|
Конспект урока по геометрии в 9 классе по теме «Площадь трапеции» Учителя математики моу «сош c. Большая Осиновка» Конспект урока по геометрии в 9 классе
по теме «Площадь трапеции»
Учителя математики МОУ «СОШ c. Большая Осиновка»
Фоминой Екатерины Александровны
I.Образовательные цели урока:
1.Ввести формулу площади трапеции;
2.Закрепить навыки её использования с помощью задач;
II .Развивающие цели урока :
3.Развитие у детей умения обобщать, логически мыслить, применять в своих рассуждениях аналогию, наблюдение ,рационально применять свои знания;
III.Воспитательные цели урока:
4.Воспитание интереса к математике с помощью элементов занимательности ,
знакомства с историей возникновения понятия «площадь» Наглядные пособия к уроку: демонстрационная таблица «Площадь трапеции», мел, циркуль , линейка, раздаточные карточки, слайды из презентации к уроку.
Содержание урока:
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Проверка домашнего задания проводится с помощью самостоятельной работы, содержащей задачи , подобные заданным на дом. Взаимопроверка по «ключу».
1 вариант
1.В треугольнике АВС АВ=5см; АС=10см;<А=45°Найдите площадь треугольника АВС.
А)50 см2 ; б) 25 см2 ; в) 2
2.В треугольнике АВС а=13см; в=14см ;с=15см. Найдите площадь треугольника АВС.
А)42 см2 ; б)162 см2 ; в)84см2 .
3.Найдите в прямоугольном треугольнике ( А)4,2см ; б)2,4 см ; в)1,2см
2 вариант
1.В треугольнике АВС АВ=10см; АС=12см;<А=60°Найдите площадь треугольника АВС.
А)120 см2 ; б) 30см2 ; в) 30 см 2
2.В треугольнике АВС а=51см; в=52см ;с=53см. Найдите площадь треугольника АВС.
А)234 см2 ; б)1170 см2 ; в)90 см2 .
3.Найдите в прямоугольном треугольнике ( А)9,6см ; б)4,8 см ; в)2,4см Ответы :
1 вариант
| 2 вариант
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
| в
| в
| б
| в
| б
| б
|
II .ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Актуализация опорных знаний.
Вопросы классу:1. Дайте определение трапеции;
2.В чём заключается свойство средней линии трапеции ?;
3.Что называют высотой трапеции?
Проблемная ситуация: Найдите площадь трапеции ,представленной на рисунке:

Возможное предложение решения №1: №2: 

Возможные предложения детей:1.S =S +SАКМВ +SВМД (найти не представляется возможным)
2.SАВДС =SАВС +SСВД= 6•7• +6•5• = •6.
Затем появляется у учащихся в тетрадях запись темы урока: « Площадь трапеции»
Теорема доказывается в соответствии с материалом учебника (площадь трапеции выражается через сумму площадей треугольников, аналогично способу, предложенному в задаче)
М ожно показать ещё один способ: В данном случае площадь трапеции разбивается на сумму площадей параллелограмма и треугольника с общей высотой
SАВСД = SАВR+SDRВС =
= (b-a)∙h +a·h = ( bh-ah ) + a h =
= · h
Ш.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: 1.В трапеции АВСД (ВС║АД) ВС=10см ;АД= 2дм; Высота5см.Найдите площадь трапеции.
( Решают устно по готовому чертежу: Sтрап. = h = =75см2)
2.Средняя линия трапеции равна 10 см , а высота 5см. Найдите площадь трапеции.
( Решение на доске: Sтрап. = h = 10∙5= 50см2
3.Решение задач по готовым чертежам: (решают устно в парах , записи проводят на черновиках) 1.

2.

3.

