|
М. М. Карасова Социальный педагог
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и
семей находящихся
в социально опасном положении»
М.М.Карасова
Социальный педагог
В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет число семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.
Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.
Правовую основу деятельности специалистов СПС по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, профилактике семейного неблагополучия составляют: Конституция РФ, Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон РФ «О полиции», Закон РФ «Об образовании».
Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.
Именно социальный педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и подростком.
Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.
Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
К таким мероприятиям относятся:
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (специалисты СПС, классный руководитель, администрация).
Мероприятия по социальной адаптации ребенка, т.е. оказание помощи в процессе активного приспособления ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям при изменении социального статуса (Школьные мероприятия, волонтерские движения, внеурочная занятость)
Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных или деформированных социальных связей и функций ребенка, восполнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем (ЦР«Садко»,ЦСЗН, опека, школа)
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).
Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи и семейной политики;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел.
В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»(4) алгоритм работы социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями данной категории строятся следующим образом:
1. Выявление. Сообщение. Учет.
1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).
Способы получения социальным педагогом информации: составление социального паспорта школы; собеседование с классными руководителями; из сообщений должностных лиц органов и учреждений;
в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики; из сообщений родителей и детей; из заявлений родственников, соседей; из сообщений граждан.
1.2. Систематизация полученной информации
На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме, в связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов и дополнительная диагностика.
Сбор информации и документов включает: обследование жилищно-бытовых условий; беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение: обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики; справок о регистрации по месту жительства; копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения; медицинских справок и иных документов.
Дополнительная диагностика может включать: характеристику взаимоотношений в семье; характер взаимоотношений в семье; позицию ребенка в семье; выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние; контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива; характеристику социального неблагополучия семьи и др.
1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально профилактической работы.
По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и ребенка в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1) , заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации ведется социальным педагогам
на ребенка и семью.
2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка
Индив.Профил.Работа включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.
Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком данной категории:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)
- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)
- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:
- инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;
- органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.
Проводит совместные рейды с инспектором ОДН ОМВД, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.
3. Проведение совместной ИПР
Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.
Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.
Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.
В заключение следует отметить, что работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, будет наиболее эффективна при условии:
раннего выявления проблемы;
своевременного информирования служб системы профилактики;
совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы
При работе с подростками, находящимися в социально опасном положении нам необходимо помнить главное: дети нуждаются в нашей помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность),
одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка.
Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить и удобрить почву, посадить полезные растения и помочь им вырасти.
Помощь специалистов СПС (в данном случаи) – это комплекс мероприятий, направленных на содействие детям в предупреждении, разрешении психологических и социальных проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей детей для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование детей и родителей о причинах возникших проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.
Список использованных источников и литературы:
Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М. Издательский центр «Академия», 2007
|
|
|