Главная страница

Базисный учебный план начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (п. 19. 3)



Скачать 198.55 Kb.
НазваниеБазисный учебный план начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (п. 19. 3)
Дата11.02.2016
Размер198.55 Kb.
ТипДокументы

Базисный учебный план начального общего образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (п.19.3), учебный план начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотрен­ных требованиями Стандарта к структуре основной образова­тельной программы начального общего образования, в том числе по русскому и родному языкам, литературному чтению, родной литературе, иностранному языку, математике, окружа­ющему миру, основам духовно-нравственной культуры наро­дов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Про­граммы отдельных учебных предметов, курсов » примерной основной образовательной программы начального общего образования. (Глава 5)

Часть базисного учебного плана, формируемая участ­никами образовательного процесса, обеспечивает реализа­цию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, от­водимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсут­ствует), может быть использовано: на увеличение учебных ча­сов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечива­ющих различные интересы обучающихся, в том числе этно­культурные.

В часть, формируемую участниками образовательного про­цесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность органи­зуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нрав­ственное, общеинтеллектуальное, общекультур­ное, социальное).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеуроч­ная деятельность» является неотъемлемой частью образова­тельного процесса в образовательном учреждении. Общеобра­зовательное учреждение предоставляет обучающимся воз­можность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением планируется использование учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продол­жения внеурочной деятельности будут использоваться воз­можности летнего оздоровительного лагеря «Улыбка», тематических лагер­ных смен.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их ро­дителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учеб­ные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дис­танционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учиты­вается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объ­ёмов финансирования, направляемых на реализацию основ­ной образовательной программы.

Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором от­ражаются и конкретизируются основные показатели базисно­го учебного плана:

  • состав учебных предметов;

  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;

  • максимально допустимая недельная нагрузка обучаю­щихся;

  • направления внеурочной деятельности, формы её орга­низации, а также привлекаемые для её реализации ресурсы (услуги учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, специализированных лагерей, тематических лагерных смен).


Пояснительная записка
Начальное общее образование

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края разработан на основе 1 варианта БУП, представленного в Примерной ООП ФГОС второго поколения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения в начальной школе», разработанных под руководством профессора, д.м.н. В.Р. Кучмы.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обяза­тельной части (инвариантная) и части, формируемой участниками образова­тельного процесса, включающей внеурочную деятельность (вариативная..

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех, имеющих государ­ственную аккредитацию образовательных учреждениях, реали­зующих основную образовательную программу начального об­щего образования, и учебное время, отводимое на их изуче­ние по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает со­держание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этно­культурным ценностям;

  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение самостоятельно как в организа­ции образовательного процесса, так и в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

При проведении занятий в образова­тельном учреждении по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы (в сельских школах — 20 и более человек). При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). В школе в соответствии с Уставом ОУ пятидневная учебная неделя в 1 классе, шестидневная - во 2-4 классах. Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой. Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут, во 2—4 классах — 40 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года на первой ступени об­щего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года со­ставляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в те­чение года дополнительные недельные каникулы.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:


п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности


2

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, вообра­жения, обеспечение первоначаль­ных представлений о компьютер­ной грамотности


3

Обществознание и естествознание

(Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

5

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру


6

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналити­ческой деятельности для практи­ческого решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование перво­на­­чального опыта практической преобразовательной деятельности

7

Физическая культура

Укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование первоначальных умений само­регуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.


В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время:

  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

  • на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

  • на внеурочную деятельность.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

1-2-е классы обучаются по УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г.Чураковой. а 3-4-е классы - по учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.

Часы, отведенные в начальных классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология» (Труд)» (1 час в неделю) использованы для преподавания интегрированного учебного предмета технология и художественный труд «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю) Неменского. Со 2-го класса введён самостоятельный учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» (Н.В. Матвеевой) 1 час в неделю.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта, способствует формированию здорового образа жизни. Интегрированные курсы «Окружающий мир», «Изобразительное искусство и художественный труд» обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, распределена следующим образом: во 2-4 классах - 1 час на занятие по математике ( «Занимательная математика») для развития логического математического мышления, с целью подготовки к олимпиадам; 0,5 часа - на «Основы религиозных культур и светской этики», 0,5 часа – на внеклассное чтение «Литературное Ставрополье»., 1 час на физическую культуру, 1 час на обучение информатике; во 2-3 классах -1 час на литературное чтение.


Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Учащимся предоставляется возможность выбора занятий, направленных на их всестороннее развитие (10 часов в неделю) в рамках внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Учебный план


Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов по классам

Всего

1

2

3

4

Филология

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

3

15

Иностранный язык



2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Информатика и ИКТ



1

1

1

3

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы духовно-нравственной культуры

Основы религиозных куль­тур и светской этики







0,5

0,5

Искусство и технология

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство и художественный труд

2

2

2

2

8

Физическая культура

Физическая культура

2

3

3

3

11

Объем учебной нагрузки

20

24

24

23,5

91,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

при 6-дневной учебной неделе:




1

1

1,5

3,5

Занимательная математика

__

1

1

1

3

Литературное Ставрополье







0,5

0,5

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

35

35

35

13 5





















Увеличение количества классов, перешедших на обучение по ФГОС второго поколения, дает возможность формирования межклассных групп, что особенно важно для творческих курсов (музыкальные, театральные занятия). Это расширяет круг общения учащихся, дает возможность приобрести новый коммуникативный опыт.

В УМК «Перспективная начальная школа» прослеживается тесная связь урочной и внеурочной деятельности через программы научных клубов младших школьников, программы факультативной работы, проектной исследовательской деятельности.

Ввиду того, что в 2011-2011 учебном году планируется два 1-х класса, на внеурочную деятельность отводится 20 часов.
Базисный план внеурочной деятельности


Направление

Форма организации внеурочной деятельности

Кол-во часов в неделю по классам

Всего





Спортивно-оздоровительное

(3 часа)

Разговор о правильном питании

1







Планета Здоровья

1







Подвижные игры




1




Мир танцев




1




Футбол




1




Общекультурное

Музей в твоём классе

2

2




Общеинтеллектуальное

Ключ и заря

2

2




Духовно-нравственное

Изучаем родной край

1

1




Юный патриот

1

1




В мире добра

1







Социальное

Я - волшебник

1







Чудеса аппликации




1





Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований, КВНов, школьных научных обществ, поисковых и научных исследований, проектной деятельности и т.д.


Наименование кружков и секций, курсов

Программа, автор

Формы и методы работы

Практический выход, результат

Разговор о правильном питании

Программа разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке компании Нестле, авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.)

Инсценировки, составление рассказов по картинкам, сюжетно-ролевые игры, викторины, экскурсии, проекты.

Формирование представления о важности правильного питания как составной части заботы о своем здоровье.

Подвижные игры

Авторская программа Составитель: Н.А Куприяшкина,

педагог дополнительного образования

г. Светлограда


Игры, соревнования, беседы.

Укрепление здоровья, формирование двигательного опыта Воспитание здорового образа жизни, самостоятельности в двигательной активности.

Планета здоровья

Авторская программа разработана

Козыревой С.Н., педагогом дополнительного образования

МОУ СОШ №14 имени

Ф.Г. Буклова

с. Курсавки


Игры, соревнования, беседы, тренинги, практикумы, разучивание и исполнение песен, организация подвижных игр.

Укрепление здоровья, формирование двигательного опыта Воспитание здорового образа жизни, самостоятельности в двигательной активности.


Мир танцев










Футбол










Музей в твоём классе

Программа является предметным продолжением развития речи и изобразительного итскусства.

Рассматривание картин, беседы, рисование, анализ.

Формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД и начальных представлений о языке живописи и её изобразительных возможностях.

Ключ и заря

Программа является продолжением предметной линии по русскому языку, литературному чтению.




Навыки коллективного взаимодействия, общения, развитие творческого потенциала.

Обобщать свой опыт в виде защиты проекта.

Изучаем родной край

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, художественно-танцевальных способностей. Обогащение кругозора, воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Проектная исследовательская деятельность.

Развитие общеучебных интеллектуальных навыков и умений, коммуникабельности, творчества, навыков сотрудничества.

Изучение природных и социальных объектов родного края посредством самостоятельных наблюдений и экспериментов.

Юный патриот


Авторская программа. Составители: С.С.Ковалёва, И.Н.Гвоздик, С.А.Радченко, Н.В.Ганжа

учителя начальных классов

МОУ СОШ №1 с. Александровского

Поисковая, исследовательская работа, экскурсии, лектории, проекты, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги

Освоение истоков ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.

Обобщать свой опыт в виде защиты проекта.

Я - волшебник




Интеллектуальные игры, исследование, систематизация знаний, турниры эрудитов, олимпиады.

Развитие интеллектуальных способностей, умение нестандартно мыслить, коммуникабельность.

Чудеса аппликации

Программа «Чудеса аппликации»

С.А. Болотова

Практическая и общественно-полезная деятельность, выставки, конкурсы, ярмарки.

Развитие интеллектуально-творческих способностей, инициативы, самостоятельности;

познавательной активности учащихся. Формирование творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

Успешность реализации основной образовательной программы начального общего образования зависит от четкого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности от педагогов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности.

Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Данный учебный план отражает и обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям; информационным технологиям; готовности к продолжению образования в основной школе; формирования здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях; личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.