|
Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»
№
урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элемент содержания
| Планируемые результаты
| научится
| получит возможность научиться
| 1
| «Нас в школу приглашают задорные звонки».
| Прогулка по школе, школьному двору
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Слушание: В. Шаинский «Чему учат в школе».
Пение: Г. Струве «Мы теперь ученики».
Творческое задание: игра «Музыкальное знакомство»; задание «Нарисуй». А.О. Морено «Сказка».
| Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное;
соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание, правилам пения.
| Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в пении;
основам оптимистического восприятия мира.
| 2
| «Музыка, музыка всюду нам слышна».
| Экскурсия
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Пение: Г. Струве «Весёлая песенка».
Творческое задание: «Путешествие в сказочный лес» - вокальная импровизация; музыкально-ритмическая импровизация «Цветок»; игра «Голоса природы». Л. Лапцуй «Первая песня». А.О. Морено «Сказка».
| Отличать музыкальные звуки от немузыкальных; выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко;
Знать и понимать понятие «песня».
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
договариваться, находить общее решение;
основам оптимистического восприятия мира.
| 3
| «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку».
| Воображаемое путешествие
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Пение: Г. Струве «Так уж получилось».
Творческое задание: театрализация песни.
Задание «Сравни».
| Отличать музыкальные звуки от немузыкальных; выявлять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.
| Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;
договариваться, находить общее решение;
основам оптимистического восприятия мира.
| 4
| Краски осени.
| Экскурсия
| Истоки возникновения музыки.
Пение: В. Иванников «Осенняя сказка»; А. Филиппенко «Мы на луг ходили».
Творческое задание: мелодическая импровизация народной прибаутки «Гори, гори ясно»; театрализация песни «Мы на луг ходили»; «Изобрази».
| Выявлять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно;
принимать участие в элементарной импровизации.
| Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
анализировать объекты;
основам оптимистического восприятия мира.
| 5
| «Что ты рано в гости, осень к нам пришла».
| Воображаемое путешествие
| Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений. Слушание: П. Чайковский Ноктюрн (фрагмент).
Пение: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке».
Творческое задание: муз.-ритмические движения; задание «Сравни».
| Выявлять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло; откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
анализировать объекты.
| 6
| «Что ты рано в гости, осень к нам пришла».
| Воображаемое путешествие
| Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений. Слушание: П. Чайковский Ноктюрн (фрагмент).
Пение: В. Николаев «На прогулку под дождём».
Творческое задание: муз.-ритмические движения.
| Определять характер музыки;
петь по руке учителя; контролировать дыхания.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
| 7
| Музыкальное эхо.
| Игра
| Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений.
Пение: Е. Поплянова «Эхо», «Камышинка-дудочка».
Творческое задание: игра на детских элементарных музыкальных инструментах; театрализация; импровизация.
| Понимать значение слова «Динамика» (громко – тихо);
выявлять характер музыки;
принимать организованное участие в общей игре.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах; театрализации, импрови-зации;
действовать по плану и планировать свою деятельность.
| 8
| «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться».
| Игра
| Основные средства музыкальной выразительности – темп.
Слушание: М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки».
Пение: Г. Струве «Переменка».
Творческое задание: Ритмическая импровизация.
Просмотр: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».
| Понимать значение слова «Темп» (быстрый, медленный);
определять характер музыкального произведения, его динамику.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
| 9
| «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться»
| Игра
| Основные средства музыкальной выразительности – темп.
Слушание: повторение музыкальных произведений.
Пение: повторение песен, выученных за четверть.
Творческое задание: сочинение мелодии на стих о каникулах; игра на детских элементарных муз. Инструментах.
| Определять характер музыкального произведения, его динамику, темп;
владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации;
представлять широкой публике результаты собственной деятельности в пении.
| 10
| «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать».
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Песня, танец, марш и их разновидности.
Слушание: Д. Шостакович «Вальс-шутка»;
А. Спадавеккиа «Добрый жук».
Пение: немецкая н.п. «Потанцуй со мной, дружок», «Гусята».
Творческое задание: муз.-ритмические движения.
| Различать танцы «вальс», «полька»;
определять характер музыкальных произведений, сравнивать их.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
договариваться, находить общее решение.
| 11
| Ноги сами в пляс пустились.
| Урок закрепления знаний/ урок-игра
| Песня, танец, марш и их разновидности.
Слушание: П. Чайковский «Камаринская».
Пение: Р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Творческое задание: муз.-ритмические движения; р.н.п. «Ах вы, сени» - игра на детских муз. Инструментах.
| Различать понятия «хоровод», «пляска»; участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах;
договариваться, находить общее решение.
| 12
| Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. Инструментов.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Музыкальные инструменты: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки. Оркестр русских народных инструментов.
Слушание: Р.н.п. «Светит месяц», «Во поле берёза стояла» (в исполнении оркестра р.н.и.). Знакомство с оркестром русских народных инструментов ДМШ №2 г. Ноябрьск.
