|
| 24.
| Откуда в наш дом приходит электричество?
| Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки ее потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
- запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
- анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;
- практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 25.
| Как путешествует письмо?
| Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
- работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
- различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;
- работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
Тесты.
| 26.
| Куда текут реки?
| Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;
-сравнивать реку и море;
- различать пресную и морскую воду;
- практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 27.
| Откуда берутся снег и лед?
| Снег и лед. Исследование свойств снега и льда.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
- наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
Сообщения и рефераты. Тетрадь «Проверим себя».
Сообщения и рефераты.
Тесты.
| 28.
| Как живут растения?
| Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
- прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
- формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
- практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 29.
| Как живут животные?
| Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
- работать в группе: выполнять задания,формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
- практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;
- оценивать свои достижения на уроке.
| 30.
| Как зимой помочь птицам?
| Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
- практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
- запомнить правила подкормки птиц;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 31.
| Откуда берется и куда девается мусор?
| Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;
- обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении;необходимость раздельного сбора мусора;
- практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 32.
| Откуда в снежках грязь?
| Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты ее от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
-обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
-формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
- сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
Тесты.
Тетрадь «Проверим себя».
| 33.
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
| Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| - выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
|
Раздел «Где и когда?» (11 ч)
| 34.
| Когда учиться интересно?
| Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы;
- работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
- рассказывать о своем учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Рисунки «Наш дружный класс»
| 35.
| Проект «Мой класс и моя школа».
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.
- коллективно составлять рассказ о школе и классе;
- презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).
- оформлять фотовыставку;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
| Презентация проекта«Мой класс и моя школа».
| 36.
| Когда придет суббота?
| Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;
- работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
- называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
| 37.
| Когда наступит лето?
| Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времен года.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать схему смены времен года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
- называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
- работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
- наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 38.
| Где живут белые медведи?
| Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
Тесты.
| 39.
| Где живут слоны?
| Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;
- приводить примеры животных жарких районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Сообщения и рефераты.
| 40.
| Где зимуют птицы?
| Зимующие и перелетные птицы. Места зимовок перелетных птиц. Исследование учеными маршрутов перелета птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать зимующих и перелетных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
- работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
- объяснять причины отлета птиц в теплые края;
- приводить примеры зимующих и перелетных птиц;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
| 41.
| Когда появилась одежда?
| История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;
- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;
- работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев;
- работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 42.
| Когда изобрели велосипед?
| История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сравнивать старинные и современные велосипеды;
- работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;
- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
- запомнить правила безопасной езды на велосипеде;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Сообщения и рефераты.
| 43.
| Когда мы станем взрослыми?
| Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сравнивать жизнь взрослого и ребенка,
-определять по фотографиям в учебнике профессии людей,рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;
- работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 44.
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».
| Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| - выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
| Тетрадь «Проверим себя».
|
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
| 45.
| Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
| Знакомство с целями и задачами раздела.
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;
- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;
- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;
- работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить на нем созвездие Льва.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
Тесты.
| 46.
| Почему Луна бывает разной?
| Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
- моделировать из пластилина форму Луны;
- рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку;
- работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Сообщения и рефераты.
| 47.
| Почему идет дождь и дует ветер?
| Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать за дождями и ветром;
- работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
| 48.
| Почему звенит звонок?
| Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;
- практическая работа в паре: исследовать возникновение ираспространение звуков;
- обсуждать, почему и как следует беречь уши;
- высказыватьпредположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 49.
| Почему радуга разноцветная?
| Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;
- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Рисунки «Радуга – дуга»
| 50.
| Почему мы любим кошек и собак?
| Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
- рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;
- практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Сообщения и рефераты.
| 51.
| Проект «Мои домашние питомцы».
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;
- фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
- составлять рассказ о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх.
-презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
- оформлять фотовыставку;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
| Презентация проекта«Мои домашние питомцы».
| 52.
| Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
| Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;
- рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;
- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
Сообщения и рефераты.
| 53.
| Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
| Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;
- объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;
- оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;
- формулировать правила поведения в природе;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
| 54.
| Зачем мы спим ночью?
| Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;
- работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;
- оценивать правильность своей подготовки ко сну;
- рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;
- определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 55.
| Почему нужно есть много овощей и фруктов?
| Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
| 56.
