№
| Раздел
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности
|
Введение в лингвистику. Вводный курс
|
1
| Введение. – 1ч.
| Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
| Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
|
2.
| Мифология. - 3 ч.
| Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
| Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
|
3.
| Устное народное творчество –
8 ч
| Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
| Работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки; работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
|
4
| Древнерусская литература. –
2 ч
| Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»)
| Выразительное чтение, пересказ текстов древнерусской литературы, работа с иллюстрациями
|
5
| Басни - 7 ч.
| Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
| Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос; различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
|
6
| Литература XIX века –
40 ч.
А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
И.С. Тургенев
Н.А. Некрасов
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов.
| А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне». «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
Краткие сведения о детских годах М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Бородино».
Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Детские впечатления И.С. Тургенева. Рассказ «Муму», стихотворение в прозе «Воробей», «Русский язык»
Детские впечатления Н.А.Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». Стихотворение «Тройка».
Сведения о Л.Н. Толстом. Рассказ «Кавказский пленник»
Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»
| Выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование; творческая работа «На Бородинском поле»; краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, работа со словарями; различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия; чтение по ролям, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
|
7.
| Литература XX в. - 31 ч.
А.А. Блок
И.А. Бунин
С.А. Есенин
Л.Н. Андреев
А.И. Куприн
А.П. Платонов
П.П. Бажов
Е.И. Носов
| Детские годы И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги. Рассказ «В деревне.
Краткие сведения о Л.Н.Андрееве. Рассказ «Петька на даче».
Краткие сведения о А.И.Куприне. Рассказ «Золотой петух».
Детские впечатления А. Блока. Стихотворение «Летний вечер»; стихотворение «Полный месяц над лугом...».
Детские годы С. Есенина.Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... »
Краткие биографические сведения о А.П.Платонове. Рассказ «Никита»
Краткие сведения о П.П.Бажове. Сказ «Каменный цветок».
Краткие сведения о Н.Н.Носове. Рассказ «Три охотника».
Краткие сведения о Е.И.Носове. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
| Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос; составление вопросов; пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде; выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение; рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
|
8
| Зарубежная литература – 13 ч.
Д. Дефо
Х.Л. Андерсен
М. Твен
Ж. Рони-Старший
Дж. Лондон
А. Линдгрен
| Краткие сведения о Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).
Краткие сведения о Х.К.Андерсене, его детстве. Сказка «Соловей».
Краткие сведения о М. Твене. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок).
Краткие сведения о Ж. Рони - старшем. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).
Краткие сведения о Дж. Лондоне. Детские впечатления. «Сказание о Кише».
Краткие сведения о А. Лингрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
| Различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения; письменный отзыв об эпизоде; письменный отзыв о герое; составление плана, письменная и устная характеристика героя.
|