Пение: Р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Творческое задание: Р.н.п. «Коробейники» - игра на детских элементарных муз. Инструментах.
| Различать музыкальные инструменты: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки.
Распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах;
договариваться, находить общее решение;
аргументировать своё предложение.
| 13
| Марш деревянных солдатиков.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Песня, танец, марш и их разновидности.
Слушание: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
Пение: английская н.п. «Встанем в круг».
Творческое задание: муз.-ритмические движения.
| Различать различные виды марша;
передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
договариваться, находить общее решение
| 14
| «Детский альбом» П.И. Чайковского.
| Урок закрепления знаний
| Композитор – исполнитель – слушатель.
Слушание: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Пение: Г. Струве «Маленькая мама».
Творческое задание: импровизация.
| Понимать смысл понятий «композитор – исполнитель – слушатель»;
определять и сравнивать характер, настроение музыкальных
произведений.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
действовать по плану и планировать свою деятельность;
с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
| 15
| Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателя.
Слушание: А. Лядов «Музыкальная табакерка»;
Р. Шуман «Дед Мороз».
Пение: Г. Вихарева «Ёлочка любимая»; Г. Струве «Пёстрый колпачок».
Творческое задание: импровизация, муз. –ритмические движения. В. Одоевский «Городок в табакерке».
| Внимательно воспринимать информацию;
внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
высказываться о характере музыки.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации, игре на детских элементарных музыкальных инструментах.
| 16
| «Новый год! Новый год! Закружился хоровод».
| Урок комплексного применения ЗУН
| Обобщённое представление о многообразии музыкальных жанров: балет.
Слушание: П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик».
Пение: Г. Струве «Новогодний хоровод»; Г. Вихарева «Дед Мороз».
Творческое задание: муз.-ритмические движения.
Просмотр фрагментов балета «Щелкунчик».
| Исполнять песни с настроением;
высказываться о характере музыки; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
| Представлять результаты собственной деятельности в пении;
реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
контролировать процесс и результаты своей деятельности.
| 17
| Зимние игры.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателя. Богатство и выразительность музыкальной речи.
Слушание: П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Пение: Н. Перунов «Белый пух», «Мороз, мороз».
Творческое задание: импровизация.
| Передавать характер музыки и её настроение;
решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.
| 18
| Зимние игры.
| Урок закрепления знаний / урок-игра
| Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателя. Богатство и выразительность музыкальной речи.
Слушание: П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Пение: М. Красева «Зимняя песенка».
Творческое задание: «Мороз, мороз» - игра на детских муз. Инструментах.
| Осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
договариваться, находить общее решение.
| 19
| «Водят ноты хоровод».
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Слушание: В. Герчик «Нотный хоровод»; А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…»
Пение: В. Герчик «Нотный хоровод»;А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…»
Сказка «Семь спящих принцесс и звенящая радуга».
| Понимать термины: нота, звукоряд;
ориентироваться в нотой записи, показывать ноты по руке.
| Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос – ответ, выразительные и
изобразительные интонации и др.);
знаково-символическому моделированию.
| 20
| «Кто-кто в теремочке живёт?»
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Музыкальный и поэтический фольклор России.
Слушание: р.н.п. «Теремок».
Пение: р.н.п. «Теремок».
Творческое задание: театрализация; игра на детских муз. Инструментах
| различать музыкальные инструменты: погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон;
предлагать свой вариант исполнительской трактовки.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении, театрализации;
договариваться, находить общее решение;
аргументировать своё предложение.
| 21
| Весёлый праздник Масленица.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка.
Слушание: И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка».
Пение: р.н.п. «Едет Масленица дорогая».
Просмотр фрагментов балета «Петрушка».
Творческое задание: импровизация.
| Понимать значение слова «балет»;
определять характер музыки и передавать её настроение;
участвовать в инсценировках обрядов.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.
| 22
| Весёлый праздник Масленица.
| Урок закрепления знаний / урок-игра
| Музыкальный и поэтический фольклор России.
Пение: попевка «Мы давно блинов не ели»; р.н.п. «Перед весной».
Творческое задание: театрализация песен.
| Определять характер музыки и передавать её настроение;
участвовать в инсценировках обрядов.
| Представлять результаты собственной деятельности в пении;
договариваться, находить общее решение.
| 23
| Где живут ноты?
| Урок комплексного применения ЗУН
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Запись нот-знаков для обозначения музыкальных звуков.
Слушание: В. Герчик «Нотный хоровод»;
А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…»
Пение: Г. Струве «Песенка о гамме».
В Лунин сказка «Песенка».
| Работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи.
| Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
знаково-символическому моделированию;
контролировать процесс и результаты своей деятельности
| 24
| Весенний вальс.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Праздник бабушек и мам.
Слушание: П. Чайковский Вальс.
Пение: А. Филиппенко «Весенний вальс»; Е. Соколова «Сегодня мамин день».
