|
Учебно-языковыми: По фонетике.
Находить изученные фонетические явления.
Классифицировать изученные фонетические явления.
Анализировать изученные фонетические явления (частичный или полный фонетический разбор).
По морфологии.
Находить изученные части речи.
Классифицировать изученные части речи по заданному основанию.
Полностью или частично анализировать изученные морфологические явления (полный или частичный морфологический разбор).
По синтаксису.
Находить изученные синтаксические конструкции.
Классифицировать изученные синтаксические конструкции.
Анализировать изученные синтаксические конструкции (полный или частичный синтаксический разбор).
Правописными:
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы.
Обосновывать условия выбора изученных орфограмм.
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
Находить и исправлять орфографические ошибки.
По пунктуации.
Находить изученные смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания.
Ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
Обосновывать место и выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
По связной речи.
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Начиная с 5 класса, учитель должен ориентироваться в своей работе с детьми на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета)
Новизна учебной программы Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков используются нетрадиционные формы контроля и ИКТ.
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся. Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Повышается качество обучения, что является актуальной проблемой в условиях сдачи государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Правильно организовать обучение можно только тогда, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. В качестве такого контроля предлагается система зачетов, поверочных работ тестового типа по русскому языку в 5 классах.
Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополнения фраз, графических обозначений и т.д. Используются тестовые задания трёх типов: задания типа А – с выбором ответов; задания типа В – с кратким ответом; задания типа С – с развёрнутым ответом. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами. Будучи стандартизированной формой проверки знаний, тесты дают возможность однозначно толковать результаты проверки, поэтому они поддаются количественному учёту, удобны для статистической обработки. Однозначность тестов позволяет шире привлекать учеников к самопроверке и самооценке знаний. Учащиеся самостоятельно могут определить правильность выполнения тестовых заданий. Это имеет воспитательное значение, содействует формированию у учащихся таких качеств, как ответственность, точность, чёткость, объективность. Выполняя тесты, школьники привыкают к той форме проверки, которую предлагает ГИА и ЕГЭ, к моменту сдачи экзамена в 9, 11 классах чувствуют уверенность и в имеющихся знаниях, и в способе сдачи, и психологически.
III раздел Учебно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Плановых уроков
| Плановых контрольных уроков
| По развитию речи
| Всего
по разделу
| 1
| Язык – важнейшее средство общения
| 2
|
| 1
| 3
| 2
| Повторение изученного в 1-4 классах
| 20
| 1
| 3
| 24
| 4
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
| 27
| 1
| 7
| 36
| 5
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
| 14
| 1
| 3
| 18
| 6
| Лексика. Культура речи
| 8
|
| 2
| 10
| 7
| Морфемика. Орфография. Культура речи
| 20
| 1
| 4
| 26
| Морфология. Орфография. Культура речи
|
| 8
| Самостоятельные и служебные части речи
| 1
|
|
| 1
| 9
| Имя существительное
| 17
| 1
| 4
| 22
| 10
| Имя прилагательное
| 11
| 1
| 4
| 16
| 11
| Глагол
| 35
| 1
| 7
| 43
| 12
| Повторение и систематизация изученного в 5 классе
| 10
| 1
| 2
| 13
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| 165
| 8
| 37
| 210
| |
|
|