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
| Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.
| -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,
- отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять ихназначение;
- рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;
- практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук;
- запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные;
- формулировать основные правила гигиены;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 57.
| Зачем нам телефон и телевизор?
| Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать средства связи и средства массовой информации;
- рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;
- объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов;
- работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники);
- обсуждать назначение Интернета;
- моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 58.
| Зачем нужны автомобили?
| Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;
- использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Сообщения и рефераты.
| 59.
| Зачем нужны поезда?
| Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать поезда в зависимости от их назначения;
- работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;
- использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 60.
| Зачем строят корабли?
| Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать корабли в зависимости от их назначения;
- рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 61.
| Зачем строят самолеты?
| Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать самолеты в зависимости от их назначения;
- рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Сообщения и рефераты.
| 62.
| Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
| Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;
- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;
- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 63.
| Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
| Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
| 64.
| Зачем люди осваивают космос?
| Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю. А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;
- работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;
- моделировать экипировку космонавта;
- участвовать в ролевой игре «Полет в космос»;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
Сообщения и рефераты.
| 65.
| Почему мы часто слышим слово «экология»?
| Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить в тексте учебника ответы на вопросы;
- приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
| 66.
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».
| Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| - выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
| Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Тетрадь «Проверим себя».
|
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. 1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2010, в 2- х частях;
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2010, в 2- х частях;
3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2010;
4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель для начальной школы – М.: Просвещение, 1998 (и последующие издания);
5. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 1994 (и последующие издания);
6. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 2000 (и последующие издания);
7. Плешаков А.А. Зелёный дом. Программа и тематическое планирование для начальной школы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010;
5. 5. ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
Пояснительная записка Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по музыке с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Музыка. 1 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008г.
- Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь: / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008г.
- Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия. CD / В. В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.
Общая характеристика предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно- нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Место предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 класс выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели)
Результаты изучения учебного предмета.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные:
- ориентация учащихся в системе личностных смыслов;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями музыкальных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения.
Регулятивные:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- формирование основ оптимистического восприятия мира;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по темам: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Оно раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, о многообразии музыкальных жанров, делают первые шаги в познании тайн оперы и балета, знакомятся с нотной грамотой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
- наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней;
- пение;
- инструментальное музицирование;
- музыкально-пластическое движение;
- драматизация музыкальных произведений;
- импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной – двух минут.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Лунин сказка «Песенка»);
- изобразительным искусством (ярко образные, доступные по восприятию репродукции картин русских и зарубежных художников, изделия мастеров народных промыслов);
- окружающим миром.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
- метод наблюдения за музыкой;
- метод убеждения и увлечения музыкой;
- метод импровизации;
- метод переинтонирования;
- метод «сочинения уже сочинённого»;
- метод размышления о музыке;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод восхождения от частного к общему. По итогам освоения программы 1 класса
обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров, определять на слух её основные жанры (песня, танец, марш);
- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;
обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.). Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, игра, театрализация, выставка.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, итоговый.
Форма контроля:
- наблюдение;
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- тест.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование темы
| Всего
часов
| Контрольные работы
| 1
| Музыка в жизни человека.
| 16
| 1
| 2
| Основные закономерности музыкального искусства.
| 11
| 1
| 3
| Музыкальная картина мира.
| 6
| 1
| Всего часов
| 33
| 3
|
Содержание программы
Музыка в жизни человека (16 часов)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песня, танец, марш и их разновидности. Обобщённое представление о многообразии музыкальных жанров: опера, балет.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Сочинение прибауток, скороговорок, загадок. Выбор наиболее удачных сочинений; оценка учащимися работ своих товарищей. Народная и профессиональная музыка. 2.Основные закономерности музыкального искусства (11 часов) Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, тембр, динамика. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателя. Богатство и выразительность музыкальной речи. Композитор-исполнитель-слушатель. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот-знаков для обозначения музыкальных звуков. Контрольная работа по нотной грамоте.
Музыкальная картина мира (6 часов)
Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыка для детей: радио- и телепередачи. Итоговый тест.
Календарно-тематическое планирование по «Музыке»
1 класс
|
|