Главная страница

Учебник для 5 класса общеобр учреждений: в 2 ч./авт сост. Меркин Г. С. 2 изд. М.: Ооо «Русское слово учебник»



НазваниеУчебник для 5 класса общеобр учреждений: в 2 ч./авт сост. Меркин Г. С. 2 изд. М.: Ооо «Русское слово учебник»
страница2/6
Дата06.03.2016
Размер0.96 Mb.
ТипУчебник
1   2   3   4   5   6
Тематическое планирование.




Раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Введение в лингвистику. Вводный курс

1

Введение. – 1ч.

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

2.

Мифология. - 3 ч.

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

3.

Устное народное творчество –

8 ч

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки; работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

4

Древнерусская литература. –

2 ч

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»)

Выразительное чтение, пересказ текстов древнерусской литературы, работа с иллюстрациями

5

Басни - 7 ч.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.


Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос; различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

6

Литература XIX века –

40 ч.

А.С. Пушкин.

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

И.С. Тургенев

Н.А. Некрасов

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов.


А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне». «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

Краткие сведения о детских годах М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Бородино».

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Детские впечатления И.С. Тургенева. Рассказ «Муму», стихотворение в прозе «Воробей», «Русский язык»

Детские впечатления Н.А.Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». Стихотворение «Тройка».

Сведения о Л.Н. Толстом. Рассказ «Кавказский пленник»

Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»

Выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование; творческая работа «На Бородинском поле»; краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, работа со словарями; различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия; чтение по ролям, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

7.

Литература XX в. - 31 ч.

А.А. Блок

И.А. Бунин

С.А. Есенин

Л.Н. Андреев

А.И. Куприн

А.П. Платонов

П.П. Бажов

Е.И. Носов

Детские годы И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги. Рассказ «В деревне.

Краткие сведения о Л.Н.Андрееве. Рассказ «Петька на даче».

Краткие сведения о А.И.Куприне. Рассказ «Золотой петух».

Детские впечатления А. Блока. Стихотворение «Летний вечер»; стихотворение «Полный месяц над лугом...».

Детские годы С. Есенина.Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... »

Краткие биографические сведения о А.П.Платонове. Рассказ «Никита»

Краткие сведения о П.П.Бажове. Сказ «Каменный цветок».

Краткие сведения о Н.Н.Носове. Рассказ «Три охотника».

Краткие сведения о Е.И.Носове. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос; составление вопросов; пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде; выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение; рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

8

Зарубежная литература – 13 ч.

Д. Дефо

Х.Л. Андерсен

М. Твен

Ж. Рони-Старший

Дж. Лондон

А. Линдгрен

Краткие сведения о Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).

Краткие сведения о Х.К.Андерсене, его детстве. Сказка «Соловей».

Краткие сведения о М. Твене. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

Краткие сведения о Ж. Рони - старшем. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).

Краткие сведения о Дж. Лондоне. Детские впечатления. «Сказание о Кише».

Краткие сведения о А. Лингрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения; письменный отзыв об эпизоде; письменный отзыв о герое; составление плана, письменная и устная характеристика героя.
1   2   3   4   5   6