|
Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте.Целью оздоровительной работы в детских садах является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
В средней группе идет работа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. Воспитывается в детях потребность в соблюдении режима питания,режима дня,необходимость употребления в пищу овощей и фруктов,других полезных продуктов.Расширяется представления детей о важности для здорового сна,гигиенических процедур,движений,закаливания.
Формируются представления о значении физических упражнений для организма человека.Дети знакомятся с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний ,а стиль
жизни,адекватное поведение в различных ситуациях.Как уже говорилось,что целью здоровьесберегающего воспитания является формирование соответствующей мотивации и эта мотивация должна стать доминорующей в поведении детей,их стремлении вести здоровый образ жизни.
Успешное формирование о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учереждении и в семье.
Не надо забывать о том.что здоровый ребенок тот.кто и физически и психически здоров.Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем,поскольку определяет не только физические возможности,но и перспективы всестороннего развития.
Инициатором и координетором данной работы должен выступать педагогический коллектив детского сада.Важным условием для реализации педагогической работы по формированию здорового образа жизни является создание в ДОУ и дома здоровьесберегающего пространства;на участке группы и сада должны быть сделаны дорожки здоровья(дуга,лесенка из пенечков,бревно,полоса препятствий и др.);гимнастические лесенки,лианы,различные лабиринты.
В группах проводятся регулярные односторонние и сквозные проветривания,кварцевание групповых помещений и игрушек для снижения риска распространения простудных заболеваний.
Укреплению здоровья детей способствует и закаливание воздухом и водой.Закаливание воздухом включает в себя световоздушные ванны во время прогулок летом.а также гимнастика пробуждения после сна и хождение босиком по различным нетрадиционным массажным коврикам.Также в дошкольных учереждениях нужно проводить точечный массаж,пальчиковые гимнастики,игровые динамические паузы,релаксационные упражнения.
Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах.Уголки здорового образа жизни оборудованы детскими книжками.раскрасками и дидактическими играми,альбомы с фотографиями детей группы,на которых запечатлены моменты занятий и бесед,физических занятий,закаливающих процедур,прогулок и др.
Обращаем внимание что работа должна проводиться систематически,с учетом возрастных особенностей детей и корректироваться в последующих группах.
Система работы с детьми в д/с предполагает различные формы,средства и методы формирования представлений о ЗОЖ.Основными формами работы являются организованно образовательная дечтельность,досуги,игры,режимные моменты,спортивные соревнования и праздники.
В организованной образовательной деятельность детям сообщаются новые сведения и закрепляются полученные представления.Закрепляются представления лучше в художественно-эстетической деятельности,что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
В познавательной деятельности у детей формируются представления о человеке как о живом существе,его организме и здоровье;об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни;о влиянии различных факторов и окружающей среды на здоровье и образ жизни человека,о влиянии поведения человека на здоровье и образ жизни.
Проводится цикл организационно образовательной деятельности и бесед:
-«Зачем человеку руки?»
-«Что такое микробы?»
-«Познакомимся с нашими зубами?»(А.И.Иванова «Человек.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с.»
-«Правила личной гигиены».
-«Знакомимся со своим организмом».
-«Полезная и вредная пища».(М.Р.Югова «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет».
В ходе физического развития у детей развиваются физические и психические качества.формируются нравственные качества ,потребность в двигательной деятельности,совершествованию техники основных движений,воспитывается самостоятельность.творчество,развитию психофизических качеств.В режимных моментах у детей формируются привычки правильно умываться,вытираться,ухаживать за полостью рта,пользоваться носовым платком,а также закрепляются у детей санитарно-гигиенические навыки,опыт закаливания.
Так же идет и работа с психологом над формированием представлении о различных состояниях и чувствах человека,о потребности человека в общении,психологическом комфорте и над умением себя контролировать.(Релаксационные игры,как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста-смотри Нечаев М.П.,Романова Г.А.»Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»)
При организации прогулок предусматривается проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий-игр с водой,световоздушных и солнечных ванн в теплое время года,подвижных игр,занятий физкультурой.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры,художественная литература,предметно-практическая деятельность,которые очень хорошо раскрыты и распланированы в книге М.Р.Югова «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет»
Вся эта работа должна проводиться совместно с семьями воспитанников.Для повышения представления о ЗОЖ у родителей и повышения их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей,проводятся семинары,консультации,совместные досуги с детьми:»Режимные моменты и ЗОЖ»,»Растем здоровыми»,»Игрушка с точки зрения здоровья ребенка»,»Дни здоровья»,»Мы спортивная семья» и др.
Предлагаемые формы,методы педагогической работы с детьми обязательно получать результат.Но.конечно положительный результат будет только при систематической,спланированной и длительной работы педагогов и семьи. |
|
|