Главная страница

Тематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет)



НазваниеТематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет)
страница1/5
Дата17.08.2016
Размер0.7 Mb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3   4   5




Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования т.к. именно в этот момент наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Проведённое исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Автор – составитель педагогического проекта:

Н.И.Кузнецова – воспитатель МБДОУ ДС КВ № 13 «Родничок»

Iквалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ:

I.Паспорт проекта……………………………………………………………………………….4

II.Пояснительная записка………………………………………………………………………8

III.Содержание проекта………………………………………………………………………...11

3.1.Содержание знаний детей………………………………………………………………….11

3.2.Интеграция правоведение в воспитательный – образовательный процесс…………….12

3.3.Перспективно – тематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет)……...…………………….13

3.4.Перспективно – тематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 4 до 5 лет)……...…………………….15

3.5.Перспективно – тематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 5 до 6 лет)……...…………………….17

3.6.Перспективно – тематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 6 до 7 лет)……...…………………….20

3.7.Показатели условия знаний воспитанников о правах и обязанностях детей…………..23

IV.Работа с педагогами………………………………………………………………………..41

V.Работа с родителями…………………………………………………………………………45

VI.Оценка результативности проекта…………………………………………………………48

Список литературы……………………………………………………………………………..49

Приложение……………………………………………………………………………………..51

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Тип проекта: познавательно -игровой

По содержанию: ребёнок и общество.

По характеру контактов: ребёноксубъект проектирования.

По продолжительности: долгосрочный.

По количеству участников: коллективный.

Цель проекта:

  • интеграция усилий педагогов и родителей по формированию правового сознания дошкольников.

  • организация системы работы ДОУ по защите прав и достоинства ребенка со всеми участниками педагогического процесса;

  • популяризация прав ребенка формирование активной позиции населения по особой роли семьи в воспитании нового поколения.

Задачи проекта:

  • Дать детям представление о правах.




  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.




  • Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.




  • Развивать сотрудничества детского сада и семьи.




  • Повышать педагогическую и правовую компетентность родителей.

Участники проекта: дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.
Направления реализации проекта:

Проект долгосрочный, рассчитан на четыре учебных года, в нем представлено четыре взаимосвязанных тематических разделов:

Раздел 1: «Ребенок в мире взрослых»

Знания:

  • Знать в чем заключается различие взрослых от детей, их возможностей;

  • Знать профессии взрослых людей, об их назначении, о важности добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей;

  • Знать о необходимости отдыха для каждого человека и умении по – разному, с пользой для здоровья, проводить свой досуг;

  • Знать традиции проведения отдыха своей семьи;

  • Элементарные представления о многообразии народов мира;

  • Знать некоторые мелодии, песни, сказки народов мира.

Умения:

  • Уметь различать людей разного возраста на картинке, фото, в скульптуре;

  • Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей;

  • Проявлять уважение к взрослым;

  • Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему людей на земле, жизни народов мира.

Раздел 2: «Быть здоровым – мое право»

Знания:

  • Знать о строении своего организма, о назначении каждой части тела, каждого органа;

  • Знать о своих умениях и возможностях, пополнять их новыми умениями;

  • Знать о правилах поведения в обществе в случае заболевания;

  • Знать о некоторых правилах ухода за больным;

  • Знать о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур;

  • Знать о некоторых правилах первой помощи в случае травмы.

Умения:

  • Уметь заботиться о своем теле;

  • Уметь выражать свои чувства, (радость, грусть), управлять ими;

  • Уметь выполнять культурно – гигиенические процессы;

  • Выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях;

  • Осваивать приемы элементарной помощи при травмах.

Раздел 3: «Ребенок и культура»

Знания:

  • Знать правила культурного поведения в группе среди детей, в общественных местах;

  • Знать стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены забота и любовь к близким, семье;

  • Иметь представление возможных негативных действий;

  • Представление о правилах поведения детей в общественных местах;

  • Иметь представление о школе, школьниках, учителе.

Умения:

  • Уметь выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;

  • Уметь рассматривать картины, в которых отражена материнская любовь к детям;

  • Уметь сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы;

  • Уметь оценивать поведения сверстников через сравнение его поступка с поступками и чертами личности литературных героев;

  • Уметь соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей.

Раздел 4: «Первые шаги в социальный мир»

Знания:

  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес, как зовут родителей, где они работают;

  • Знать традиции своей семьи, любимых занятий членов семьи;

  • Иметь представление о детском саде, воспитателях;

  • Понимать, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира;

  • Знать о жизни детей других стран, об играх, любимых занятиях детей разных народов.

