|
Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету. Перед учителем математики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить ребят применять полученные знания на практике. Сегодня, когда на первом плане итогов нашей работы стоят результаты ЕГЭ, внеурочная работа по предмету немного отошла на задний план. А ведь именно внеклассная работа помогает развивать не только интерес к предмету, но и реализовать свои способности, расширять знания об окружающем мире, приобретать коммуникативные навыки, организаторские умения, способствует формированию положительной мотивации к продолжению образования.
Под внеклассной работой понимаются не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Эти занятия можно разделить на два типа:
Первый тип.
Занятия с учащимися, имеющими затруднения в изучении программного материала по математике.
Целью данных занятий является своевременная ликвидация и предупреждение имеющихся пробелов в знаниях и умениях. Они проводятся с небольшими группами учащихся однородных по имеющимся пробелам в знаниях и по уровню обучаемости. В ходе данной работы необходимо оказывать индивидуальную помощь (консультации, индивидуальные домашние задания), осуществлять коррекцию и контроль.
Второй тип.
Работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес и способности к изучению математики.
Цель: пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и ее приложениям, расширение и углубление знаний по программному материалу, умение работать с дополнительной литературой. Разрабатывая внеклассные мероприятия, я опираюсь на следующие требования к внеклассной работе по математике.
Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы.
Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях.
Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.
Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.
Рациональное использование времени учителя и ученика. В моей практике после проведения с учащимися 8 класса интеллект-шоу «Шерлок Холмса и черный ящик» учащихся заинтересовала история открытий различных интеллектуальных игр и головоломок. Ученики постарались глубже понять их суть, изучили дополнительную литературу, выступили с докладами перед сверстниками.
Внеклассные занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии.
Изучение в 8 классе темы Теорема Пифагора подвигло некоторых учащихся на самостоятельный поиск различных доказательств этой теоремы. Результатом поиска учащихся стала эстафета доказательств.
Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуют развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности. Хотелось бы остановиться на достаточно тесной связи внеурочной деятельности с работой на уроке.
Необходимо отметить, что с внеклассных занятий на урок приходят новые формы работы. Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся, потому что учитель может в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников.
Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Все мы знаем, что одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес к предмету. И он во многом зависит от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы.
В 5,6 классах проведение обобщающих уроков можно проводить в форме соревнования. Например, игра «Путешествие за сокровищами». Задания подобраны для обобщения знаний по теме «Сложение, вычитание, умножение обыкновенных дробей».
При изучении в 9 классе темы «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии» ребята знакомятся с легендой о шахматной доске и бывают поражены размером числового великана. Подготовка к внеурочным занятиям приносит большую пользу и самому учителю, так как ему приходится постоянно расширять свои познания по предмету, что благотворно сказывается на качестве его уроков. Опыт проведения внеклассной работы по математике показывает, что она помогает педагогу лучше узнать своих учеников, развивать организаторские способности, творчески работать над собой.
На протяжении 5 лет я работала над методической темой «Внеклассная работа по предмету в системе работы учителя». За данный промежуток времени мною был изучен и систематизирован большой объем литературы. Результатами этой деятельности явились разработки различных внеклассных мероприятий, выступления на курсах повышения квалификации, организация и проведение внеклассных мероприятий в ходе городского семинара для учителей математики, городской научно – практической конференции. В своей работе использую следующие виды внеурочной деятельности:
Индивидуальная.
Групповая.
Массовая.
Работа с учащимися с целью руководства внеклассного чтения по математике, подготовке докладов, рефератов и т. д. – индивидуальная работа.
Групповая работа – систематическая работа, проводимая с кружком или факультативом.
Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом (вечера, конференции, декады математики, олимпиады, конкурсы).
Существует огромное множество форм внеклассных занятий:
Математический кружок.
Математическая викторина.
Математическая КВН.
Математическое представление.
Математическая олимпиада.
Внеклассное чтение математической литературы.
Математическая печать.
Декада математики.
Математический вечер.
В нашей школе стало доброй традицией проведение различных внеклассных мероприятий. Это и проведение занятий математического кружка, подготовка и участие в различных турах предметной олимпиады. Это и проведение декады математики, и занятия в Заочной физико-математической школе «Авангард», участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру».
В ходе проведения декады математики стараемся разнообразить ее содержание, чтобы охватить как можно больший объем материала. Традиционно из года в год проводим внеклассное мероприятие «Математический поезд» для учащихся 5-6 классов. В ходе проведения, которого учащиеся получают возможность наряду с программными знаниями продемонстрировать свой кругозор, начитанность, умение ориентироваться в новой обстановке.
Большое внимание уделяем внеклассным мероприятиям межпредметного содержания. Это такие мероприятия, как физико-математический вечер «История открытий», игра «Счастливый случай» (математика, информатика). Своя игра (математика, физика, информатика).
При проведении массовых мероприятий – математических соревнований, КВН, вечеров обеспечивается широкая внеурочная занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, притягивают к школе. В ходе решения задач заочной физико-математической школы ребята раскрывают свой творческий потенциал, самореализуются в интересной для них предметной области, учатся применять свои знания в нестандартных ситуациях. Мы достигли определенных результатов. Работы учеников нашей школы входят в 15 % лучших работ России.
Занятия в математических кружках носят в основном занимательный характер. Но нельзя строить все изучение программного материала на одной только привлекательности, надо систематически упражнять усилие и волю учеников, как на уроках, так и во внеурочной работе. Ежегодно принимаем участие в международном конкурсе «Кенгуру». С каждым годом все больше учащихся принимает в нем участие. В 2008/2009 учебном году приняли участие 102 ученика 2-10 классов. Такое многолетнее и устойчивое увеличение числа участников свидетельство того, что ребятам нравится решать занимательные задачи, нравится участвовать в широком международном соревновании, - ведь «Кенгуру» проводится уже почти в 40 странах, в нем участвуют миллионы школьников. В рамках декады математики организуем книжные выставки, беседы, викторины, конкурсы и читательские конференции. Например, внеклассное занятие «Н. И. Лобачевский», «Попытки создания системы мер» (по материалам книги И. Депмана «Меры и метрическая система»).
Хорошие научно-популярные книги являются необходимым дополнением в воспитании интересов школьника. Часто эти книги оказывают влияние на развитие учебных интересов школьников, которые играют важную роль в выборе профессии.
Вместе с тем формируется читательский вкус учащихся; они получают опыт самостоятельной работы с книгой. У школьников вырабатывается умение публично выступать, отбирать из большого количества материала, необходимый для данной темы. Участие в работе кружка, в викторинах конкурсах, олимпиадах приносит свои плоды. Ведь все эти конкурсы похожи в одном в них, как в жизни, нет готовых решений, но важны идеи и умение нестандартно мыслить, а значит, проявляется познавательная активность. Мне очень хочется с помощью активных форм проведения занятий и организации внеклассной работы изменить отношение своих учеников к математике, создать атмосферу заинтересованности, дать возможность проявить познавательную активность, развить творческие способности. |
|
|