|
35
| 27.11
| Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести
| Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшим влияние на становление творческой личности писателя; выявление первоначальных представлений о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя.
| текущий
| С. 160-171
|
36
| 28.11
| Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
| 1
| Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и иллюстрациями, лексическая работа
| Выявление исторической основы. Фольклорных источников и мотивов повести; формирование представлений об образе рассказчика, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей.
| текущий
| С. 171-180
|
37
| 3.12
| Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
| 1
| Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова
| Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести.
| текущий
| С. 181-185
|
38
| 4.12
| Детство И. С. Тургенева. История создания рассказа «Муму».
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, беседа
| Знакомство с фактами биографии И. С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; определение роли Спасско-Лутовинова в творческой биографии писателя; выявление прототипов рассказа «Муму», первоначальных впечатлений от рассказа.
| текущий
| С. 198-210
|
39
| 5.12
| «Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим».
| 1
| Художественный пересказ, лексическая работа, работа с иллюстрациями, беседа
| Выявление особенностей характера героя, проявляющихся в отношении к крестьянскому труду, обязанностям на службе у барыни, взаимоотношениях с дворовыми людьми; авторской позиции, проявляющейся как в прямых оценках, так и в сравнениях.
| текущий
| С. 216-229
|
40
| 10.12
| Герасим и его окружение.
| 1
| Составление письменного
рассказа о героях, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями
| Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 237-250
|
41
| 11.12
| Герасим и Муму. Два решения.
| 1
| Сообщения учащихся, выразительное чтение,
работа с иллюстрациями, лексическая работа
| Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявление отношения автора к барыне и барскому окружению, постижение глубины и содержательности чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой натуры нравам господских прихвостней; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности.
| текущий
| С. 251-253
|
42
43
| 12.12
17.12
| Классное сочинение. Анализ эпизода.
| 2
| Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения
| Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| итоговый
| Подготовка к сочинению
|
44
45
46
| 18.12
19.12
24.12
| Образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.
| 3
| Сообщения учителя и учащихся. Составление плаката-цитаты, выразительное чтение, лексическая работа
| Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык»; роли образно-выразительных средств в стихотворениях. Формирование нравственно-эстетических представлений.
| текущий
| С. 254-255
С. 256-258
С. 260-261
|
47
| 25.12
| Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.
| 1
| Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, выразительное чтение, заочная экскурсия (слайдовая презентация)
| Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. А. Некрасова, формирование гуманистического мировоззрения.
| текущий
| С. 262-263
|
48
| 26.12
| Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».
| 1
| Сообщение учителя, лексическая работа, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа
| Знакомство с творческой историей стихотворения; выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведения.
| текущий
| Отрывок наизусть
|
49
| 14.01
| Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия.
| 1
| Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями и таблицей, исследовательская работа с текстом, беседа
| Выявление активной гражданской позиции автора стихотворения. Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.
| текущий
| С. 265-267
|
50
| 15.01
| «Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение «Тройка» Н. А. Некрасов).
| 1
| Выразительное чтение, работа с репродукцией картины И. Глазунова, сообщение учителя, прослушивание романса «Тройка», работа с учебником, беседа
| Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представлений о строфе. Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| Отрывок наизусть
|
51
| 16.01
| Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».
| 1
|
| Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявление историко-литературной основы рассказа, первоначальных впечатлений о прочитанном. Воспитание интереса к жизни и творчеству Л. Н. Толстого.
| текущий
| С. 276-278
|
52
| 21.01
| Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, работа с репродукциями, беседа, сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.
| Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев, особенностей взаимоотношений Жилина и горцев, языка произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения.
| текущий
| С. 278-286
|
53
| 22.01
| Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
| 1
| Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом
| Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения.
| текущий
| С. 287-294
|
54
55
| 23.01
28.01
| Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».
| 2
| Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями
| Обобщение и систематизация полученных знаний, выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости.
| итоговый
| Подготовка к сочинению
|
56
| 29.01
| Анализ письменных работ.
| 1
| Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя
|
| текущий
|
|
57
| 30.01
| Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с изобразительным матери алом, слайдовая презентация
| Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявление роли книги в жизни А. П. Чехова, значение его просветительской деятельности. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. П. Чехова.
| текущий
| С. 311-317
|
58
| 4.02
| Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».
| 1
| Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа
| Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции, жанровых особенностей рассказа.
| текущий
| С. 317-321
|
59
| 5.02
| Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли»
| 1
| Выразительное чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа
| Определение темы; осмысление авторской позиции жанровых особенностей рассказа; выявление художественных особенностей произведения.
| текущий
| Работа с таблицей
|
60
61
| 6.02
11.02
| Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни»
| 2
| Работа с учебником, составление устного рассказа о смешном случае из жизни, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения
| Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов А. П. Чехова. Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся.
| итоговый
| Устно
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
|
62
| 12.02
| Детские и юношеские годы И. А. Бунина.
| 1
| Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей И. А. Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация
| Знакомство с некоторыми фактами биографии И. Бунина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству И. Бунина.
| текущий
| С. 3-5
|
63
| 13.02
| Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».
| 1
| Выразительное чтение, работа с репродукцией картины Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос
| Выявление художественной идеи стихотворения. Воспитание нравственно-эстетических представлений у учащихся.