Творческое задание: «Изобрази».
| Эмоционально откликаться на содержание произведения;
различать музыкальные инструменты: пианино, рояль;
высказываться о характере музыки, исполнительских возможностях.
| Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы;
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
| 25
| Природа просыпается.
| Урок закрепления знаний/ урок-путешествие
| Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства.
Слушание: П. Чайковский «Песня жаворонка».
Пение: укр. Народной песни «Ой, бежит ручьём вода», «Веснянка».
Творческое задание: игра на детских муз. Инструментах.
| Выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении, театрализации;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
| 26
| В детском музыкальном театре.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры.
Слушание: И. Стравинский «У Петрушки» из балета «Петрушка».
Пение: И. Брамс «Петрушка».
Творческое задание: импровизация;
игра на детских муз. Инструментах.
Просмотр фрагментов балета «Петрушка».
| Понимать термины: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; правила поведения в театре.
Сравнивать характер в музыкальных произведениях.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении, театрализации;
действовать по плану и планировать свою деятельность;
структурировать знания.
| 27
| Мелодии и краски весны.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности – мелодия.
Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства.
Слушание: И. Стравинский тема «весеннего произрастания» из балета «Весна священная»;
В.А. Моцарт «Тоска по весне»; П. Чайковский «Старинная французская песенка».
Пение: В. Николаев «Песня ручья»; Я. Дубравин «Капли и море».
Творческое задание: пластическое интонирование; задание «Изобрази».
| Выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи; понимать значение мелодии в музыке.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации, игре на детских элементарных музыкальных инструментах;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
| 28
| Мелодии дня.
| Урок закрепления знаний
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Вырази-тельность и изобразительность в музыке.
Слушание: Р. Шуман «Май, милый май»; В. А. Моцарт «Колыбельная»; С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
Пение: Е. Поплянова «Песенка про двух утят».
| Выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи; проявлять способности к сопереживанию, уметь находить нужные слова для передачи настроения.
| Выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
| 29
| Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
Музыкальные инструменты Ямала.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Музыкальные инструменты.
Слушание: С. Прокофьев тема птички из симф. Сказки «Петя и волк»;
К. Дебюсси «Лунный свет»;
Н. Римский-Корсаков тема Шехеразады из симф. Сюиты «Шехеразада».
Пение: Е. Тиличеева «Догадайся, кто поёт»; Г. Левкодимов «Весёлые инструменты».
Творческое задание: импровизация;
игра на детских муз. Инструментах.
| Понимать термин «тембр»; знать названия инструментов: арфа, скрипка, флейта;
определять инструменты по звучащему фрагменту.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации, игре на детских элементарных музыкальных инструментах;
договариваться, находить общее решение;
аргументировать своё предложение.
| 30
| Легко ли стать музыкальным исполнителем?
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Общие представления о музыкальной жизни страны.
Пение: М. Завалишина «Музыкальная семья».
Творческое задание: театрализация.
Н.Носов «Как Незнайка был музыкантом».
| Разыгрывать песню по ролям;
стремиться к осмысленному общению с музыкой.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в театрализации;
структурировать знания;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
договариваться, находить общее решение.
| 31
| На концерте.
| Урок закрепления знаний
| Общие представления о музыкальной жизни страны.
Пение: В. Дементьев «Необычный концерт».
Творческое задание: ритмическая импровизация.
| Исполнять песню с настроением;
осмысленно владеть способами певческой деятельности.
| Реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
действовать по плану и планировать свою деятельность.
| 32
| «Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах).
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни.
Слушание: А. Шнитке Рондо из «Concerto grosso»; Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём».
Пение: В. Шаинский «Голубой вагон».
| Характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
| Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
контролировать процесс и результаты своей деятельности.
| 33
| «Давайте сочиним оперу».
| Комбинированный урок / Урок-концерт.
| Обобщённое представление о многообразии музыкальных жанров: опера.
Слушание: В. Алеев «Песня графа Вишенки», «Песня синьора Помидора», «Я – весёлый Чиполлино».
Пение: В. Алеев «Я – весёлый Чиполлино».
Творческое задание: театрализация.
| Понимать значение слова «опера»;
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных фрагментах;
предлагать свой вариант исполнительской трактовки;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
| Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
представлять результаты собственной деятельности в пении.
|
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. 1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5 -8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
6. Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей. – Мн.: Юнипресс, 2006.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие. – Мю: Глобус, 2007.
9. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
10. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
11. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. Лит., 1981.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
14. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
15. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
16. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.
19.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
20. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
5. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Астье-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Астье-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
8. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
9. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
5.6. ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Основные содержательные линии.
Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направАсть тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» первого блока подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. Учебный материал в программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщённом виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. Место предмета в учебном плане В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 33 ч. Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждеА содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностный, и др.) художественно- эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание начального общего образования по учебному предмету Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно – прикладное искусство. Истоки декаративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе, как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ— в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше—меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной деятельности, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человеА. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
|
|
|