ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная )
общеобразовательная шкала – интернат» Урок мастер-класс по разделу: «Художественная обработка ткани» -
« Отделка верхней части прихватки аппликацией»
6 класс
Учитель технологии:
Бодрова Валентина Николаевна. 2012 год Цели: Образовательные – Научить детей подбирать рисунки и ткани по цветовой гамме, раскраивать детали аппликации, выполнять простые лоскутные пейзажи. Закрепить знания теоретического материала и выработать умения в приемах раскроя и настрачивания аппликации.
-Развивающие: пространственное, конструкторское мышление, координация движений рук при раскрое и выполнении украшающих стежков.
-Воспитательные: экономное использование материала, аккуратность, умение работать в коллективе.
Задачи на уроке:
-активизация учащихся в задании;
- показать свои способности в творчестве;
- научиться точно и ровно по шаблону выкраивать детали аппликации. Наглядные пособия: образцы аппликаций на изделиях, наглядное пособие, инструкционная карта по заданию, журналы.
Методы работы: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, само и взаимоконтроль. Повторение тем фронтально и индивидуально.
Межпредметные связи:
Русский язык – умение пользоваться терминами.
Рисование – правильный подбор цветов.
Технология- дизайн, исполнение работы.
История- умение пользоваться сведениями о цветовой символике.
Математика - геометрические фигуры, расчеты деталей, ткани.
Оборудование, материалы: ножницы, карандаш, мел, линейка, ручные иглы, швейная машина, утюг, материалы.
Тип урока - комбинированный (45 мин) Ход урока.
1.Организация урока. Приветствие. Доклад дежурного об отсутствующих, готовности группы к занятию. Настроить учащихся на урок, привлекая цитатами, написанные на доске.
2.Сообщение темы урока: «Аппликация из ткани на изделии».
Введение Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные работы - это источник эмоциональной духовности.
Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особое внимание заслуживает лоскутная техника
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении сувениров к праздникам, оформление стендов, выставок, помещений), но и в создании картин, панно, орнаментов, для украшения окружающих нас предметов быта, отделки одежды, сумок, поясов и пр.
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, дом, машина, человек и. д.).
-сюжетной, отображающей совокупность действий, событий ("Весна", "Уборка хлеба", "Салют Победы" и т. Д.);
-декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Учитель просит ответить на вопросы, так как отдельные понятия мы с вами учили в 5-ом классе :
- Что такое шаблон в лоскутном шитье? (Деталь-выкройка изготовленная из картона)
- Что такое аппликация? ( Отделка в изделии, выполненная из материалов -ткани, мех, нитки, тесьма и другое)
- Расскажите о видах аппликации (Аппликации бывают съемные и настрочные –геометрические фигуры, животные, птицы и разнообразные рисунки к фасону изделия)
- Какие материалы используются в аппликации? (Ткани используют несыпучие: вельвет, бумазея, ситец, ворсовые, гипюр и другие.)
- Какие аппликации вы выбрали для изделия? (прихватка - яблоко, груша, сердечки, грибочек )
- Назовите геометрические фигуры в рисунке аппликации? ( Круг, овал. треугольник, квадрат, многогранник)
- Какого цвета вы подобрали материал к аппликации? (Цвет соответствует рисунку аппликации- красный, оранжевый, зеленый, розовый или цветастый )
- Соответствует ли аппликация по цветовой гамме к вашей ткани изделия?
- Расскажите технологию выполнения аппликации? ( Раскрой по шаблону деталей аппликации ;
раскрой клеевого материала и наклеивание деталей из ткани на основное полотно;
проутюжить детали аппликации, наклеивая их на основу;
обработать срезы деталей аппликации ручными косыми стежками, нашивая на основную ткань ;
проверить качество стежков, ровность всех деталей аппликации, влажно-тепловую работу, правильность расположения аппликации.
-Перед практической работой повторим правила безопасности с оборудованием, инструментами.
Можно обработать срезы и настрочить на спецмашине детали аппликации. Подведение итогов по ответам. Оценка.
3.Практическая часть. Задача учащихся:
- научиться подбирать цвет материала к рисунку;
-подбирать ткани одинаковые по фактуре;
- обчерчивать, выкраивать детали аппликации;
- показать самостоятельные умения работы на швейной машине; Инструктаж по заданию: сориентировать учащихся в приемах работы с шаблонами деталей аппликации- яблоко, груша, гриб
Материал подобран заранее и ученицы выполняют раскладку выкроек аппликации, обводят их, выкраивают. Проверяют качество кроя.
- Намечают место расположения аппликации на цельнокроеном фартуке.
- Детали аппликации наклеивают на пленку утюгом.
- Проверка правильности расположения и наклеивания частей аппликации.
- Наметать аппликацию ручными стежками, а затем обошьем срезы деталей косыми стежками или петельными (применим свою технологию) по выбору учащихся.
- Проутюжить готовую аппликацию.
- Дается возможность учащимся оценить свое задание.
Демонстрация изделий. Делаются замечания по качеству обметывания срезов аппликации, расположению на основной детали. 4. Проведение физкультминутки во время занятий через 20 мин: Наклоны туловища в стороны, потягивание (проводит староста группы)
Выполним гимнастику для глаз ( на внимание, сосредоточить учащихся): На доске точка, посмотрим внимательно на нее -3 сек, закроем глаза. Откроем глаза и подвигаем глазами вправо, влево несколько раз. Сделаем глазами вверх и вниз – 6 сек. Расслабимся и опять посмотрим немного на точку.
Продолжим занятия по плану.
5. Моя задача: Проверить своевременное начало работы и организации рабочего места.
- Проверить правильность приемов выполнения стежков.
- Проверить соблюдение технологической последовательности выполнения работы.
- Контроль качества выполнения операций и своевременное предупреждение ошибок.
- Проверка применения самоконтроля.
- Прием работы и оценка практических заданий.
6.Закрепление по занятию.
- Что нового узнали на уроке?
- Что научились выполнять?
- Какое значение имеет цвет в швейных изделиях?
- Назовите символику цвета: Красный, желтый, синий, зеленый
- Анализ по работам.
Показ лучших аппликаций, разборка ошибок: перекос частей аппликации, кривой шов, стежки не ровные, неаккуратность.
Рассмотрение случая потери рабочего времени.
Подведение итогов и оценка за практическую работу и теоретические ответы.
7. Домашнее задание: Интерьер жилого помещения – кухня и столовая у учащихся дома и их оформление.
Инструкционная карта на доске: План изготовления аппликации.
В тетради запись по выполнению задания.
Запись цитат для темы: « В человеке должно быть все прекрасно»
Чехов А.П. Стихотворение.
Красота у нас в руках! Верьте или не верьте?
Создаем мы чудеса из куска материи! (Слова народных мастериц) Сообщение о достижении цели урока. Цель достигнута, так как учащиеся хорошо освоили выполнение аппликации и закрепили на практике весь изученный материал. Выполнили ручные декоративные строчки.
Литература 1. Технология. Учебник для учащихся 6-7 класса общеобразовательной школы(вариант для девочек)//В.Д Симоненко , О.В. Табурчак и др., Под редакц. В.Д. Симоненко- М.:Вентана-Графф. 2010г 2. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс. / Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова, - М.: 5 за знания , 2006г 3.Интернет - сайт по рукоделию |