Главная страница


Представление педагогического опыта через мастер-класс. Учитель математики Плотникова Г. В. Моу «Сибирская сош №1»



Скачать 41.97 Kb.
НазваниеПредставление педагогического опыта через мастер-класс. Учитель математики Плотникова Г. В. Моу «Сибирская сош №1»
Дата11.02.2016
Размер41.97 Kb.
ТипПрезентация

Представление педагогического опыта через мастер-класс.
Учитель математики Плотникова Г.В. МОУ «Сибирская СОШ №1».
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления педагогического опыта является мастер-класс.
В словосочетании мастер-класс первая часть «мастер» означает высокое искусство в какой-нибудь области, вторая часть «класс» - показатель высокого качественного уровня.
Мастер- класс-это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения педагогической проблемы.

Презентация наработок педагогического опыта в форме мастер-класса предъявляет особые требования к педагогу, перед ним стоит ряд проблем:


  1. Какие грани ПО лучше представить?

  2. Каким способом это лучше сделать?

  3. В каком отношении соотнести практическую и теоретическую часть?


В современной литературе можно прочитать, что педагог владеющий


  • мастерством организатора;

  • мастерством убеждения;

  • мастерством передачи знаний;

  • мастерством владения техникой;

  • мастерством исследователя;


является педагогом-мастером.
При подготовке мастер-класса следует обратить внимание на то, что технология его проведения отличается от технологии проведения открытого урока. Известный ученый
М.М.Поташник считает «открытый урок может быть одновременно и мастер-классом, а может им не быть». Проведем сравнительный анализ мастер-класса и открытого урока по следующим параметрам: определение, цель проведения, содержание, формы проведения, режим работы.


Мастер-класс-форма передачи знаний, умений, опыта, мастерства в обучении, воспитании и развитии путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Открытый урок- форма содействия повышения профессионального мастерства учителя путем показа приемов работы.

Цель мастер-класса- повышение профессионального уровня, развитие компетентности, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.

Цель открытого урока- показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей урока.

Содержание мастер-класса- передача опыта, педмастерства, педтехнологий путем прямого и комментированного показа приемов деятельности.

Содержание открытого урока- показ триединой цели, поэтапность, технологичность урока, формы, способы самоанализа, оценочные листы урока.

Формы мастер-класса: лекция, практическое занятие, интегрированное занятие, показ программы деятельности элективного курса, факультатива, мультимедийная презентация, круглый стол, показ отдельных форм или методов работы.

Формы проведения открытого урока- открытое занятие(урок).

По режиму работы: мастер-класс это системная работа, многократны встречи с определенной группой слушателей( как учащихся, так и взрослых).

Открытый урок- несистемная работа, разовый показ открытого занятия (урока) с любой группой слушателей (учащихся или воспитанников).

Принцип работы: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Принцип работы: «Я должен обеспечить активное учение каждого ученика».


Вывод:

открытый урок проводится в форме мастер-класса, если педагог показывает его для повышения квалификации приглашенных коллег (знакомит с элементами новой педтехнологии, альтернативной программой на новом учебном содержании).
Пример мастер-класса по теме «Теория поэтапного формирования умственных действий учащихся на уроках математики», который проводился для учителей РМО.
Первая часть-теоретическая. Представление автореферата по данной проблеме, защита концепции ТПФУД,рассказ о системе своей работы.
Вторая часть-практическая. Учебное занятие-урок с использованием представленного педагогического опыта. В роли учеников-учителя математики РМО.Отрабатываются полученные знания в процессе приобретения необходимых умений, навыков.
Задания группам:

  1. В каких классах и при изучении каких тем целесообразно применять эту технологию?

  2. Назовите приемы фронтальной проверки домашнего задания?

  3. Ваш вариант контроля за результатами учебной деятельности?

  4. К какому типу относятся следующие ООД?

  5. Придумайте ООД 1 типа по теме «Смежные и вертикальные углы»

  6. Начните урок по теме «Умножение целых чисел»

  7. Придумайте изюминку урока, интересный факт, открытие по теме «Квадрат суммы двух чисел» .


Третья часть-рефлексия процесса и результатов реализации технологии. Презентация работ, дискуссия по результатам совместной деятельности. Заключительное слово учителя.
Пример мастер-класса по теме «Свойства функций и их графики». Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ с применением ИД и компьютеров.

Введение.Выделение проблемы.Обьединение в группы для решения проблемы. Принятие правил работы в группах.

  1. Проведение урока для слушателей-коллег с демонстрацией приемов эффективной учебной деятельности (ИД).

  2. Моделирование. Работа в малых группах: выполнение заданий ЕГЭ-2009 на компьютерах.

  3. Представление результатов работы. Обсуждение и корректировка результатов работы.

  4. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастер-класса. Дискуссия.

  5. Заключительное слово педагога.


Сегодня представление педагогического опыта в форме мастер-класс получает все большее распространение, хотя она одна из наиболее сложных, но в то же время продуктивных. Позитивным результатом мастер класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению и саморазвитию.