|
Тематическое планирование по «Окружающему миру»
1 класс (66 ч)
Тематическое планирование
| Содержание курса
| Характеристика деятельности учащихся
| Способ проверки достижений
| 1.
| Задавайте вопросы!
| Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
| Учащиеся осваивают первоначальные умения:
- задавать вопросы;
- вступать в учебный диалог;
-пользоваться условными обозначениями
учебника;
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- оценивать результаты своей работына уроке.
| Рисунки «Персонажи учебника идут с нами в школу»
|
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
| 2.
| Что такое Родина?
| Знакомство с целями и задачами раздела. Родина - эта наша страна Россия и наша «малая родина». Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей «малой родине».
| - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
- рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тетрадь «Проверим себя».
Тесты. Сообщения и рефераты.
| 3.
| Что мы знаем о народах России?
| Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
- работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям)о национальных праздниках;
- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
- работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 4.
| Что мы знаем о Москве?
| Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей – наших сверстников.
| -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
- узнавать достопримечательности столицы;
- работать в паре:рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 5.
| Проект «Моя малая Родина».
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
-фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей «малой родины»;
- находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
- интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей «малой родины»;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
| Презентация проекта «Моя малая Родина».
Тетрадь «Проверим себя». Тесты.
Сообщения и рефераты.
Тетрадь «Проверим себя».
| 6.
| Что у нас над головой?
| Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звезды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем;
- моделировать форму Солнца;
- работать в паре: моделировать форму созвездий;
- работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводитьнаблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 7.
| Что у нас под ногами?
| Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
- практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
- различать гранит, кремень, известняк;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 8.
| Что общего у разных растений?
| Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.
| - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работав группе: находить у растений их части, показывать и называть;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 9.
| Что растет на подоконнике?
| Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость их внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.
| - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;
- практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
- различать изученные растения;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;
- приводить примеры комнатных растений;
- рассказывать об особенностях любимого растения;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 10.
| Что растет на клумбе?
| Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
| - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
- практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
- работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
- рассказывать о любимом цветке;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
Сообщения и рефераты.
Тесты.
Тетрадь «Проверим себя». Сообщения и рефераты.
| 11.
| Что это за листья?
| Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
| - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
- узнавать листьям в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
- сравнивать и группировать листья по различным признакам;
- практическая работа в группе: определять деревья по листьям;
- описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 12.
| Что такое хвоинки?
| Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизмененные листья. Распознавание хвойных деревьев.
| - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- различать лиственные и хвойные деревья;
-практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
- сравнивать ель и сосну;
- описывать дерево по плану;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 13.
| Кто такие насекомые?
| Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
- работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
- сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 14.
| Кто такие рыбы?
| Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуей. Морские и речные рыбы.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
- работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
- описывать рыбу по плану;
- приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
Тетрадь «Проверим себя».
Тесты.
Сообщения и рефераты.
Тетрадь «Проверим себя».
Сообщения и рефераты.
| 15.
| Кто такие птицы?
| Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа: исследовать строение пера птицы;
- работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
- описыватьптицу по плану;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 16.
| Кто такие звери?
| Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детенышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
- работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
- устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 17.
| Что окружает нас дома?
| Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать назначение бытовых предметов;
- находить на рисунке предметы определенных групп;
- работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;
- приводить примеры предметов разных групп;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 18.
| Что умеет компьютер?
| Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять составные части компьютера;
- характеризовать назначение частей компьютера;
- сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
- работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
- моделировать устройство компьютера;
- соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 19.
| Что вокруг нас может быть опасным?
| Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
- характеризовать опасность бытовых предметов;
- работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
- моделировать устройство светофора;
- оценивать свое обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
Сообщения и рефераты.
Тетрадь «Проверим себя».
| 20.
| На что похожа наша планета?
| Первоначальные сведения о форме Земли и ее движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
-использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
- моделировать форму Земли;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 21.
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
| Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| - выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
|
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
| 22.
| Как живет семья?
| Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| - понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;
- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
- рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
- оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта детис помощью взрослых учатся:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи и их изображения во время значимых для семьи событий;
- интервьюировать членов семьи;
- оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений.
- составлять экспозицию выставки;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
| Презентацияпроекта «Моя семья»
| 23.
| Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды.
| - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
- обсуждать необходимость экономии воды;
- выяснять опасность употребления загрязненной воды;
- практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Тесты.
Сообщения и рефераты.
| |
|
|