Главная страница


Тематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет)



НазваниеТематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет)
страница4/5
Дата17.08.2016
Размер0.7 Mb.
ТипТематическое планирование
1   2   3   4   5

Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети

Люди (взрослые и дети). Разнообразие социальных и профессиональных ролей людей. Человек как исследователь (ученый, астроном, космонавт и другие), как отважный первооткрыватель новых земель (яркие факты из жизни известных мореплавателей, путешественников, полярников), как созидатель (архитектор, скульптор, художник, инженер). Нравственные качества людей, их проявления (доброта, справедливость, ответственность, уважение, чувство собственного достоинства). Жизнь человека как ценность. Заботливое отношение к людям с физическими недостатками.

Элементарные представления о многообразии стран и народов мира (представители «белой», «черной», «желтой» рас), некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия. Понимание (из рассказов воспитателя, детской литературы, видеоматериалов), что люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Знание некоторых мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Богатство эмоционального мира человека, внешнее выражение разных эмоций, созвучность эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Отражение эмоционального мира человека в живописи, музыке, литературе.

Взаимосвязь людей в обществе. Некоторые сведения, отдельные яркие факты из истории и культуры общества (как жили первобытные люди, как люди одевались в разные времена, как развивались средства связи между людьми в обществе и другие сведения). Отношение к детям в современном обществе, ожидания взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе (какими нас хотят видеть взрослые).

Правила и нормы культуры общения со взрослыми и детьми (сверстниками и малышами), отношение к пожилым людям, инвалидам. Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения, правила безопасного поведения.

Некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов. Понимание того, что везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.

Шестилетки — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.

Школа. Представления о школе, школьниках, учителе. Стремление к школьному обучению, к освоению чтения, письма, к новым знаниям. Знание стихов, песен о школе, школьниках.

Семья. Семейные и родственные связи, профессии близких людей, досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, семейный бюджет, семейные традиции, значимые и памятные события, некоторые сведения о родословной семьи.

Родной город. Труд и отдых людей, сведения об истории города и выдающихся горожанах, традиции городской жизни.

Родная страна. Государственные символы, столица и крупные города России, ее природа. Президент, некоторые выдающиеся люди России (писатели, поэты, художники, космонавты), общественно-значимые события, стихи, песни, картины о родной стране.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети

Люди (взрослые и дети). Воспитатель поддерживает интерес детей к жизни людей в обществе: побуждает задавать вопросы о событиях в городе, стране, делиться впечатлениями; различать людей разного возраста и пола, профессий на картине, фото, в скульптуре, в жизни; обобщатьразные изображения людей по возрастному, половому признакам, по профессии. Развивает и обогащает понимание детьми того, что все вокруг создано трудом людей многих профессий, как важно ценить и сохранять все, что создано людьми (техника, книги, музеи и пр.).

С помощью набора картинок или рисунков воссоздают последовательность возрастного развития человека. Правильно понимают и отвечают на вопросы «Кто старше?», «Кто моложе?», «Кто самый младший?», «Кто самый пожилой?».

Понимают, что все взрослые когда-то были детьми. Вместе рассматривают детские фотографии родителей, сравнивают их со своими фотографиями, отмечают сходство и отличие («Мы с мамой похожи», «У меня такие же кудрявые волосы, как у папы в детстве»).

Педагог вовлекает детей в беседы на темы морали: обсуждает с ними ситуации и поступки, в которых проявляются нравственные качества людей (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый), помогает раскрывать их смысл с помощью конкретных примеров; используя детскую художественную литературу, помогает связывать моральную оценку с личностью и поступками конкретных литературных героев (веселый, как Буратино, злой, как Карабас-Барабас и т. п.).

Эмоции людей.Дети учатся различать и называть широкий круг эмоций: радость, грусть, любовь, удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение. Понимают, что окружающие люди могут испытывать разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, движениях, интонации и силе голоса.

Взаимоотношения и сотрудничество. Воспитатель продолжает развивать у детей чувство «единой семьи», интерес к сверстнику, желание лучше узнать друг друга. Формирует привычку выражать по отношениюк сверстникам доброжелательность, готовность к общению и сотрудничеству.

Вовлекает дошкольников в игровые ситуации, требующие умения самостоятельно описать особенности внешности сверстников или догадаться, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию, по голосу или описать некоторые черты характера, увлечения и умения сверстника.

Педагог развивает у детей организационные умения: планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределяя работу по способу общего и совместного труда.