Ответы к задачам по готовым чертежам:
1.Sтрап. =(10+6)∙4: 2 = 32(ед2)( высота равна половине гипотенузы из прямоугольного треугольника с углом 30 )
2.найдём сначала высоту: противолежащий катет равен произведению гипотенузы и синуса угла в 45 , т.е.4· =2 , Sтрап.=(5+4 )∙ : 2=5 (ед2)
3.Найдём высоту по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника h =
= ; Sтрап.=(8+14) : 2·4=44(ед2) IV.Об истории понятия площади.(Сообщение делают ученики)
1.«Начальные геометрические сведения дошли до нас из глубокой древности. Первоначальные геометрические знания были получены опытным путём. А получение новых геометрических фактов при помощи рассуждений – доказательств началось с древнегреческого учёного Фалеса (6 век до нашей эры). Он установил свойства равнобедренного треугольника, свойства вертикальных углов, угла, опирающегося на диаметр окружности и т. д. Пифагор, соотечественник Фалеса и живший с ним в одном и том же веке, доказал знаменитое свойство гипотенузы прямоугольного треугольника.
В 4 веке до н.э. жили и создавали геометрическую науку Евдокс и Теэтет.В 3 веке до н.э. древнегреческий учёный Евклид написал знаменитую книгу «Начала». В этой книге Евклид систематизировал накопленные к тому времени геометрические знания и попытался дать законченное аксиоматическое изложение этой науки. Написан этот труд был настолько замечательно , что в течение 2000 лет по всему миру преподавание велось либо по переводам , либо по незначительно переработанным книгам Евклида.
О самом ученом сохранились очень скудные сведения. До наших времён дошли лишь сведения о том, что он преподавал в Александрии , столице царя Птолемея, который царствовал с 306 по 283 год до н.э.
Формулы для вычисления площадей земельных участков, имеющих формы прямоугольников, треугольников , трапеций приведены в клинописных таблицах Древнего Вавилона , относящихся к 2000 году до н.э.. И , если вести хотя бы приближённый учёт времени возникновения понятия площади , то получится более 4000 лет.
2.Об измерении площадей в России.
Рукописи, дошедшие до нас из глубины веков, говорят о том , что уровень знаний науки «геометрии» на Руси до начала 16 века был невысок.
Так известно , что в 1551 году царь Иван IV решил впервые послать «смерить государство».Вероятно было известно по каким правилам надо было проводить измерения земельных угодий государства Российского и имелись люди , знающие геометрию. Но, первая книга , где излагаются правила измерения площадей , была книга «сошного письма», относящаяся к 1629 году. В те далёкие времена также , как и мы в настоящее время ,измеряемые участки сложной формы разбивали на более простые- на треугольники , прямоугольники, квадраты , трапеции. Площадь прямоугольника , квадрата измеряли верно, а вот площади треугольника , трапеции вычисляли с ошибками. Так , площадь треугольника измеряли как половину от произведения меньшей стороны на большую, а площадь равнобедренной трапеции принималась равной произведению полусуммы оснований на длину боковой стороны.
В Старинных русских рукописях содержатся ошибки в способах измерения площадей, также там утверждалось , что фигуры с равными периметрами замыкают равные площади, что тоже неверно. А может быть в рукописях допущены ошибки переписчиками?.
И всё же трудно верить в невысокий уровень знаний геометрии на Руси, когда в 1553-1560 годах при Иване Грозном выстроен собор Василия Блаженного «мастерами каменных дел Посником , Яковлевым и Бармой. Невозможно представить себе , что создание такого архитектурного шедевра могло обойтись без широких геометрических знаний.
Конечно, трудно поверить , но до конца XVвека в России математические книги были запрещены как «богомерзостные» .
И только в 1701 году Пётр I основал в Москве школу «Математических и навигатских наук» , где впервые были введены арифметика , алгебра , геометрия и тригонометрия, и вскоре были переведены на русский язык и изданы «начала» Евклида под редакцией англичанина Форварсьна.
V.Формула Герона для равнобедренной трапеции.( сообщение делает либо учитель , либо хорошо подготовленный ученик)
Для треугольника справедлива формула Герона:
S= , где p –полупериметр треугольника, a,b,с – стороны треугольника. Интересна попытка индийского учёного Брамагупты (595-660г.г.)получить подобную формулу для измерения площади четырёхугольника. Если мы обозначим площадь четырёхугольника через S, p- его полупериметр ,a, b.с- стороны,то S трап.=
Формула Брамагупты верна для прямоугольника . Тогда как b=d,a=c, то получим
S= 2 =(p-a) (p-b), но p-a=b,p-b=a, следовательно S=a .
Формула Брамагупты остаётся верной и для равнобокой трапеции:
 В самом деле :S= так как a=c, то S= =(p-a) .
Доказательство: S=(p-a) = =
=(p-a) . По условию боковые стороны равны , следовательно , имеем из прямоугольного треугольника h= , а это означает , что S=(p-a) = = =
V.Практическая работа(выполняется в парах)
1. В тетради соседа по парте начертить трапецию, обменять тетради.
2.Выполнить необходимые измерения и по формуле найти площадь трапеции,
3. Выполнить взаимопроверку в парах.
4.По заранее заготовленным учителем моделям трапеции выполнить необходимые измерения и вычислить её площадь.
VI.Работа с учебником
Решение задач : №40 и №39
№40 Решение задачи полностью приведено в учебнике на странице221.
Решить её удоски.
№39.(решение выполняется учащимся у доски)

Дано: АВСД- равнобокая трапеция , АД= 44см, СД=17см,АС=39см, АС-диагональ
Найти: SABCD
Решение:
SABCD=
Высоту CF найдём из площади треугольника АСД, SACD= = =330см2
h=CF= = =15см2
По условию трапеция равнобедренная ВС=АС-2FD=44-2 =28см.
FDнайдём из прямоугольного треугольникаCFD: FD= =
SABCD= =
Можно предложить вторым способом по формуле Брахмагупта: p= ,S= =
=36 =540cм2 VII.Подведение итога урока:
1.Как находится площадь трапеции?
2.Можно ли её применить для площади параллелограмма, для площади треугольника, для площади квадрата?
VIII.Домашнее задание:
Задачи №37, №38 , п.126.
IX.Математический софизм :64=65! |
|
|