человека вибраций, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений. Реакция организма человека на изменение газовой среды. Социальные факторы, негативно влияющие на организм .Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм .Проблемы производства экологически безопасной с/х продукции.Реакции детского организма на телевидение и компьютер Реакции детского организма на курение и алкоголь .Проблема детской наркомании и токсикомании .Адаптация к различным видам трудовой деятельностиУтомление и рациональная организация учебного и трудового процесса

Лабораторная работа №13 Реакция организма на изменение положения тела в пространстве.

Лабораторная работа №14 Оценка степени осведомленности о вреде табакокурения.

знать/понимать

особенности организма человека, его строение, жизнедеятельности;

уметь

анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на живые организмы; влияние вредных привычек на здоровье;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; укрепления здоровья, культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;

рациональной организации труда и отдыха;

проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

6. Человек и природа. (4 час)

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Практическая работа №7.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

уметь

объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Повторение пройденного материала (4час)

Строение и функции организма человека. Высшая нервная деятельность. Человек и природа.

Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса

В результате изучения курса «Биология. Человек и его здоровье» ученик должен

ученик должен:

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9класс (68 часов)

1.Биология как наука. Методы биологии (2 час)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей и в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Демонстрации:

Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Лабораторные и практические работы:

Л.Р. № 1 « Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде


2. Признаки живых организмов (38 час)

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.

Основные части и органоиды клетки, их функции. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Синтез белков в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Биотехнология. Гормоны, витамины в организме, их роль. Проявление иммунитета у человека. Проявление наследственных заболеваний.

Демонстрации:

Приспособления к среде обитания у организмов

Клетки растений, животных, грибов и бактерий

Хромосомы

Деление клетки

Половое и бесполое размножение

Половые клетки

Оплодотворение

Изменчивость у организмов

Порода, сорт

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Признаки вида

Экосистема

Лабораторные, практические контрольные работы

Л. р. № 3 «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание».

Л.р. № 4 «Изучение клеток бактерий».

Л.р. №5 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

Л.р. № 2 «Распознавание органов у растений. Распознавание органов и систем органов у животных».

Л.р. №6 «Выявление изменчивости у организмов».

Контрольная работа №1 по курсу: «Биология. Человек и его здоровье»

Контрольная работа №2 по теме: «Молекулярный уровень».

Контрольная работа №3 по теме: «Клеточный уровень»

Контрольная работа №4 по теме: «Организменный и популяционно-видовой уровни организации живой природы».

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

  • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за ростом и развитием растений и животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, культурные растения и домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья;


Система органического мира (5 час)
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел),

класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Съедобные и ядовитые грибы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при

отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Животные - возбудители и переносчики

заболеваний. Профилактика заболеваний. Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых

вирусами. Профилактика ВИЧ-инфекции

Демонстрации:

Классификация организмов

Строение и многообразие бактерий

Многообразие грибов

Грибы – паразиты

Животные – возбудители и переносчики заболеваний

Строение вируса
Лабораторные и практические работы:

Пр.р. №1 «Определение принадлежности растений и животных к определенным систематическим группам с использованием справочников и определителей (классификация)».

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растений, животных и грибов своего региона;

уметь

  • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; ВИЧ-инфекции, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Многообразие и эволюция живой природы (6 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции:

наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции:

многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Многообразие животных - результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия животных как основа

устойчивости биосферы.

Закономерности эволюции. Макроэволюция. Микроэволюция. Усложнение органического мира в процессе эволюции.

Социально-экономическме и научные предпосылки учения Ч. Дарвина.

Демонстрации:

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Растения разных отделов, семейств, видов.
Контрольная работа №5 по теме: «Многообразие и эволюция живой природы»
знать/понимать

  • сущность биологических процессов: наследственность и изменчивость;

уметь

  • объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

  • распознавать и описывать: на таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;


5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (14час)
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления

организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей

органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Популяция- элемент экосистемы. Типы

взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Агроэкосистемы. Особенности

агроэкосистем.Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы

биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди,

опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации:

Экологические факторы

Структура экосистемы

Пищевые цепи и сети

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Типы взаимодействия разных видов в экосистеме

(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

Агроэкосистема

Границы биосферы
Лабораторные, контрольные и практические работы

Пр.р №8 «Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе, в жизни растений и животных»

Пр.р №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Пр.р №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах) »

Пр.р №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

Пр.р №4 «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Пр.р №3 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Пр.р №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

Контрольная работа №6 по курсу: «Биология. Введение в общую биологию и экологию»
Экскурсии:

1 «Экосистемы своей местности ( луг, лес, водоём)»

2 «Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд)»

3 «Сезонные явления в природе»

Контрольная работа №6 по курсу: «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

  • сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

  • изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



6. Человек и его здоровье. (2 часа)

Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Родство человека с млекопитающими. Меры профилактики травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха инфекционных и простудных заболеваний. Первая помощь при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах и спасении утопающего. Рациональная организация труда и отдыха. Методы наблюдений за состоянием своего организма ( измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания).

Демонстрации:

Сходство человека и животных

Органы и системы органов организма человека

Нервная система

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

ученик должен:

  • знать/понимать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: родство человека с млекопитающими животными;

  • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Повторение по пройденному курсу биологии. Подготовка к ОГЭ (1 часа)

Календарно-тематическое планирование

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10