Умения:

  • Уметь называть членов своей семьи, своих родственников;

  • Уметь общаться с друзьями, соблюдать правила группы, детского сада;

  • Уметь свободно выражать свои мысли о себе, о своей семье;

  • Уважать чувства и мысли других людей;

  • Уметь различать плохие и хорошие поступки по отношению к другим людям, животным, анализировать свои поступки;

  • Обсуждать, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства.

Этапы реализации проекта:

1 этап – 2010-2011Диагностико-прогностический (1 полугодие)

2 этап – 2010-2011 Организационный (2 полугодие)

3 этап – 2011-2012 Практический

2012-2013

2013-2014

2014-2015

4 этап – 2014-2015 Итоговый (результативный)
Ожидаемые результаты:


  • Ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка».

  • Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди.

  • Укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством.   




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от нас взрослых.

Ребенок верит в любовь, силу, добро взрослых. Он еще не знает, что детям приходится испытывать голод, насилие и унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятность родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства, влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число детей, не обучающихся и не работающих.

Социально – экономические ситуации современного мира отражаются, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, перед нами стоит решения важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашего общества существует не ДЕНЬ и не ГОД защиты детей, а ВРЕМЯ работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Когда мы в своей ежедневной деятельности сталкиваемся с проблемами, то поиск решения, правильного решения, занимает всего себя. Когда от твоего правильного решения зависят судьбы других людей, то поиск правильного решения принимает форму «борьбы за прекрасное и светлое будущее…».

Актуальность:

Ситуация с распространением жестокости, алчности, пропаганда насилия в СМИ, социальные условия, разрушение семейного уклада, склонность родителей к конфликтам, частым порицаниям, угрозам и физическим наказаниям в семье, привели к повышенной нервозности, возбудимости, эмоциональной неустойчивости и как следствие ухудшению психического и физического здоровья у детей.

Новизна:

В проекте представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогических коллективов – создание единого образовательного пространства по ознакомлению детей дошкольного возраста с правами ребенка на основе соответствующих статей «Конвенции ОНН о правах ребенка».
Этапы реализации проекта:

Проект предполагает несколько этапов реализации: диагностический, организационный, практический, итоговый (результативный).

1 этап

2010-2011

(1 полугодие)

Диагностико-прогностический


  • анализ существующихпрограмм по правовому воспитанию, содержащих региональный компонент;

  • анализ имеющегося программно-методического обеспечения;

  • анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ;

  • анализ затруднений педагогов при проведении непосредственно образовательной деятельности и мероприятий на правовую тематику;

  • изучение передового педагогического опыта по теме;

  • подбор диагностического инструментария.




  • Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности для ДОУ, определение цели и задач работы.







2 этап

2010-2011

(2 полугодие)

Организационный

  • определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами;

  • постановка цели и задач для детей младшего и среднего дошкольного возраста;

  • составление перспективных планов работы;

  • организация предметно-развивающей среды в группе;

  • накопление наглядного, дидактического материала;

  • разработка серий конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед.

  • Ресурсное обеспечение реализации педагогического проекта.




  • Нахождение теоретического материала.




3 этап

2011-2012 (дети в возрасте от 3 до 4 лет)
2012-2013 (дети в возрасте от 4 до 5 лет)
2013-2014 (дети в возрасте от 5 до 6 лет)
2014-2015 (дети в возрасте от 6 до 7 лет)
Практический

  • В начале учебного года (сентябрь) диагностика знаний дошкольников

  • На протяжении учебного года (октябрь-май) – реализация комплексаобязательных мероприятий:

  • проведение непосредственно образовательной деятельности, мероприятий;

  • педагогическое консультирование;

  • взаимопосещение непосредственно образовательной деятельности и мероприятий;

  • разработка дидактических игр;

В конце учебного года (май) – итоговая диагностика;

  • отчет по результатам работы наитоговом Педагогическом совете;

  • отчет по результатам работы на итоговом заседании родительского клуба.

  • Накопление практического материала, систематизация и обобщение опыта работы.







4 этап

2014-2015

(апрель-май)

Итоговый (результативный)

  • анализ, систематизация, обобщение и распространение опыта работы по проекту.

Мероприятия по обмену опытом:

  • семинар - практикум;

  • деловая игра;

  • тренинговое задание;

  • конкурсы;



  • Систематизация накопленного материала.








III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. Содержание знаний детей

Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.

