№
| Дата проведения
| Наименование раздела,
темы урока
| Кол-во
часов
| Виды учебной деятельности
| Требования к результату
| Виды контроля
| Литература
оборудование
|
1
| 3.09
| Книга в духовной жизни человека.
| 1
| Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации
| Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников.
| текущий
| С.3-5
|
ИЗ МИФОЛОГИИ
|
2
| 4.09
| Античный миф. «Рождение Зевса»
| 1
| Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей.
| Формирование навыков работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 6-8
|
3
| 5.09
| Античный миф. «Олимп».
| 1
| Сообщения, работа с таблицей, с иллюстрациями, беседа
| Знакомство с героями мифа, выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём. Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся. Воспитание интереса к мировой истории и культуре.
| текущий
| С. 8-11
|
4
| 10.09
| Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».
| 1
| Сообщения, составление плана ,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы.
| Выявление ключевых событий легенды об Одиссее, литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н. А. Куна; значение образа героя для мировой художественной литературы.
| Текущий
| С. 14-19
|
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
|
5.
| 11.09
| Устное народное творчество, его основные виды. Загадки.
| 1
| Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок
| Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения. Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.
| текущий
| С. 20-22
|
6.
| 12.09
| Пословицы и поговорки.
| 1
| Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа
| Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля. Воспитание интереса к фольклору, формирование представлений об особенностях народного мировосприятия.
| итоговый
| С. 23-28
|
7.
| 17.09
| Литературная игра по пословицам и поговоркам
| 1
| Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций
| Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословицах и поговорках. Формирование навыков работы с учебником, умений применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.
| текущий
|
|
8.
| 18.09
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка «Царевна – лягушка».
| 1
| Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования
композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями
| Выявление основной идеи сказки. Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
| текущий
| С. 28-41
|
9
| 19.09
| Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.
| 1
| Беседа, исследовательская
работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций
| Выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки. Воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
| текущий
| С. 42-45
|
10
| 24.09
| Сказки народов России. «Падчерица».
| 1
| Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям
| Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки.
| текущий
| С. 48-53
|
11 - 12
| 25.09
26.09
| Особенности волшебной сказки.
Проверочный тест по сказкам
| 2
| Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения
| Выявление особенностей волшебной сказки, знакомство с творчеством знаменитых сказочников.
| итоговый
| Заполнение таблицы
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
13
| 1.10
| Из «Повести временных лет» «Расселение славян»
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть
| Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство. Воспитание интереса к отечественной истории.
| текущий
| С. 54-56
|
14
| 2.10
| «Кий, Щек, Хорив»,«Хазары»
| 1
| Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи
| Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы. Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси.
| текущий
| С. 57-59
|
БАСНИ НАРОДОВ МИРА
|
15
| 3.10
| Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»
| 1
| Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся
| Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества.
| текущий
| С. 62-64
|
РУССКАЯ БАСНЯ
|
16
| 8.10
| Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».
| 1
| Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа
| Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 64-65
|
17
| 9.10
| Русские баснописцы XVIII века.
Басни «Ворон и Лиса», «Ворона и Лиса».
| 1
| Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование
| Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 66-67
|
18
| 10.10
| М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
| 1
| Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся
| Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.
| текущий
| С. 68-70
|
19
| 15.10
| Басни И. А. Крылова
| 1
| Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся
| Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 71-74, 73-74 наизусть
|
20
| 16.10
| «В литературной гостиной». Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова.
| 1
| Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.
| Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова.
| текущий
|
|
21
| 17.10
| Русская басня XX века.
| 1
| Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа
| Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова, выявление морали басен, а также связи сюжетов басен Михалкова и Крылова.
| текущий
| С. 81-83
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
|
22
| 22.10
| Детство и детские впечатления А. С. Пушкина.
| 1
| Работа с учебником, комментарии к портретам А. С. Пушкина и его родных, беседа
| Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина.
| текущий
| С. 84-90
|
23
| 23.10
| А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике
| Знакомство с фактами биографии А. Р. Яковлевой, определение её роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне». Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 90-92, 92 наизусть
|
24
| 24.10
| А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
| 1
| Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа
| Выявления народной основы сказки А. С. Пушкина, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 96-108
|
25
| 29.10
| Сопоставление сказок «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Спящая царевна».
| 1
| Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником
| Выявление идем сказки, роли художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной сказки и литературной. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 115-124
|
26
| 30.10
| Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ
| Выявление сказочных сюжетов, нашедших отражение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определение функции художественно-изобразительных средств в повествовании; авторской позиции. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 124-126 наизусть
|
27
| 31.10
| Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».
| 1
| Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником
| Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 130-132
|
28
29
| 12.11
13.11
| (Поэзия XIX века о родной природе).
| 2
| Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений
| Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям.
| текущий
| С. 133-136
С. 137-140, наизусть любое
|
30
| 14.11
| М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы
| Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству поэта
| текущий
| С. 141-143
|
31
| 19.11
| История создания стихотворения «Бородино».
| 1
| Сообщения учителя и учащихся; заполнение таблицы, подводящей итоги работы на уроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация, лексическая работа
| Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значения Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 г. Формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 г. Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.
| текущий
| С. 145-147
|
32
| 20.11
| Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
| 1
| Лексическая работа, работа с учебником, с терминами,
устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом
| Выявление художественной идеи стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины. Воспитание патриотических чувств.
| текущий
| С. 148-151
|
33
34
| 21.11
26.11
| Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».
| 2
| Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, сценария фильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова, беседа, конструирование начала и финала сочинения
| Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.
| итоговый
| С. 152-154
|