Главная страница

Учебник для 5 класса общеобр учреждений: в 2 ч./авт сост. Меркин Г. С. 2 изд. М.: Ооо «Русское слово учебник»



НазваниеУчебник для 5 класса общеобр учреждений: в 2 ч./авт сост. Меркин Г. С. 2 изд. М.: Ооо «Русское слово учебник»
страница4/6
Дата06.03.2016
Размер0.96 Mb.
ТипУчебник
1   2   3   4   5   6

35

27.11

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести

Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшим влияние на становление творческой личности писателя; выявление первоначальных представлений о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя.

текущий

С. 160-171

36

28.11

Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и иллюстрациями, лексическая работа

Выявление исторической основы. Фольклорных источников и мотивов повести; формирование представлений об образе рассказчика, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей.

текущий

С. 171-180

37

3.12

Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова

Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести.

текущий

С. 181-185

38

4.12

Детство И. С. Тургенева. История создания рассказа «Муму».

1

Сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, беседа

Знакомство с фактами биографии И. С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; определение роли Спасско-Лутовинова в творческой биографии писателя; выявление прототипов рассказа «Муму», первоначальных впечатлений от рассказа.

текущий

С. 198-210

39

5.12

«Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим».

1

Художественный пересказ, лексическая работа, работа с иллюстрациями, беседа

Выявление особенностей характера героя, проявляющихся в отношении к крестьянскому труду, обязанностям на службе у барыни, взаимоотношениях с дворовыми людьми; авторской позиции, проявляющейся как в прямых оценках, так и в сравнениях.

текущий

С. 216-229

40

10.12

Герасим и его окружение.

1

Составление письменного

рассказа о героях, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями

Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 237-250

41

11.12

Герасим и Муму. Два решения.

1

Сообщения учащихся, выразительное чтение,

работа с иллюстрациями, лексическая работа

Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявление отношения автора к барыне и барскому окружению, постижение глубины и содержательности чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой натуры нравам господских прихвостней; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности.

текущий

С. 251-253

42

43

12.12

17.12

Классное сочинение. Анализ эпизода.

2

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения

Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.

итоговый

Подготовка к сочинению

44

45

46

18.12

19.12

24.12

Образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.

3

Сообщения учителя и учащихся. Составление плаката-цитаты, выразительное чтение, лексическая работа

Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык»; роли образно-выразительных средств в стихотворениях. Формирование нравственно-эстетических представлений.

текущий

С. 254-255

С. 256-258

С. 260-261

47

25.12

Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

1

Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, выразительное чтение, заочная экскурсия (слайдовая презентация)

Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. А. Некрасова, формирование гуманистического мировоззрения.

текущий

С. 262-263

48

26.12

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».

1

Сообщение учителя, лексическая работа, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа

Знакомство с творческой историей стихотворения; выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведения.

текущий

Отрывок наизусть

49

14.01

Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия.

1

Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями и таблицей, исследовательская работа с текстом, беседа

Выявление активной гражданской позиции автора стихотворения. Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

текущий

С. 265-267

50

15.01

«Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение «Тройка» Н. А. Некрасов).

1

Выразительное чтение, работа с репродукцией картины И. Глазунова, сообщение учителя, прослушивание романса «Тройка», работа с учебником, беседа

Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представлений о строфе. Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

Отрывок наизусть

51

16.01

Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».

1




Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявление историко-литературной основы рассказа, первоначальных впечатлений о прочитанном. Воспитание интереса к жизни и творчеству Л. Н. Толстого.

текущий

С. 276-278

52

21.01

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

Сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, работа с репродукциями, беседа, сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.

Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев, особенностей взаимоотношений Жилина и горцев, языка произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения.

текущий

С. 278-286

53

22.01

Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом

Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения.

текущий

С. 287-294

54

55

23.01

28.01

Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

2

Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями

Обобщение и систематизация полученных знаний, выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости.

итоговый

Подготовка к сочинению

56

29.01

Анализ письменных работ.

1

Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя




текущий




57

30.01

Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.

1

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с изобразительным матери алом, слайдовая презентация

Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявление роли книги в жизни А. П. Чехова, значение его просветительской деятельности. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. П. Чехова.

текущий

С. 311-317

58

4.02

Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».

1

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа

Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции, жанровых особенностей рассказа.

текущий

С. 317-321

59

5.02

Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли»

1

Выразительное чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа

Определение темы; осмысление авторской позиции жанровых особенностей рассказа; выявление художественных особенностей произведения.

текущий

Работа с таблицей

60

61

6.02

11.02

Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни»

2

Работа с учебником, составление устного рассказа о смешном случае из жизни, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения

Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов А. П. Чехова. Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся.

итоговый

Устно

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

62

12.02

Детские и юношеские годы И. А. Бунина.

