Главная страница

Программа по математике для 11 (профильного) класса Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по математике для 11 (профильного) класса Пояснительная записка
страница1/8
Дата05.04.2016
Размер1.95 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

для 11 (профильного) класса

Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень) и примерной программы среднего (полного) общего образования профильного уровня; учебников: «Алгебра и начала анализа». 11 класс в 2 ч., Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.-4-е изд., доп.-М.: Мнемозина, 2007;«Геометрия,10-11» учебник для общеобразоват. учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-13-е изд.-М.: Просвещение,2004.

Для преподавания математики профильного уровня общеобразовательных школ необходимо определить:

  • содержание инвариативной (обязательной) и вариативной части курса математики;

  • подход в структурировании учебного материала;

  • пути формирования знаний, умений и способов деятельности ,развития учащихся;

  • формы и методы подачи и контроля учебного материала;

  • результаты обучения,

которые определяют систему специализированной подготовки , ориентированной на

социализацию старшеклассников. Данная программа позволяет с учетом индивидуальных склонностей, потребностей учащихся ориентировать их на подготовку к последующему профессиональному образованию, связанному с дальнейшим применением знаний, полученных при изучении математики профильного уровня.

В профильном курсе содержание образования определяет следующие задачи:

  • систематизировать сведения о числе; формировать представления о числовых множествах от натурального до комплексного, как способе построения нового математического аппарата для решения задач; совершенствовать вычислительные навыки;

  • развивать и совершенствовать технику алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

  • систематизировать и расширять сведения о функциях; совершенствовать графические умения; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

  • расширять систему сведений о свойствах плоских фигур, систематически изучать свойства пространственных тел; развивать представления о геометрических измерениях;

  • развивать представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

  • совершенствовать математическое развитие до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а так же использовать их в нестандартных ситуациях;

  • формировать способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин; углублять знания об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и в обществе.

Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение языком математики в устной и письменной форме; математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и примерной программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 210 часов из расчета 6 часов в неделю., рабочая программа составлена на 204 часа по 6 часов в неделю (34 недели). Программа выполняется за счёт резерва рабочего времени (6 часов). При этом предусмотрен резерв свободного времени в объеме 9 часов для повторения и систематизации учебного материала.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

При изучении математики на профильном уровне в старший школы учащиеся приобретают и усовершенствуют опыт:

  • проведения доказательных рассуждений логического обоснования выводов; использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • решения задач из различных разделов, а так же поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности;

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения алгоритмов по заданному плану, самостоятельное составление алгоритмических предписаний на математическом материале;

  • составления формул на основе обобщения; выполнения расчетов практического характера;

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов работы, сопоставления их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

  • самостоятельной работой с источником информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Второй год работы по программе определяется прочным закреплением у школьников интереса к математике, обучением точной, экономной и информативной речи на основе символической и графической культуры общения. Возрастает роль теоретических обоснований изучаемого материала на основе системности и обобщения. Формируются способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, а так же углубляются знания об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений. Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой математической подготовки, владения математическим аппаратом в плане интеллектуального развития. Значительное место при изучении математики на профильном уровне уделяется решению практических задач, отвечающих требованиям сдачи экзамена на аттестат зрелости, выполнению заданий уровня «В» и «С» в формате ЕГЭ.

В 11-ом классе продолжается изучение раздела «Функция» при построении графиков и исследовании степенной, показательной и логарифмической функций (10 ч). Это позволит обучающимся использовать свойства и графики функций при решении уравнений и неравенств, изображать на координатной плоскости множество решений уравнений, неравенств и системы с двумя переменными. В одиннадцатом классе изучается курс «Элементы теории вероятностей и математической статистики» 10 часов из раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности» (20ч) примерной программы изучения математики на профильном уровне.

Раздел «Начала математического анализа» предлагается изучать в течение 38 часов вместо 30 часов примерной программы изучения математики за курс 10-11 классов (из резерв 8 часов), что позволит увидеть школьникам аппарат математического анализа более системно, вести исследование функций более последовательно. Курс «Первообразная и интеграл» рассчитан на 12 учебных часов. Это поможет выпускнику профильного класса использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни, т.е. при решении ни только геометрических и физических задач, но и экономических и прикладных.

Курс «Показательная и логарифмическая функция» содержит ни только исследование функций, решение уравнений, неравенств графическим методом, а так же решение логарифмических, показательных уравнений и неравенств алгебраическими методами (36 ч.).

