|
Тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»
1 –й класс
(1 час в неделю, всего 33 часа)
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
| Как говорит искусство?
Место человека в природе, ее влияние на
эстетические чувства и практические стороны жизни человека, человеческих чувств и отношений к природе. Мера- соотношение части и целого. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения. Гармония в жизни и искусстве. Соотношение частей.
| Жизнь и искусство - 11 ч
Человек и жизнь. Отношение человека к природе. Разные люди разные культуры. Мудрость народа. Идеал в жизни и искусстве. Мой идеал. Художественная мастерская.
| Овладевать основами языка живописи, графики.
Создавать элемнтарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент).
Наблюдать природу и природные явления.
Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток и различную погоду.
Изображать растения, животных, человека, природу.
Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.
| О чём говорит искусство?
Выполнение работы по мотивам произведений художественного промысла.
| Человек и художник -18 ч
Человек художник. Природа и изделие. Художественное изделие. Гармония. Симметрия. Орнамент. Плоскость и объем. Художественная мастерская. Часть и целое. Мозаика. Сюжет. Разыгрываем сказку.
| Наблюдать, сравнивать геометрические формы предметов.
Изображать предметы различной формы с помощью цвета фактуры
Использовать декоративные элементы, простые узоры.
| Давным- давно - 4 ч
Человек изобразил мир. Родилась живопись. Родилась скульптура. Родилась музыка. Родился театр.
|
|
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Учебно- методические комплекты (программа, учебник- тетрадь «Разноцветный мир»
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Видеофильмы
5.7 ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ Пояснительная записка.
Данная рабочая образовательная программа по курсу «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по технологии с опорой на программу для общеобразовательных учреждений «Художественный труд и искусство», авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Данный курс успешно интегрируется с изобразительным искусством.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических комплектов «Школа 2100» и «Школа России» Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно- практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления т пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, которая является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремление активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира.
Практико – ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реального в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно – преобразующей, художественно – конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско – технологических знаний и умений;
развитие знаково – символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром, воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в 1 классе выделяется 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально- личностных позиций, целостных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых в рамках образовательного процесса, как и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии является доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно- преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой проектной деятельности. Содержание начального общего образования по учебному предмету.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико- ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Тематическое планирование курса «Технология»
1 –й класс
(1 час в неделю, всего 33 часа)
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
| Жизнь и искусство - 11 ч
| Место человека в природе, ее влияние на эстетические чувства и практические стороны жизни человека, человеческих чувств и отношений к природе
| Человек и жизнь. Отношение человека к природе. Разные люди разные культуры. Мудрость народа. Идеал в жизни и искусстве. Мой идеал. Художественная мастерская.
| Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, традиции и творчество мастеров родного края.
Организовывать свою деятельность; подготавливать своё рабочее место; рационально размещать материалы и инструменты; соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; исполнять разные социальные роли (уметь слушать, вступупать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)
| Человек и художник -18 ч
| Выполнение работы по мотивам произведений художественного промысла.
| Человек художник. Природа и изделие. Художественное изделие. Гармония. Симметрия. Орнамент. Плоскость и объем. Художественная мастерская. Часть и целое. Мозаика. Сюжет. Разыгрываем сказку.
| Сравнивать декоративные особенности предметов быта.
Харатеризовать основные требования к изделию.
Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Оценивать результат деятельности.
| Давным- давно - 4 ч
|
| Человек изобразил мир. Родилась живопись. Родилась скульптура. Родилась музыка. Родился театр.
| Анализировать декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное. Конструировать объекты с учётом художественно – декоративных и технических условий.
Планировать проследовательность практических действий для реализации замысла, поставленнойзадачи.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. Программа «Прекрасное рядом с тобой» О.А. Курвина, Лутцева
2. Технология учебник «Прекрасное рядом с тобой» О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, М. Баласс, 2008 5.8. ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Пояснительная записка Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни;
развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Физическая культура» реализуют деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:
а) принцип обучения деятельности – опирается на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом;
б) принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий. Содержание программы
Основы знаний
Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека. Основные формы движений. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы.
Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц.
Социально-психологические основы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием.
Выполнение жизненно важных навыков и умений. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплекса упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развитие основных физических качеств, проведение оздоровительных занятий в режиме дня.
Физическое совершенствование.
Физкультурно – оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физминуток, занятия по профилактике и нарушению осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Спортивно – оздоровительная деятельность. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы, упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках . Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелазания.
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения; с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения; на одной ноге и на двух ногах не месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: Броски мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнения на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на внимание, силу, ловкость и координацию.
|
|
|