Главная страница


Амблиопия – различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата.



Скачать 78.82 Kb.
НазваниеАмблиопия – различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Дата07.07.2016
Размер78.82 Kb.
ТипДокументы

В МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» функционируют 5 специальных групп для детей с нарушением зрения с DS: амблиопия, косоглазие.

Амблиопия – различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата. По степени остроты зрения амблиопия может быть:

  • слабой (острота зрения 0,8 – 0,4);

  • средней (острота зрения 0,3 – 0,2);

  • высокой (острота зрения 0,1– 0,05);

  • очень высокой (острота зрения 0,04 и ниже).

Косоглазие – это различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Это не только косметический, но и функциональный недостаток, который выражается в снижении остроты зрения косящего глаза.

Косоглазие может быть:

* постоянным или периодическим;

* монокулярным (то есть отклоняется один глаз);

* альтернирующим (то есть отклоняется попеременно то один,

то другой глаз);

* сходящимся (глазное яблоко отклонено кнутри, к носу);

* расходящимся (глазное яблоко отклонено кнаружи, к виску).

Очень часто у таких детей помимо основного диагноза: нарушение зрения имеются недостатки речевого развития, особенности нервно – психического развития, особенности развития общей и мелкой моторики.

Исходя из этого, коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, строится на принципах тесного взаимодействия всех субъектов образовательного сообщества: медсестры – ортоптистки, учителя – логопеда, тифлопедагога, воспитателей, музыкального руководителя, родителей, а также по показаниям и узких специалистов: психиатра, невролога, отоларинголога, ортопеда. Тифлопедагог обогащает зрительный сенсорный опыт и по рекомендации логопеда активизирует речевую деятельность детей, расширяет их словарь. Воспитатели в своей работе с детьми учитывают рекомендации, данные медсестрой – ортоптисткой, учителем – логопедом, тифлопедагогом, музыкальным руководителем.

Многолетний опыт работы с детьми с нарушениями зрения с DS: амблиопия, косоглазие позволяет выявить особенности логопедической работы с этими детьми.

Коррекционной логопедической работе предшествует углубленное обследование детей учителем-логопедом, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений, требующих индивидуального подхода к каждому ребенку.

Речевые нарушения у детей с амблиопией и косоглазием встречаются

1

гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР), заикание.

В чём причина нарушений развития речи у таких детей? Оказывается, нарушение зрения влияет на полноценное восприятие окружающего их мира. У детей отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире сказываются на развитии речи в целом: в особенности словарного запаса, понимании смысловой стороны речи, в нарушениях фонетической стороны речи, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный плеопто – ортопто – хирурго – диплопто - стереоскопический характер. Учитель – логопед должен знать этапы лечения, на которых находятся дети – логопаты, строить коррекционную работу с учётом решаемых врачом – офтальмологом задач. При выполнении режима окклюзий из акта зрения выключается хорошо видящий глаз. Вся зрительная нагрузка падает на амблиопичный глаз, который вынужден раскрывать все свои возможности.

Коррекционная логопедическая работа ведется по «Программе специальных (коррекционных) учреждений IV вида», а также по программе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».

Учитель – логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по произношению, формированию грамматически правильной речи, обучению элементам грамоты, развитию связной речи.

Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медико-эргономическими установками офтальмологической службы.

Логопедическая работа по развитию речи детей с амблиопией и косоглазием опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи детям с нарушением зрения:

  • построение занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями детей;

  • выбор методов и приёмов с учётом задач обучения;

2

  • широкое использование средств наглядности;

  • систематичность и последовательность в обучении;

  • направленность обучения на развитие активности и социальной адаптации;

  • дифференцированный подход в обучении;

  • учёт потенциальных возможностей коррекционно – компенсаторного развития;

  • передаваемость – возможность использования в работе на

занятиях другого вида и другими специалистами.

В работе по коррекции и развитию речи детей с нарушением зрения учитель – логопед использует элементы психогимнастики и мимические упражнения для становления здорового психического состояния детей, для достижения положительной мотивации взаимодействия с окружающим миром. В ходе занятий учитель – логопед активно включает в процесс познания окружающего мира сохранные анализаторы, так как они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.

Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится по 3 – 5 минут перед занятиями, во время занятий. Для снятия утомления, для активизации внимания, повышения работоспособности у детей с нарушением зрения используются и упражнения с элементами релаксации.

Известно, что наиболее благоприятное воздействие на зрительные функции оказывает зелёный цвет. Он снижает зрительное напряжение, препятствует наступлению утомления, поэтому настенная учебная доска в логопедическом кабинете зелёного цвета. Для освещения рабочих мест детей используется естественное и искусственное освещение, дополнительное освещение учебной доски. При посадке детей за столы учитывается режим назначенных окклюзий, острота зрения, вид косоглазия. Индивидуальное предъявление стимульного материала осуществляется с расстояния не более чем 30 – 35 см от глаз ребёнка. Материал для фронтальной демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз с дополнительным индивидуальным показом. Располагать объекты на доске так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности. Работая с детьми с амблиопией и косо глазием, надо чаще использовать указку для прослеживания объекта в полном объёме. Недостаточность представлений о предметности окружающего мира учёные связывают с трудностями опредмечивания геометрических фигур. Учитель – логопед в своей работе использует приёмы, направленные на обогащение зрительных представлений об окружающем мире. Демонстрируя пособия, отражающие соотнесённость формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым

3

представления детей. Например, «На что похож предмет?», «Чем отличается?». Для составления описательных рассказов используется натуральный предмет или муляж или предметная картинка, где предмет изображён на жёлтом, оранжевом, красном фоне. Для активизации инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием широко используются средства графического моделирования (схемы, пиктограммы). В логопедической работе в разделе предложно – падежного управления при использовании предлогов широко используются различные игры на развитие зрительно – пространственной ориентировки. У детей с нарушенным зрением отмечается недостаточно развитая общая и мелкая моторика, нарушение координации пальцев руки. Поэтому учитель - логопед на своих занятиях использует пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, детские рисунки, отображающие реальность окружающего мира. Данное направление является особенно актуальным в плане подготовки руки к письму. Моторные упражнения для пальцев рук с различными предметами ( застёгивание пуговиц, различного вида шнуровки, упражнения с мозаикой, конструктором, игровые задания по моделированию букв и т. п.) особенно важно использовать в работе с детьми с амблиопией, косоглазием для выработки у них зрительно - перцептивного контроля.

Безусловно, при выстраивании всей системы коррекционной логопедической работы важно знать возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного ребёнка. Предлагаемая ребёнку деятельность с учётом его «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский), по мнению профессора Л. И. Плаксиной, должна быть направлена на раскрытие тех психофизических возможностей ребёнка с нарушением зрения, которые он сам в себе раскрыть не может. В коррекционной работе наряду с задачами речевого развития ребёнка с нарушением зрения учителю – логопеду необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта, познания, уточнения, обогащения представлений и образов окружаюшей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно – двигательного, зрительно – двигательного, зрительно – осязательного, зрительно – слухового. Ранняя диагностика и педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в развитии речи детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
4

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Архипенко Г. М. Социальная адаптация младших дошкольников с нарушениями зрения//Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2007, №1, с.59 – 64.

2. Архипенко Г. М. Развитие речи младших дошкольников с недостатками зрения. // Дошкольное воспитание, 2005, № 5 с.81 -84
3. Космачева И. А. Особенности работы учителя – логопеда с детьми с нарушением зрения.//Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2007, №1, с.18 – 22.

4. Лапп Е. А. Активизация инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием средствами графического моделирования. // Логопед, 2005, №5 , с.66 -76

5. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения. – М., 2006

Асбестовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29

ОСОБЕННОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
(АМБЛИОПИЯ, КОСОГЛАЗИЕ) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА


ВЫПОЛНИЛА:

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

I КВ. КАТЕГОРИИ

ДИКАНОВА М. Г.
АСБЕСТ

2007