При организации учебного процесса по геометрии (62 ч) особое внимание уделяется изучению темы «Координаты и векторы» (21) и отработки навыков решения задач координатным и векторным методами. На изучение темы «Тела и поверхности вращения» отводится 41 часа. При изучении данной темы особое внимание уделяется нахождению площади поверхности и объему цилиндра, конуса, шара, как пространственной фигуры, так и телу вращения.

Основной целью изучения курса геометрии в 11 классе является:

  • систематическое и последовательное изучение свойств геометрических тел в пространстве для приобретения знаний и практических умений;

  • развитие пространственных представлений, воображения и интуиции при формировании языка описания объектов окружающего мира;

  • развитие логического мышления и формирование понятия «доказательства», развитие умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, использовать различные языки математики: словесный, символический, графический для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной математической деятельности учащихся, развивая умение мотивированно организовывать познавательную деятельность. Наряду с репродуктивными и объяснительно-иллюстративными методами необходимо закрепить навыки работы с книгой, исследовать зависимости, делать обобщения и применять их в новых ситуациях, разъяснять взаимосвязь идей и понятий, приобщать учащихся к оперативному решению учебных и творческих задач. Т.е. использовать на уроках методы и приемы проблемного обучения. Изучение теоретического материала ведется через «классическое лекционное» обучение, обучение с помощью учебной книги с применением «системы консультант». Качество усвоения учебного материала проверяется вводным, текущим и итоговым контролем и осуществляется через следующие формы: внешний, взаимный контроль и самоконтроль.

Результаты обучения.

Результаты обучения предоставлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения. Эти требования структурированы по трем компонентам «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки десятиклассников по геометрии.

В результате изучения ученик должен знать:

  • возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

понимать:

  • роль аксиоматики в математике;

  • возможность построения математических теорий по аксиоматической основе;

  • знание аксиоматики для других областей знания и для практики.

Требования к уровню подготовки выпускников по алгебре и началам анализа.

В результате изучения обучающийся должен знать:

  • значение математической науки при решении решения задач;

  • применения математических методов к анализу и исследованию процессов, изучаемых в смежных дисциплинах;

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач;

понимать:

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения реальных моделей и ситуаций;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в смежных дисциплинах и в различных областях человеческой деятельности;

  • вероятный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике и на практике.




При организации учебного процесса обеспечена последовательность изучения нового материала с опорой на ранее изученный материал, обеспечивая поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией, закрепление ЗУН. Подача учебного материала и его закрепление ведется через систему уроков, включающих обобщающие уроки, практикумы и семинары.

Содержание программы по математике. Профильный уровень.

11класс.

Тема 1: «Числовые и буквенные выражения»(46/ 3 к.р.).

Основная цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся о многочлене и степени с рациональным показателем, ввести понятие логарифма, корня многочлена, научить применять полученные знания при решении уравнений, отработать алгоритм нахождения корней многочлена высшей степени.

Многочлены (18/ 1к.р.).

Многочлен от одной переменной. Делимость многочленов. Деление многочленов с остатком.

Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Решение целых алгебраических уравнений. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена. Многочлены от двух переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Многочлены от нескольких переменных, симметрические многочлены.

Степени и корни.(17/1к.р.)

Корень степени п>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Преобразование выражений, содержащих радикалы и возведения в степень. Извлечения корня из комплексного числа.

Логарифмы (11/ 1к.р.)

Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифм, число е. Преобразование выражений, содержащих логарифмы, арифметические операции и логарифмирование.

К.Р. по теме «Многочлены».

К.Р. по теме «Корень n ой степени».

К.Р. по теме «Степени и корни».

К.Р. по теме «Показательная функция. Логарифмы»

К.Р. по теме «Логарифмические уравнения и неравенства»

Требования к уровню подготовки одиннадцатиклассников:

В результате изучения ученик должен:

знать/понимать:

  • определение многочлена и корня многочлена;

  • алгоритм решения уравнения высшей степени;

  • определение и свойства степени с рациональным показателем;

  • теорема Безу, формулы сокращенного умножения для старших степеней и бином иметь представление о многочленах от нескольких переменных ,симметрических многочленах ;

  • определение и свойства логарифма;

  • использование свойств, признаков и теорем для углубления и расширения представлений о разложении многочлена на множители; степени с рациональным показателем, логарифме.