| текущий
| С. 6-7
|
64
| 18.02
| Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».
| 1
| Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа
| Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа.
| текущий
| С. 8-11, вопросы
|
65
| 19.02
| Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»
| 1
| Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос
| Выявление художественной идеи рассказа. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся
| текущий
| С. 12-14
|
66
| 20.02
| Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.
| 1
| Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей писателя, комментарии к портретам и фотографиям писателя, письменный ответ на вопрос, обсуждение записей по ходу урока (работа с рефлексивной таблицей)
| Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения, определения творческих интересов писателя. Воспитание интереса к творчеству Л. Н. Андреева.
| текущий
| С. 18-24
|
67
| 25.02
| Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.
| 1
| Сообщение учителя, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией, выразительное чтение фрагмента книги В. А. Гиляровского
| Знакомство с прототипом рассказа, воссоздание особенностей жизни города, выявление её пагубного влияния на души людей. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 25-30
|
68
| 26.02
| Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа
| 1
| Выразительное чтение, беседа, создание иллюстраций к эпизоду, исследовательская работа с текстом
| Выявление смысла противопоставлений жестокой и грязной жизни города и одухотворенного бытия природы; формирование представлений об авторской позиции. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 30-36 вопросы
|
69
| 27.02
| А.И. Куприн.
Краткие сведения о писателе.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение фрагмента статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова», работа с фотографией писателя, беседа, письменный ответ на вопрос
| Знакомство с некоторыми фактами биографии А. И. Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. И. Куприна.
| текущий
| С. 37-38
|
70
| 4.03
| А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)
| 1
| Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, создание иллюстраций к прочитанному, беседа
| Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 39-45, вопросы
|
71
| 5.03
| А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация
| Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Блока, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Блока.
| текущий
| С. 46-51
|
72
| 6.03
| Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»
| 1
| Выразительное чтение, создание иллюстраций, работа с репродукциями, сообщения учащихся, беседа
| Выявление объединяющего начала стихотворений А. Блока. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 52-55
|
73
| 11.03
| Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация, письменный ответ на вопрос учебника
| Знакомство с некоторыми фактами биографии С. Есенина, оказавшими влияние на процесс формирования творческой личности поэта; выявление роли книги, общения с природой в его судьбе.
| текущий
| С. 56-61
|
74
| 12.03
| Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, слайдовая презентация
| Выявление художественной идеи стихотворения С. А. Есенина. Воспитание любви к родине и родной природе.
| текущий
| С. 62
|
75
| 13.03
| Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»
| 1
| Выразительное чтение, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, беседа, исследовательская работа с текстом
| Выявление особенностей мировосприятия поэта, поэтической манеры С. А. Есенина. Воспитание любви к родной природе.
| текущий
| С. 63-66
|
76
| 18.03
| А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с рефлексивной таблицей
| Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Платонова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Платонова.
| текущий
| С. 67-68
|
77
| 19.03
| А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире)
| 1
| Составление цитатного плана, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником
| Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.
| текущий
| С. 69-75
|
78
| 20.03
| Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».
| 1
| Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником
| Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 76-80
|
79
| 1.04
| Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа
| Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству П. П. Бажова.
| текущий
| С. 81-84
|
80
| 2.04
| Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».
| 1
| Составление цитатного плана, лексическая работа, рассказ о событиях от лица участника, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение
| Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренне силы. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 85-90
|
81
82
| 3.04
8.04
| П. П. Бажов «Каменный цветок».
Приемы создания художественного образа.
| 2
| Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение
| Выявление художественной идеи сказа, отличий сказа от сказки осмысление, приемов создания художественного образа.
| текущий
| С. 91-100
С. 101-111
|
83
| 9.04
| Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе.
| 1
| Сообщение учителя, составление комментариев к книжной выставке, создание иллюстраций к произведениям Н. Носова, составление художественного пересказа произведений Н. Носова, викторина
| Знакомство с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова; актуализация читательского опыта учащихся, выявление их читательских предпочтений. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. Н. Носова.
| текущий
| с. 112-113
|
84
| 10.04
| Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».
| 1
| Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение по ролям, сообщение о картине В. Г. Перова «Охотники на привале», беседа, составление описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения
| Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| С. 114-118
|
85
| 15.04
| В. П. Астафьев.
Краткие сведения о писателе.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа
| Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева.
| текущий
| Биография писателя
|
86
| 16.04
| В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, пересказ, беседа, лексическая работа по тексту, составление комментария
| Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу.
| текущий
| Рассказ «Васюткино озеро»
|
87
| 17.04
| Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».
| 1
| Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение
| Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении бережного и внимательного отношения к природе. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.
| текущий
| Рассказ «Васюткино озеро»
|
88
89
| 22.04
23.04
| Р. Р. По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение «Как Васютка выжил в тайге»
| 2
| Лексическая работа, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя
| Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов В. П. Астафьева. Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся.
| итоговый
| Рассказ «Васюткино озеро»
|
90
| 24.04
| Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».
| 1
| Рассказ о Е. Носове, выразительное чтение, пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, письменный ответ на вопрос
| Знакомство с некоторыми фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Выявление художественной идеи рассказа. Воспитание интереса к творчеству Е. И. Носова.
| текущий
| С. 119-128
|
|