1

Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей И. А. Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация

Знакомство с некоторыми фактами биографии И. Бунина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству И. Бунина.

текущий

С. 3-5

63

13.02

Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».

1

Выразительное чтение, работа с репродукцией картины Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

Выявление художественной идеи стихотворения. Воспитание нравственно-эстетических представлений у учащихся.

текущий

С. 6-7

64

18.02

Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

1

Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа

Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа.

текущий

С. 8-11, вопросы

65

19.02

Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

1

Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

Выявление художественной идеи рассказа. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся

текущий

С. 12-14

66

20.02

Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

1

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей писателя, комментарии к портретам и фотографиям писателя, письменный ответ на вопрос, обсуждение записей по ходу урока (работа с рефлексивной таблицей)

Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения, определения творческих интересов писателя. Воспитание интереса к творчеству Л. Н. Андреева.

текущий

С. 18-24

67

25.02

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

Сообщение учителя, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией, выразительное чтение фрагмента книги В. А. Гиляровского

Знакомство с прототипом рассказа, воссоздание особенностей жизни города, выявление её пагубного влияния на души людей. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 25-30

68

26.02

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа

1

Выразительное чтение, беседа, создание иллюстраций к эпизоду, исследовательская работа с текстом

Выявление смысла противопоставлений жестокой и грязной жизни города и одухотворенного бытия природы; формирование представлений об авторской позиции. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 30-36 вопросы

69

27.02

А.И. Куприн.

Краткие сведения о писателе.

1

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение фрагмента статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова», работа с фотографией писателя, беседа, письменный ответ на вопрос

Знакомство с некоторыми фактами биографии А. И. Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. И. Куприна.

текущий

С. 37-38

70

4.03

А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)

1

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, создание иллюстраций к прочитанному, беседа

Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 39-45, вопросы

71

5.03

А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация

Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Блока, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Блока.

текущий

С. 46-51

72

6.03

Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»

1

Выразительное чтение, создание иллюстраций, работа с репродукциями, сообщения учащихся, беседа

Выявление объединяющего начала стихотворений А. Блока. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 52-55

73

11.03

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация, письменный ответ на вопрос учебника

Знакомство с некоторыми фактами биографии С. Есенина, оказавшими влияние на процесс формирования творческой личности поэта; выявление роли книги, общения с природой в его судьбе.

текущий

С. 56-61

74

12.03

Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»

1

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, слайдовая презентация

Выявление художественной идеи стихотворения С. А. Есенина. Воспитание любви к родине и родной природе.

текущий

С. 62

75

13.03

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, беседа, исследовательская работа с текстом

Выявление особенностей мировосприятия поэта, поэтической манеры С. А. Есенина. Воспитание любви к родной природе.

текущий

С. 63-66

76

18.03

А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.

1

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с рефлексивной таблицей

Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Платонова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Платонова.

текущий

С. 67-68

77

19.03

А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире)

1

Составление цитатного плана, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.

текущий

С. 69-75

78

20.03

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

1

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником

Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 76-80

79

1.04

Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа

Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству П. П. Бажова.

текущий

С. 81-84

80

2.04

Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».

1

Составление цитатного плана, лексическая работа, рассказ о событиях от лица участника, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение

Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренне силы. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 85-90

81

82

3.04

8.04


П. П. Бажов «Каменный цветок».

Приемы создания художественного образа.

2

Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение

Выявление художественной идеи сказа, отличий сказа от сказки осмысление, приемов создания художественного образа.

текущий

С. 91-100

С. 101-111

83

9.04

Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе.

1

Сообщение учителя, составление комментариев к книжной выставке, создание иллюстраций к произведениям Н. Носова, составление художественного пересказа произведений Н. Носова, викторина

Знакомство с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова; актуализация читательского опыта учащихся, выявление их читательских предпочтений. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. Н. Носова.

текущий

с. 112-113

84

10.04

Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».

1

Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение по ролям, сообщение о картине В. Г. Перова «Охотники на привале», беседа, составление описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

С. 114-118

85

15.04

В. П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе.

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа

Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева.

текущий

Биография писателя

86

16.04

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

Сообщения учителя и учащихся, пересказ, беседа, лексическая работа по тексту, составление комментария

Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу.

текущий

Рассказ «Васюткино озеро»

87

17.04

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

1

Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении бережного и внимательного отношения к природе. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.

текущий

Рассказ «Васюткино озеро»

88

89

22.04

23.04

Р. Р. По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

2

Лексическая работа, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя

Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов В. П. Астафьева. Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся.

итоговый

Рассказ «Васюткино озеро»

90

24.04

Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

1

Рассказ о Е. Носове, выразительное чтение, пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, письменный ответ на вопрос

Знакомство с некоторыми фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Выявление художественной идеи рассказа. Воспитание интереса к творчеству Е. И. Носова.


текущий

С. 119-128
1   2   3   4   5   6