№
 
  |    Дата проведения
  |    Наименование раздела,
  темы урока
  |    Кол-во
  часов
  |    Виды учебной деятельности
  |    Требования к результату
  |    Виды контроля
  |    Литература
  оборудование
  |  
    1
  |    3.09
  |    Книга в духовной жизни человека.
  |    1
  |    Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации
  |    Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников.
  |    текущий
  |    С.3-5
  |  
    ИЗ МИФОЛОГИИ
  |  
    2
  |    4.09
  |    Античный миф. «Рождение Зевса»
  |    1
  |    Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей.
  |    Формирование навыков работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
  |    текущий
  |    С. 6-8
  |  
    3
  |    5.09
  |    Античный миф. «Олимп».
  |    1
  |    Сообщения, работа с таблицей, с иллюстрациями, беседа
  |    Знакомство с героями мифа, выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём. Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся. Воспитание интереса к мировой истории и культуре.
  |    текущий
  |    С. 8-11
  |  
    4
 
  |    10.09
  |    Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». 
  |    1
 
  |    Сообщения, составление плана ,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы.
  |    Выявление ключевых событий легенды об Одиссее, литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н. А. Куна; значение образа героя для мировой художественной литературы. 
  |    Текущий
 
  |    С. 14-19
  |  
    ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
  |  
    5.
  |    11.09
  |    Устное народное творчество, его основные виды. Загадки.
  |    1
 
  |    Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок
  |    Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения. Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.
  |    текущий
  |    С. 20-22
  |  
    6.
  |    12.09
  |    Пословицы и поговорки.
  |    1
  |    Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа
  |    Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля. Воспитание интереса к фольклору, формирование представлений об особенностях народного мировосприятия.
  |    итоговый
  |    С. 23-28
  |  
    7.
 
  |    17.09
  |    Литературная игра по пословицам и поговоркам
  |    1
 
  |    Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций
  |    Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословицах и поговорках. Формирование навыков работы с учебником, умений применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.
  |    текущий
  |   
 
 
  |  
    8.
  |    18.09
  |    Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка «Царевна – лягушка». 
  |    1
  |    Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования
  композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями
  |    Выявление основной идеи сказки. Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях. 
  |    текущий
  |    С. 28-41
  |  
    9
  |    19.09
  |    Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.
  |    1
  |    Беседа, исследовательская
  работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций
  |    Выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки. Воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся. 
  |    текущий
  |    С. 42-45
  |  
    10
  |    24.09
  |    Сказки народов России. «Падчерица».
  |    1
  |    Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям
  |    Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки. 
  |    текущий
  |    С. 48-53
  |  
    11 - 12
  |    25.09
  26.09
  |    Особенности волшебной сказки. 
  Проверочный тест по сказкам
  |    2
 
  |    Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения
  |    Выявление особенностей волшебной сказки, знакомство с творчеством знаменитых сказочников. 
  |    итоговый
  |    Заполнение таблицы
  |  
    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  |  
    13
  |    1.10
  |    Из «Повести временных лет» «Расселение славян»
  |    1
  |    Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть
  |    Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство. Воспитание интереса к отечественной истории.
  |    текущий
  |    С. 54-56
  |  
    14
  |    2.10
  |    «Кий, Щек, Хорив»,«Хазары»
  |    1
  |    Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи
  |    Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы. Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси.
 
  |    текущий
  |    С. 57-59
  |  
    БАСНИ НАРОДОВ МИРА
  |  
    15
  |    3.10
  |    Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»
  |    1
  |    Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся
  |    Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества. 
 
  |    текущий
  |    С. 62-64
  |  
    РУССКАЯ БАСНЯ
  |  
    16
 
  |    8.10
  |    Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».
  |    1
 
  |    Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа
  |    Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена. Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 64-65
  |  
    17
  |    9.10
  |    Русские баснописцы XVIII века. 
  Басни «Ворон и Лиса», «Ворона и Лиса». 
  |    1
  |    Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование
  |    Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 66-67
  |  
    18
  |    10.10
  |    М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
  |    1
  |    Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся
  |    Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.
  |    текущий
  |    С. 68-70
  |  
    19
  |    15.10
  |    Басни И. А. Крылова
  |    1
 
  |    Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся
  |    Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 71-74, 73-74 наизусть 
  |  
    20
 
  |    16.10
  |    «В литературной гостиной». Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова.
  |    1
  |    Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.
  |    Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова. 
  |    текущий
  |   
 
 
  |  
    21
 
  |    17.10
  |    Русская басня XX века.
  |    1
 
  |    Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа
  |    Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова, выявление морали басен, а также связи сюжетов басен Михалкова и Крылова. 
  |    текущий
  |    С. 81-83
  |  
    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
  |  
    22
 
  |    22.10
  |    Детство и детские впечатления А. С. Пушкина. 
  |    1
  |    Работа с учебником, комментарии к портретам А. С. Пушкина и его родных, беседа
  |    Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина.
  |    текущий
  |    С. 84-90
  |  
    23
 
  |    23.10
  |    А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».
  |    1
  |    Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике
  |    Знакомство с фактами биографии А. Р. Яковлевой, определение её роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне». Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 90-92, 92 наизусть
  |  
    24
  |    24.10
  |    А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». 
  |    1
  |    Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа
  |    Выявления народной основы сказки А. С. Пушкина, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке. Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 96-108
  |  
    25
 
  |    29.10
  |    Сопоставление сказок «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Спящая царевна».
  |    1
  |    Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником
  |    Выявление идем сказки, роли художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной сказки и литературной. Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 115-124
  |  
    26
  |    30.10
  |    Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). 
  |    1
  |    Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ
  |    Выявление сказочных сюжетов, нашедших отражение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определение функции художественно-изобразительных средств в повествовании; авторской позиции. Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 124-126 наизусть
  |  
    27
  |    31.10
  |    Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».
  |    1
  |    Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником
  |    Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя. Формирование нравственно-эстетических представлений.
  |    текущий
  |    С. 130-132
  |  
    28
  29
  |    12.11
  13.11
  |    (Поэзия XIX века о родной природе).
  |    2
  |    Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений
  |    Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям.
  |    текущий
  |    С. 133-136
  С. 137-140, наизусть любое
  |  
    30
  |    14.11
  |    М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.
  |    1
  |    Сообщения учителя и учащихся, работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы
  |    Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству поэта
  |    текущий
  |    С. 141-143
  |  
    31
  |    19.11
  |    История создания стихотворения «Бородино». 
  |    1
  |    Сообщения учителя и учащихся; заполнение таблицы, подводящей итоги работы на уроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация, лексическая работа
 
  |    Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значения Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 г. Формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 г. Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.
  |    текущий
  |    С. 145-147
  |  
    32
  |    20.11
  |    Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
  |    1
  |    Лексическая работа, работа с учебником, с терминами,
  устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом
  |    Выявление художественной идеи стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины. Воспитание патриотических чувств.
  |    текущий
  |    С. 148-151
  |  
    33
  34
  |    21.11
  26.11
  |    Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».
  |    2
  |    Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, сценария фильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова, беседа, конструирование начала и финала сочинения
  |    Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.
  |    итоговый
  |    С. 152-154
  |