|
Организационная информация Предмет Технологическая карта урока
Организационная информация
| Предмет
| Математика
| Класс
| 4.
| Тема
| Единицы массы
| Автор/ы урока (ФИО, должность)
| Зюзина Наталья Олеговна, учитель начальных классов
| Образовательное учреждение
| БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132»
| Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
| Сибирский ФО
| Республика/край
| Омская область
| Город/поселение
| Город Омск
| Описание урока/мероприятия/занятия
| Экспертами оценивается: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)
| Тип урока (мероприятия, занятия)
| урок изучения нового материала
| Время реализации урока (мероприятия, занятия)
| 45 минут
| Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)
| Образовательная: анализировать способы измерения массы в зависимости от веса и состава предмета (твердые, сыпучие, жидкие) и использовать полученные в ходе наблюдения, сравнения и обобщения знания для решения практических задач;
Развивающая: создавать условия для развития компетенций:
· информационной (аспект: поиск, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач);
· ИКТ- компетентность (аспект: представление информации в обобщенном виде с помощью диаграммы; использование для создания диаграммы программу PowerPoint; использование клавиатуру для набора текста; понимание смысла и умение извлекать информацию, представленную в каждой ячейке, строке, столбце таблицы);
· коммуникативной (аспект: продуктивная групповая коммуникация).
· учебно-познавательной (аспект: целеполагание, планирование деятельности).
Воспитательная: формировать мотивацию к обучению и познанию.
| Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
| Предметные:
Знать единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы, способы измерения массы (с помощью весов и столовых приборов).
Уметь заменять крупные единицы мелкими и наоборот; сравнивать, анализировать и делать выводы на основе рассуждений; представлять информацию в обобщенном виде с помощью диаграммы в программе PowerPoint; использовать клавиатуру для набора текста; пользоваться числовыми данными таблицы для решения практических задач.
Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию Метапредметные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, контролировать процесс и результат деятельности, организовывать продуктивную коммуникацию при решении решении практических задач, находить, перерабатывать; представлять информацию в графической форме; пользоваться данными таблицы при решении практических задач.
| УУД
| Личностные УУД: адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроке; понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибки; умение оценивать результат своей деятельности; аргументировать свое мнение и позицию; самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; сотрудничать в группе при решении учебных задач.
Познавательные УУД: поиск, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач); представление информации в обобщенном виде с помощью диаграммы; использование для создания диаграммы программу PowerPoint; использование клавиатуру для набора текста; понимание смысла и умение извлекать информацию, представленную в каждой ячейке, строке, столбце таблицы.
| Дидактическая структура урока.
Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС/ФГТ? Опишите подробно.
| Экспертами оценивается: Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, ИКТ в деятельности учителя на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока, соответствие урока требованиям новых ФГОС\ФГТ).
| Урок проходит в режиме групповой и парной работы и включает в себя следующие компоненты:
I этап «Формулировка темы и цели урока» направлен на включение школьников в активную позицию через понимание цели и содержания предстоящей деятельности на уроке. Достижение поставленной цели реализуется через актуализацию знаний по теме урока, определение ключевых понятий темы.
Цель реализована следующими методами и приемами: математический диктант, проблемный диалог.
II этап «Работа новым материалом» направлен на реализацию цели формирования системы знаний по теме урока, создание условий для развития ИКТ-компетенций по переработке, перекодированию и представлению информации в графической виде, использовании клавиатуры для набора текста, использование программы PowerPoint для создания графических объектов. Данная цель была реализована в групповой и парной работе, что позволяет решать задачу по достижению и поддержанию состояния сотрудничества в групповой работе, которая должна обеспечить в дальнейшем качественное формирование новых знаний и умений по теме урока.
Цель реализована следующими методами и приемами: работа в группе, работа с учебником, анализ текстов, обобщение информации, создание графических диаграмм с помощью ПК, презентация продуктов деятельности, публичное выступление
III этап «Первичное закрепление» направлен на включение полученных знаний в систему знаний по теме раздела курса математике, расширение и углубление имеющихся знаний по теме урока. Данная цель была реализована в процессе решения практических задач на нахождение массы иными способами. Использование таблиц при решении практических задач позволило создать условия для развития следующих ИКТ-компетенций: понимание смысла и умение извлекать информацию, представленную в каждой ячейке, строке, столбце таблицы.
Цель реализована следующими методами и приемами: работа в паре, выполнение тестовых и практических заданий по теме урока.
IV этап «Подведение итогов урока» был направлен на реализацию цели осмысления хода и результатов урока, формирование устойчивых и отчетливых образов новых знаний.
Цель реализована следующими методами и приемами: диалог, обмен мнениями, обсуждение результатов деятельности на уроке, анализ и самоанализ деятельности и результатов деятельности на уроке.
| Дополнительная информация.
| Ресурсы, оборудование и материалы
| персональные компьютеры, проектор, экран, ноутбук.
| Список учебной и дополнительной литературы
| Кулинарные рецепты. Из книги о вкусной и здоровой пище. – М.: Пищепромиздат, 1963.
Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 (Первое полугодие)/ М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
| Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
| Учебная мультимедийная презентация, опорная схема «Измерение массы с помощью весов», карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
| Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| Технологии: ИКТ, технология проблемно-диалогового обучения, обучение в сотрудничестве
Формы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная работа, работа в группе (4-5 человек), мини-проект.
Приемы: работа с ключевыми словами, выполнение тестовых и практических заданий, создание графических диаграмм с помощью ПК.
Методы: диалог, обмен мнениями, анализ текстов, обобщение информации, обсуждение, публичное выступление, работа в группе, работа с учебником, презентация продуктов деятельности.
| Ссылки на использованные интернет-ресурсы
| -
| Дополнительная необходимая информация
| -
|
Этап урока
| Деятельность учителя на уроке
| Деятельность учащихся на уроке
| Формулировка темы и цели урока
| Организует устный счет.
- Начнем мы урок с разминки. У каждого из вас на парте лежит листочек, на котором отмечены точки с числами. На этом листочке вы находите точки с ответами заданий математического диктанта и последовательно соединяете их отрезками.
Математический диктант.
Масса оленя 1 ц 20 кг. Выразите вес оленя в кг.
Сова весит 3000 г. Выразите ее вес в кг.
Масса ежа 900 г. На сколько г еж легче совы?
Заяц имеет массу 6000 г. Выразите его вес в кг.
Медведь весит 300 кг. Узнайте вес в центнерах.
Сколько граммов весят сова и заяц вместе?
- Какую фигуру напоминает вам получившийся рисунок? (весы)
- Для измерения какой величины используются весы? А что такое величина?
– Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.
– Люди каких профессий пользуются весами?
- Как видим, человек в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с массой.
– Как бы вы сформулировали цель нашего урока?
У. Как назовем тему урока?
| Выполняют задания математического диктанта, последовательно соединяют точки.
У детей получается рисунок в виде весов.
- Весы используют для измерения массы. Величина – это свойство объектов, которое можно измерить. - Врач, фармацевт, продавец, работник почты.
Формулируют тему и цель урока.
- Узнать, с помощью чего можно измерить массу, повторить единицы массы.
- Единицы массы
| Работа над новым материалом
| 1. Организует беседу, направленную на повторение известных единиц массы и знакомство с новыми:
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами?
– Запишите это в тетрадь.
– Какая из этих двух величин самая маленькая?
– Для чего нужна такая единица массы?
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь?
– А если нужно узнать массу ящика с яблоками?
– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками?
– Что же мы можем предположить?
–Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока более конкретно. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться?
- Откройте учебник на стр. 91. Что вы видите на рисунках в учебнике?
- Как бы вы теперь сформулировали бы цель нашего урока?
- Назовем тему урока. – Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов и как ?»
2. Организует работу по обобщению и систематизации изученного:
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна? Докажите
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? А центнер?
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
3. Организует практическую работу в группах
- Что вы видите еще на рисунке в учебнике?
- Для чего предназначены весы?
- Предлагаю познакомиться с заданиями для практической работы, которые нам предстоит сегодня выполнить.
- Что вам нужно узнать? Что для этого нужно сделать?
- Как можно в обобщенном виде представить результаты наблюдений?
- Почему именно такой способ представления информации можно применить?
- Какая программа поможет представить результаты работу в виде диаграммы?
- Какой вид диаграммы выберете в этой программе?
- Почему?
- По каким параметрам будете описывать и сравнивать весы?
- Как вы считаете, достаточно ли этих параметров? Если да, то приступайте к работе.
- О чем можете рассказать пользуясь составленной диаграммой?
- С помощью каких весов можно взвешивать машину с яблоками?
- Какие единицы измерения массы при этом применяются?
- Для чего использовали диаграмму?
- Пользуясь планом слайда определите, какие задания мы уже выполнили?
- Нашли ли вы ответ на последний вопрос?
- Подумайте, существуют ли другие способы нахождения массы. Какие другие способы измерения массы вы знаете?
| Отвечают на вопросы, делают записи в тетради, систематизируют полученные знания, заполняют таблицу единиц массы.
- 1 кг = 1000 г - Грамм. - Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов.
- Грамм. - Килограмм.
- Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза.
- Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы. Конкретизируют тему и цель урока на основе предметного содержания учебника
- Узнать, с помощью чего можно измерить массу, повторить единицы массы.
- Способы измерения массы
Работа с учебником, с. 49 Работая в группе по плану, предложенному учителем, дети устно отвечают на вопросы;
- Весы – это прибор для измерения массы.
- Весы предназначены для взвешивания предметов разной массы.
Знакомятся с содержанием заданий, определяют последовательность и приемы их выполнения, определяются группы для совместной работы.
- Рисунок, схема, диаграмма. - Способы измерения массы с помощью весов нужно сравнить и представить в обобщенном виде. - PowerPoint. - Организационную. - Позволяет разветвлено представить информацию.
