Главная страница


Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся



Скачать 141.1 Kb.
НазваниеРоль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся
Дата29.02.2016
Размер141.1 Kb.
ТипДокументы


Глухова Н.И. г.Пыть-Ях.

Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся.

Начну со слов К. Д. Ушинского: « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке учащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой

знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями,

применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

В настоящий период, когда развитие науки и техники проходят быстро, когда появляются

новые отрасли науки, техники, экономики, когда невозможно даже предугадать всю совокупность знаний, которыми должны владеть поколения людей, работающих не только в следующем столетии, но и даже десятилетии, исключительную значимость приобретает

проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями, к изучению научной, технической литературы. Развитию самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся, необходимо уделять большое внимание. Добиться же этого можно только, если включить учащихся в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, т.е умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы.

Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая

деятельность, а творческая. Т. е. большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения тех или иных задач. Поэтому профессия учителя меняет свое изначальное содержание. Учителя становятся в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А, следовательно, и методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Современными сравнительными исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными к анализу, обобщениям и самостоятельным выводам. Наши учащиеся в большинстве своем не умеют применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень образования в целом. Проблема в изначальной и принципиальной репродуктивности классно-урочной предметной формы образования и односложной системы оценивания, ориентированной на запоминание заданного количества знания. Именно эти особенности обучения « виноваты» в том, что учащиеся, пассивно следуя усредненной логике учителя, не вырабатывают способность критически и аналитически мыслить. Иной учитель сам не заинтересован в этой способности подростка: ее трудно проконтролировать и вообще хлопотно с думающими и критикующими учениками. Но от упрямого факта никуда не уйдешь, то, что «срабатывало» двести лет назад, перестало действовать. Конечно, ломать до основания традиционную систему бессмысленно, поскольку то, что создавалось культурой предшествующих поколений, может быть преобразовано только на основе культурной деятельности. Но на иных культурных основаниях.

Общеизвестно, что не все дети схватывают учебный материал «на лету» и это надо учитывать. Поэтому и существует такой показатель, как «успеваемость», который определяет, где есть пробелы, а где – успехи, и поменять стиль взаимоотношения учителя и ученика мы не можем, не изменив урочной формы их оппозиционности. Упразднить урок невозможно, не уходя от предметного обучения. Преодолеть ущербность постоянного текущего оценивания ребенка нельзя, не отвергнув идею количественного контроля образования. А количественный подход покоится на « стандартах». Учебный план и стандарт не дают возможность развернуться педагогическому творчеству и творчеству школьника. Под самостоятельно учебной работой обычно, понимают любую активную деятельность учащихся, организованную учителем и направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание уст ной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.

Учителю необходимо так организовывать деятельность на уроке, чтобы учащиеся сами «открывали» новые для них научные истины. Если учитель научит ученика самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или каким-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые ученик усвоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя. При изучении многих математических предложений учащиеся усваивают их в тех случаях, когда им понятна цель этих предложений, связь новой теоремы с ранее известным теоретическим материалом, когда новое свойство, новая закономерность подмечены самими учащимися на ряде примеров или в результате произведенных измерений и вычислений. Тогда у детей появляется стремление сформулировать новую теорему, самостоятельно найти способы ее доказательства и применения к решению задач. Наиболее легкие темы полезно давать изучать самостоятельно. Учитель должен систематически и правильно организовывать самостоятельные работы. При проведении этих работ учитель решает много проблем: какие формы должны иметь письменные работы, какого типа задания необходимо и можно включать в них, какова последовательность этих заданий и многое другое.

На различных уроках с помощью самостоятельных работ учащиеся приобретают знания, умения и навыки. Но все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ, мы понимаем, прежде всего совокупность взаимосвязанных, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Самостоятельные работы бывают разного вида. Так, проводя работы по образцу, учитель создает условия для закрепления материала, кроме того, создает условия для перехода ученика к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности. Если эти работы по математике, то немаловажное их значение заключается в том, что при их выполнении учитель добивается того, что учащиеся совершенствуют владение математической терминологией.

При решении реконструктивных заданий ( типа « Решите графически неравенство», или « Решите задачу составлением системы уравнений») учитель должен преследовать цель, при которой приступая к выполнению, ученик анализирует возможные общие пути решения задачи Познавательная деятельность ученика при выполнении этих заданий в основном не выходит за рамки преобразующего воспроизведения знаний, но она неизбежно уже сопровождается некоторым обобщением

При подборе учителем так называемых задач «на сообразительность», задач «с изюминкой», т. е заданий вариативного характера, ученику необходимо из всего арсенала знаний отобрать нужные для решения данной задачи, воспользоваться интуицией, найти выход из нестандартной ситуации. В этом случае учитель добивается более высокого уровня воспроизводящей деятельности с переходом ее в творческую деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя.

