Главная страница

Учебник для 5 класса общеобр учреждений: в 2 ч./авт сост. Меркин Г. С. 2 изд. М.: Ооо «Русское слово учебник»



НазваниеУчебник для 5 класса общеобр учреждений: в 2 ч./авт сост. Меркин Г. С. 2 изд. М.: Ооо «Русское слово учебник»
страница3/6
Дата06.03.2016
Размер0.96 Mb.
ТипУчебник
1   2   3   4   5   6

Календарно – тематическое планирование

Литература 5 класс





Дата проведения

Наименование раздела,

темы урока

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Литература

оборудование

1

3.09

Книга в духовной жизни человека.

1

Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации

Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников.

текущий

С.3-5

ИЗ МИФОЛОГИИ

2

4.09

Античный миф. «Рождение Зевса»

1

Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей.

Формирование навыков работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 6-8

3

5.09

Античный миф. «Олимп».

1

Сообщения, работа с таблицей, с иллюстрациями, беседа

Знакомство с героями мифа, выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём. Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся. Воспитание интереса к мировой истории и культуре.

текущий

С. 8-11

4


10.09

Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1


Сообщения, составление плана ,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы.

Выявление ключевых событий легенды об Одиссее, литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н. А. Куна; значение образа героя для мировой художественной литературы.

Текущий


С. 14-19

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

5.

11.09

Устное народное творчество, его основные виды. Загадки.

1


Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок

Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения. Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

текущий

С. 20-22

6.

12.09

Пословицы и поговорки.

1

Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа

Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля. Воспитание интереса к фольклору, формирование представлений об особенностях народного мировосприятия.

итоговый

С. 23-28

7.


17.09

Литературная игра по пословицам и поговоркам

1


Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций

Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословицах и поговорках. Формирование навыков работы с учебником, умений применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.

текущий




8.

18.09

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка «Царевна – лягушка».

1

Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования

композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями

Выявление основной идеи сказки. Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.

текущий

С. 28-41

9

19.09

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

1

Беседа, исследовательская

работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций

Выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки. Воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

текущий

С. 42-45

10

24.09

Сказки народов России. «Падчерица».

1

Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям

Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки.

текущий

С. 48-53

11 - 12

25.09

26.09

Особенности волшебной сказки.

Проверочный тест по сказкам

2


Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения

Выявление особенностей волшебной сказки, знакомство с творчеством знаменитых сказочников.

итоговый

Заполнение таблицы

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13

1.10

Из «Повести временных лет» «Расселение славян»

1

Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство. Воспитание интереса к отечественной истории.

текущий

С. 54-56

14

2.10

«Кий, Щек, Хорив»,«Хазары»

1

Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи

Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы. Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси.


текущий

С. 57-59

БАСНИ НАРОДОВ МИРА

15

3.10

Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»

1

Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся

Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества.


текущий

С. 62-64

РУССКАЯ БАСНЯ

16


8.10

Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».

1


Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа

Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 64-65

17

9.10

Русские баснописцы XVIII века.

Басни «Ворон и Лиса», «Ворона и Лиса».

1

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование

Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 66-67

18

10.10

М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

1

Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.

текущий

С. 68-70

19

15.10

Басни И. А. Крылова

1


Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 71-74, 73-74 наизусть

20


16.10

«В литературной гостиной». Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова.

1

Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова.

текущий




21


17.10

Русская басня XX века.

1


Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа

Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова, выявление морали басен, а также связи сюжетов басен Михалкова и Крылова.

текущий

С. 81-83

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

22


22.10

Детство и детские впечатления А. С. Пушкина.

1

Работа с учебником, комментарии к портретам А. С. Пушкина и его родных, беседа

Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина.

текущий

С. 84-90

23


23.10

А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

1

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике

Знакомство с фактами биографии А. Р. Яковлевой, определение её роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне». Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 90-92, 92 наизусть

24

24.10

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1

Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа

Выявления народной основы сказки А. С. Пушкина, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 96-108

25


29.10

Сопоставление сказок «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Спящая царевна».

1

Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником

Выявление идем сказки, роли художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной сказки и литературной. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 115-124

26

30.10

Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ

Выявление сказочных сюжетов, нашедших отражение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определение функции художественно-изобразительных средств в повествовании; авторской позиции. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 124-126 наизусть

27

31.10

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

1

Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником

Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 130-132

28

29

12.11

13.11

(Поэзия XIX века о родной природе).

2

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений

Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям.

текущий

С. 133-136

С. 137-140, наизусть любое

30

14.11

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы

Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству поэта

текущий

С. 141-143

31

19.11

История создания стихотворения «Бородино».

1

Сообщения учителя и учащихся; заполнение таблицы, подводящей итоги работы на уроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация, лексическая работа


Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значения Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 г. Формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 г. Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.

текущий

С. 145-147

32

20.11

Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

1

Лексическая работа, работа с учебником, с терминами,

устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом

Выявление художественной идеи стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины. Воспитание патриотических чувств.

текущий

С. 148-151

33

34

21.11

26.11

Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».

2

Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, сценария фильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова, беседа, конструирование начала и финала сочинения

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

итоговый

С. 152-154
1   2   3   4   5   6