- Название весов, их назначение, способы использования, меры веса.
Диаграмма создается сначала на листах формата А4:
(1 группа)
(2 группа)
затем в режиме создания презентации в программе PowerPoint заполняют диаграмму, обсуждают результаты самостоятельной работы, выводя их через проектор на экран, дополняют, уточняют:
Обобщают полученные результаты, предлагают свои вопросы на основе составленной диаграммы и отвечают на вопросы учителя.
- Диаграммы используется, чтобы обобщить результаты наблюдения. Результаты можно представить в напечатанном и электронном виде.
- Мы выполнили только первые два задания.
| Первичное закрепление. Решение практических задач.
| 1. Мотивирует на знакомство с другими способами нахождения массы при решении практических задач.
- Смогли ли вы ответить на вопрос последнего задания? Если нет, то познакомимся с содержанием следующего задания.
- Какой способ измерения массы предложен в задании?
- Где и для чего он используется? На чем основан этот способ?
- Для измерения массы каких продуктов подходит? Эти данные могут пригодиться для приготовления пищи.
- Как представлена информация? Почему?
- Что можем узнать из таблицы?
- Где такие таблицы можно найти?
- Покажите, как вы будете узнавать массу продукта по таблице.
- Прочитайте задание, которое будем решать с помощью этой таблицы.
- Определите, с помощью таблицы, сколько сахарного песка в одной чайной ложке? Результат запишите в пустое поле. Проверьте решение, нажав «ОК».
Учитель предлагает аналогичные задания для других продуктов.
- Какие еще более сложные практические задачи могут быть решены с помощью этой таблицы?
- Прочитайте состав продуктов. Что можно из них приготовить?
- Чем будет отличаться состав для каждой из них?
- Прочитайте задачу. Какие данные таблицы являются лишними? Почему?
- Какие продукты нужно взять для приготовления манной каши? Предложите все варианты решения и проверьте с помощью тренажера.
- Какие еще задачи могут быть решены с помощью этой таблицы?
- Решите новую задачу с помощью тренажера.
| Знакомятся с содержанием практической задачи, определяют способ ее решения.
- Массу можно измерить с помощью столовых приборов.
- Он использует в быту при приготовлении пищи, так как столовые приборы всегда есть на кухне. Они имеют одинаковые размеры, а значит, всегда вмещают определенный объем продукта.
- Такой способ подходит для сыпучих и жидких продуктов.
- Информация представлена в виде таблицы. Этот способ представления информации удобен тем, что информацию о содержании продукта легко найти среди других данных и применить при приготовлении пищи. Тратится мало времени для поиска нужной информации.
- Сколько и каких продуктов содержится в одной чайной или столовой ложке.
- В поваренной книге (книге рецептов по приготовлению пищи).
- Нужно в строке найти продукт, а в столбике его содержание. На пересечении мы найдем нужную нам информацию.
Определяют продукт и способ определения массы. Выполняют задание по инструкции в задании, проверяют результат с помощью тренажера.
Аналогично решают и проверяют решение для других продуктов.
- Возможно, приготовление определенного блюда.
Читают состав продуктов.
- Кашу: манную или овсяную
- Видом крупы.
- Лишние овсяные хлопья. По условию варят манную кашу.
Перечисляют продукты. Решают задачи с помощью таблицы, вносят в пустое поле вариант ответа с помощью клавиатуры, проверяют результат решения задачи.
Предлагают свои варианты практических задач с опорой на данные таблицы.
Аналогично решают и проверяют решение задачи.
| Подведение итогов урока
| Организует рефлексию по результатам выполненной на уроке работы:
- Для чего вам может пригодиться полученная на уроке информация? Какое она имеет для вас практическое значение?
- Что еще узнали и чему научились на уроке?
- Какие способы представления информации использовали на уроке, с какой целью это делали?
- Какие навыки работы с компьютером вы получили сегодня на уроке?
- Как можете оценить работу в группе?
- Как можете оценить свою работу на уроке? Над чем вам необходимо еще поработать?
| Определяют, какое для них имеет значение выполненная на уроке работа.
- Мы можем сварить кашу по данному рецепту на завтрак или на ужин. Мы узнали способ определения массы при помощи столовых приборов.
- Мы узнали о разных видах весов и их использовании в быту.
- Мы составляли таблицу единиц массы. Это позволяет легче запомнить соотношения между ними.
- При знакомстве с различными видами весов мы составляли диаграмму. Диаграмма позволяет упорядочить информацию и сравнивать весы между собой.
- При решении задач мы использовали таблицу или краткую запись. Таблица позволяет быстрее найти нужное значение, краткая запись позволяет увидеть взаимосвязь между данными задачи.
- Компьютер позволил построить диаграмму, представить результаты коллективной работы, проверить результаты решения задач. Дают оценку коллективной работе.
Отмечают, что у них получилось, а что не получилось на уроке.
| |
|
|