Знакомство дошкольников с правами – процесс длительный и сложный. Положительный результат можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проходить и вне занятий.

Ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы. Используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Где бы ни жил, в каких бы условиях ни воспитывался ребенок, он должен знать, что может найти ответы на волнующие его вопросы. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями1(«Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество»).

Интеграция правового содержания с другими разделами может состояться в следующем:

  • Участие детей в играх с правилами ( сюжетно – ролевые, словесные, подвижные, музыкальные);

  • Моделирование и анализ ситуации;

  • Импровизации;

  • Тематическое рисование;

  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются картинки, открытки, символы, альбомы;

  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы, накопление опыта участия в разговорах, беседах;

  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих толерантное отношение людей;

  • Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка;

  • Творческие задания с применением образца.

3.2. Интеграция правовведения в воспитательно-образовательный процесс
Работа педагога по формированию правосознания ребенка, для облегчения его социализации: вхождение в социум, расширение кругозора и формирование устойчивой привычки (потребности) в получении жизненно необходимых знаний интегрирована в различные виды детской деятельности в контексте воспитательно-образовательной работы:

Вид деятельности

Содержание

Программа «Детство», переработанная в соответствии с ФГТ

Интеграция правовых знаний

  • в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.

  • в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов

  • в самостоятельную деятельность детей

  • в процесс взаимодействия с семьями


Перспективно-тематическое планирование

по интеграции правовых знаний в разные виды детской деятельности

группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет

месяц

тема

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Художественное творчество

Чтение художественной литературы

Подвижные игры

Самостоятельная деятельность детей


Совместная взросло-детская деятельность

Совместная деятельность с семьей

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

«Я и мое имя. Что оно означает?»

«Ты и твое имя»

Рисование «Что за палочки такие»

Стихотворение Е.Благининой «Аленушка»

«Угадай, кто, где кричит»

Игра «Узнай по голосу»

Пальчиковая

игра «Пальчик- мальчик»

Составление значения имени

октябрь

«Моя семья»

«Наш дом – детский сад»

Лепка «Зернышки для семьи Пети – Петушка»

Рассказ К.Ушинского «Петушок с семьей»

«Найди свой домик»

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Беседа «С кем ты живешь?»

Рассматривание семейного альбома

ноябрь

«Мои папа и мама любят меня»

«Моя семья»

Рисование «Моя мама»

Песенка «Знаешь мамка, где я был?»

«Птички в гнездышках»

Развивающая игра «Домики и дорожки»

Беседа «Братья и сестра», «Наши бабушки и дедушки»

Составление генеалогического дерева

декабрь

«Дом, в котором я живу»

Беседа «Кто построил дом»

Аппликация «Дом для любимой куклы»

Чтение С.Баруздин «Кто построил это дом»

«Мыши и кот»

Дидактическая игра «Гости»

Кукольный театр «Заяц и лиса»

Рассматривание домов на своей улице во время прогулки

январь

«Будем здоровы

« Таблетки растут на ветках, таблетки растут на грядках»

Лепка «Поможем доктору Айболиту вылечить зверей»

Стихотворение К.Чуковского «Айболит»

«Попади в воротики»

Игра «Собери картинку»

Ритмическая гимнастика

Фотовыставка «Что любит, есть Ваш малыш»

февраль

«Жизнь прекрасна»

«Идем в магазин за игрушками»

Декоративное рисование «Вот веселые матрешки, ладушки, ладушки…»

Стихотворение К.Чуковского «Ёжики смеются»

«Парами на прогулку»

Игры с геометрическими фигурами

Театрализованная игра «Поездка в поезде»

«Любимая игрушка» - воспоминание детства.

март

«Не обижай меня»

«Дружные ребята»

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками»

Заучивание стихотворения Р. Сефо «Поссорились чашка и блюдце»

«Карусель»

Развивающая игра: «В какой руке игрушка»

Правила дружбы

Чтение художественной литературы

апрель

«Какие мы разные»

«Мы друзья»

Аппликация «Мы улыбаемся друг другу»

Сказка «Лиса и журавль»

«У ребят порядок строгий»

Математическая игра «Подари другу столько же»

Игра «Девочки и мальчики»

Рассматривание картинок «Дети разных народов»

май

«Кому нужно учиться»

«Учим Хрюшку играть с игрушками»

Лепка «Угадай, что я слепил»

Рассказ К.Чуковского «Так и не так»

«Не опаздывай»

Игра «Счетные палочки»

Драматизация сказки «Колобок»

Совместные игры

  1   2   3   4   5