Большая активность учащихся проявляется при проведении учителем письменных самостоятельных работ. Письменные самостоятельные работы по своему дидактическому назначению можно разделить на два вида: обучающие и контролирующие.

Проводя самостоятельные работы обучающего характера, учитель должен разделить их на две группы: работы по формированию знаний и работы по формированию навыков.

При проведении работ по формированию знаний учитель должен добиваться того, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание

нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными понятиями. Чтобы новые знания стали достоянием ученика, чтобы он мог оперировать ими в жизни, они должны быть не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти. Знания учащихся еще не прочны, есть некоторая неясность мысли, нечеткость и неточность в их воспроизведении. Поэтому работы учителю необходимо строить так, чтобы в процессе их выполнения ученик узнавал новые понятия среди множества уже известных понятий. Поскольку эти работы проводятся сразу после объяснения материала, то их своевременная проверка дает учителю картину понимания учащимися нового на раннем этапе его изучения. Эти работы способствуют накоплению опорных фактов, необходимых в дальнейшем изучении предмета.

При проведении работ по формированию навыков учитель должен добиваться того, чтобы в процессе этой самостоятельной деятельности совершенствовались приобретенные учащимися навыки выполнения различного рода задач. При составлении задач для таких работ учителю следует исходить из принципа « от простого к сложному».

После того как материал хорошо усвоен, и учащиеся справляются с работами по формированию навыков, можно проводить контролирующие работы, т. е. зачеты или контрольные работы.

Практически решение учеником домашней работы тоже развивает самостоятельную деятельность, но степень самостоятельности здесь установить, как правило, трудно.

Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависят от своевременного анализа учителем результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных знаний, когда, образно говоря, он еще не успел послать, быть может, ошибочную информацию на хранение в память.

Полезно учителю приучать учащихся к самостоятельной подготовке сообщений на различные темы. Сначала учащимся можно указывать литературу, а затем и предлагать подбирать самим. Умение подобрать необходимую литературу тоже элемент самостоятельной деятельности учащихся. Вкрапление в урок небольших сообщений учеников, заранее запланированных и проверенных учителем, очень оживляет урок. Такие задания, в зависимости от сложности материала, должны предлагаться дифференцированно, но поочередно всем учащимся.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний по любому предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт показывает, что:

  1. Систематически проводимая самостоятельная работа ( с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

  3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

  4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Хотелось бы отметить, что успешная организация познавательной деятельности учащихся зависит от способа решения задач, особенно у нас на уроках математики. Ведь у нас наиболее распространенным способом организации решения задач является немотивированное требование решить задачи без формулирования учебной цели их решения, когда все сводится к быстрейшему поиску решения и получения нужного ответа, которым и завершается процесс решения. Некоторые учителя формулируют цель решения задач. Некоторые учителя не только сами формулируют, но и привлекают к этому учащихся, т. к. считают, что это дает возможность лучше понять задачу, более сознательно ее решить, осознать ее назначение, и тем самым создает условия для лучшего ее усвоения. Этот способ называется способ целевого требования. И, наконец, есть учителя, которые не только формулируют цель решения задачи, но строят процесс ее решения, как процесс разрешения проблемы, осуществление цели, и после решения обсуждают с учащимися, как была разрешена проблема, осуществлена цель решения. Этот способ – учебно-проблемный. Таким образом, совершенно недостаточно лишь сформулировать цель решения задачи, необходимо весь процесс решения построить как процесс разрешения определенной проблемы. Поэтому, если мы хотим найти наиболее эффективный путь формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, то этот путь связан с использованием в обучении учебно - проблемного способа организации решения задач.

Большую роль в развитии самостоятельной деятельности учащихся играет и предложение учителем выполнения необязательных заданий, т. е задачи повышенной трудности или материала учебника, не предназначенного для обязательного изучения.

Я уделяю много внимания формированию познавательного интереса как источника обеспечения воспитательных задач обучения, способствующего процессу освоения, а в дальнейшем и самостоятельного добывания знаний по предмету, а также развитию творческой деятельности учащихся, «творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление» по Дж. Брунеру. На уроках я пользуюсь различными приемами занимательности, так как их можно рассматривать как рычаги, способные сдвинуть сознание с мертвой точки. Творчество и занимательность тесно связаны между собой. Они взаимно обогащают друг друга. Некоторые приемы занимательности сходны с приемами творческого мышления. Они дают толчок творческому мышлению. Достаточно продуктивны следующие направления мыслительной деятельности: необычный подход к рассмотрению вопроса; перенос идеи из другой области знаний, «игра» с объектами и идеями. Необычный подход к рассмотрению вопроса означает, что надо, стремиться не столько сделать что-то лучше, сколько сделать это необычно, по-новому. Развитию творческих способностей учащихся способствуют и необычные формы организации обучения. Так, например, устный счет можно проводить в виде литературно –математической викторины. Я это использовала при проведении урока в 8 классе « Арифметический квадратный корень» в виде викторины « Встреча с Пушкиным на уроке математики». Провожу такие уроки, как «Урок-судебное заседание», «Урок-пресс-конференция», «Встреча в клубе серьезных математиков», « Математика и бизнес» и т. д.