уметь:

  • Ньютона

  • пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;

  • проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения и самостоятельного составления алгебраических предписаний на математическом материале;

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы;

  • самостоятельной работы с источниками информации, интегрирования её в личный опыт.

Учебный материал, выделенный курсивом, не включён в примерную программу.

Тема 2 «Функция» (10/0 к.р.).

Основная цель: расширить и систематизировать знания учащихся о степенной функции, ввести понятия показательной и логарифмической функции, научить применять полученные знания при исследовании функции и построении графиков; научить строить графики; применять полученные знания при решении уравнений и неравенств графическим методом.

Степенная функция, ее свойства и график. Показательная функция, ее свойства и график. Логарифмическая функция, ее свойства и график.

Требования к уровню подготовки одиннадцатиклассников:

В результате изучения ученик должен:

знать/понимать

  • определение функции и способы ее заданий;

  • определение и свойства степенной функции, показательной, логарифмической;

  • алгоритм исследования функции;

  • алгоритм построения графиков функций с помощью преобразований;

  • определение обратной функции и теорем, связанных с монотонностью;

  • использование определений, свойств и алгоритмов при исследовании и построении графиков функций;

  • возможности графического представления как средства описания моделей реальных процессов и ситуаций.

уметь:

  • определить значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций, выполняя преобразования графиков;

  • описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции;

  • решать уравнения и неравенства, используя свойства функции и их графическое представление;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности при построении графиков функций;

  • самостоятельного составления формул функциональной зависимости при описании реальных ситуаций, прикладных физических задач;

  • проверки и оценки результатов графического представления своей работы, соотношения их с поставленной задачей;

  • самостоятельной работы с дополнительной литературой, Интернет ресурсами, общения и систематизации полученных знаний;

  • проведения логического обоснования рассуждений, аргументированных и эмоциональных убедительных суждений;

  • соотнесения своего мнения с мнениями одноклассников.

Тема 5 « Уравнения и неравенства» (50/5к.р..).

Основная цель: систематизировать знания, умения обучающихся при решении неравенств методом интервалов. Сформировать и систематизировать знания учащихся в решении иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств всевозможными методами и способами.

5.1. Методы решения уравнений и неравенств (13//1к.р.) 5.2 Рациональные уравнения (3/0 к.р.)

Равносильность уравнений и неравенств. Общие методы решения уравнений и неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Уравнения и неравенства с модулем. Решение уравнений и неравенств графическим методом. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменами.

5.4 Уравнения и неравенства со знаком радикала (71к.р.).

Решение рациональных уравнений и неравенств, содержащих корень. Решение иррациональных уравнений и неравенств.

5.3, 5.4 Показательные и логарифмические уравнения, неравенства (18/2к.р.)

Решение показательных и логарифмических уравнений изученными методами и приемами.

Решение показательных и логарифмических неравенств изученными методами и приемами.

5.7 Систем уравнений и неравенств (8/1к.р.) 5.8 Применение математических методов для решения прикладных задач (1)

Основные приемы решения систем уравнений (подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных). Решение систем уравнений и неравенств. Решение систем уравнений с двумя и несколькими переменными. Решение систем неравенств с одной переменной. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки.

К.Р. по теме «Показательные уравнения и неравенства».

К.Р. по теме «Логарифмические уравнения и неравенства».

К.Р. по теме «Равносильность уравнений и неравенств»

К.Р. по теме «Системы уравнений и неравенств».

Требования к уровню подготовки одиннадцатиклассников:

В результате изучения ученик должен.

знать/ понимать:

  • алгоритмы решения неравенств методом интервалов, доказательства неравенств;

  • алгоритм изображения на координатной плоскости множества решений неравенства, системы неравенств с двумя переменными;

  • методы решения иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств;

  • необходимость определения общей идеи решения иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств;

  • целесообразность обращения к графическим образам ( графику функции) при отыскании формулы, определяющей решение у иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • исследования и решение математических моделей (иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств их систем);

  • самостоятельной работы по конструированию и составлению алгоритма решения неравенств;

  • обобщения и систематизации полученной информации; интегрирования её в личный опыт;

  • проведения доказательных рассуждений, логически обоснованных выводов;

  • умения слушать других и быть выслушанным;

уметь:

  • решать иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства и их системы, используя различные методы и способы;

  • интерпретировать результат решения уравнений и неравенств с учетом ограничений условий задания;

  • изображать на координатной плоскости множество решений уравнений, неравенств и систем;

  • решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций.

  1   2   3   4   5   6   7   8