Но все это технологии классно - урочного обучения. Учителю нужно учить и воспитывать таких учеников, которые смогут добиваться успеха в условиях рыночной экономики. Для этого учителю надо переосмыслить всю деятельность, активнее применять автоматизированные технологии обучения, повышающие в разы его производительность и предопределяющие демократический тип воспитания учащихся. Даже в обучении « готовым » знаниям, обучающийся должен обладать правом на собственное видение материала, на его интерпретацию в свете личного, авторского прочтения, он должен иметь возможность поделиться своими открытиями, родившимися мыслями, чувствами, вынеся результаты своей работы с материалом на суд окружающих - так же, как это делают ученые, писатели. Правом учащегося должно быть личное, авторское прочтение содержания материала и внешняя трансляция этого прочтения как цель работы с содержанием. И здесь проектная работа может стать тем звеном, который преобразует содержание, способы, среду образования, а значит, принципиально изменит деятельность ученика и учителя. Учитель должен развивать и у себя и у ученика такие качества, как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация. Если все формы и методы работы учителя по развитию самостоятельной деятельности и творческой активности представить в виде треугольника, то проект – это вершина треугольника. Это поисковая, исследовательская деятельность учащихся, т.е. способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Поэтому творческие работы по выбору и проекты должны доминировать в образовательных процессах. На передней план возвращается задача поставить учителя на позиции исследователя- то есть человека, активно, осознанно и произвольно осуществляющего самостоятельную познавательную деятельность. Более того, в функции учителя входит не просто передача ограниченного набора знаний, умений и навыков, а развитие в ученике исследовательской позиции, трансляция ему социокультурных норм исследовательской деятельности.

Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога- трансляция информации, преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог превращается в сотрудника, консультанта, помощника, начинающего исследователя. Он для учащегося-образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и уметь заражать этим других.

Педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Это утверждение, на первый взгляд, кажется парадоксальным. В условиях, когда новое знание не транслируется, а добывается из первоисточника, педагог не обязан, да и не может знать ответы на все вопросы, но он должен исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей. Проект – это завершающая форма творчески организованной самостоятельной работы учащегося. Работа по методу проектов требует от учителя не преподавания, а создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Ему предстоит быть генератором развития у ребенка познавательной деятельности и творческого потенциала. По ходу реализации проекта учителю предстоит «прожить» целый список ролей:

энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

консультант, организующий доступ к информационным ресурсам;

руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;

координатор группового процесса;

эксперт, анализирующий результаты выполнения проекта.

Степень самостоятельности учащихся, работающих над проектом, зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, сложности темы проекта и т. д, но главное, он всегда способствует организации этой деятельности.

Самореализации ребенок учится, поэтому творческие работы получаются не сразу, но абсолютно все дети отзывчивы на творчество. Многие недостатки традиционной школы – это продолжение ее « отличительных черт и достоинств». Но стоит изменить содержание школьного обучения, и тогда весь уклад школьной жизни и характер взаимоотношений, в том числе такие показатели, как «успешность», «интерес к предмету», наполняется новым смыслом, поскольку проектная форма образования кардинально меняет роли и позиции школьника и учителя.

Закончить свое выступление я хотела бы словами Н. А. Умова: «Знания учителей должны представлять собой не что-либо готовое и раз и навсегда усвоенное, а постоянно развивающийся процесс, в котором педагогическая работа должна сочетаться с научной». Справедливо говорит Ф. Нейман: «Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам».


Ф
Формы организации самостоятельных работ
ФФФор

Ф
индивидуальные

фронтальные

групповые
ормы организацитт

Основные виды самостоятельных работ.


  1. Работа с книгой.

  2. Упражнения.

  3. Выполнение практических и лабораторных работ.

  4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

  5. Подготовка докладов, рефератов.

  6. Выполнение проектов.

  7. Техническое моделирование и конструирование.

Типы самостоятельных работ.


Виды самостоятельных работ в зависимости от целей.












Литература.


  1. С. И. Демидова, Л. О. Денищева Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике.-Москва « Просвещение» 1985.




  1. М. В. Величко. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.

Издательство «Учитель».