Воспитатель предлагает детям научить сверстников тому, что они хорошо умеют: делать поделки из бумаги, играть в настольные игры, прыгать через скакалку. Воспитывает элементарную ответственность за свои действия и поступки: если совершил оплошность — разлил воду, насорил — убери, если нечаянно толкнул — извинись, помоги подняться, если пообещал — не забудь выполнить обещание. Обращает внимание детей на негативные последствия для других неосторожных действий (толкнул, напугал, бросил камнем, песком), приучает к соблюдению требований безопасности поведения.

Поощряет стремление детей самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей.

Мы самые старшие среди детей в детском саду. Следует обращать внимание старших дошкольников на то, что маленькие дети, младшие сестры и братья нуждаются в их заботе и внимании. Обсуждать, в чем конкретно может проявляться забота старших дошкольников о малышах: в помощи, защите, обучении, умении развлечь, утешить, доставить радость.

Воспитатель создает ситуации, побуждающие старших дошкольников активно проявлять дружеское расположение, заботливое отношение к детям младших групп: опекать их, играть с ними, помогать, показывать книжки, картинки, игрушки. Побуждает участвовать в шефстве над малышами.

Педагог учит ребят приводить в порядок игрушки малышей: мыть, ремонтировать, готовить материал для занятий (нарезать квадратики и кружочки, разложить по конвертам). Обсуждает с ребятами темы раннего детства, сравнивает внешний облик и возможности малышей и шестилеток, рассуждает, чем можно помочь малышам, вспоминает случаи из своего раннего детства («Топ-топ, топает малыш», «Когда мы были совсем маленькими карапузиками»).

Культура поведения. Воспитатель привлекает детей к обсуждению правил поведения в детском саду. Вместе с детьми создает и принимает «кодекс наших правил». Поощряет самостоятельность в выполнении правил. В практических ситуациях, театрализованных этюдах, в общении с воспитателем дети упражняются в выполнении правил культурного поведения. Учатся ориентироваться в своем поведении не только на контроль и оценку воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.

Воспитатель анализирует и оценивает с дошкольниками разные ситуации общения детей со взрослыми и сверстниками (в жизни, на картинках, в книгах), выделяет причины и мотивы того или иного поведения детей, положительные или негативные действия, их возможные последствия, выражает свое отношение к происходящему, предлагает варианты решения проблемы с позиции правил культурного поведения и нравственных норм (добра, справедливости, вежливости, гуманности). Знакомит детей со стихами, пословицами о вежливости, доброте, уважении к старшим.

Семья. Педагог стремится воспитывать у детей добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Обогащаются представления дошкольников о семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии отца и матери, родословная.

Воспитатель раскрывает детям на конкретных примерах, как поддерживаются родственные связи между людьми (разговор по телефону, переписка, посещение, подарки, помощь, поздравление).

При поддержке воспитателя в новой обстановке и самостоятельно в привычных условиях дети учатся выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста; проявлять уважение к старшим: не нарушать их занятия без надобности, предложить свою помощь, проявить заботу, пропустить в дверях, подать оброненную вещь, предложить сесть, уступить место в транспорте.

Следует обратить внимание родителей на то, что в семье необходимо обеспечивать ребенку самостоятельность в самообслуживании (заботиться о чистоте тела и одежды, уметь привести одежду и обувь в порядок — почистить, попросить пришить пуговицу или вешалку и пр.), определить постоянные обязанности ребенка в быту — мыть чайную посуду, поливать растения, кормить домашних животных.

Воспитатель обсуждает с детьми семейные традиции, события, любимые занятия членов семьи. Постоянно подчеркивает свое уважение к родителям детей, поддерживает у детей чувство гордости, любви к своему дому и семье. Рассказывает ребятам о своем детстве, семье, семейных традициях.

Вместе с детьми педагог создает фотоальбом или фотовыставку «Мама, папа, я — дружная семья», рассматривает семейные фотографии, побуждает детей высказываться о своих впечатлениях, чувствах, мечтах.

Воспитатель и дети оформляют выставку детских рисунков о семье, готовят подарки и поздравительные открытки родителям к праздникам. Обсуждают, как лучше оформить открытки, как для этого можно использовать аппликацию, нетрадиционные изобразительные техники, объемные украшения и т. п. В процессе работы рассуждают о том, как важно постараться и сделать открытку красивой, как будут радоваться мама и бабушка подарку. Дошкольники знакомятся со стихами, песнями, пословицами о семье, родителях.

Школа. Расширяются представления детей о школе и ее роли в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний, что все люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических кораблей) учились в школе. Развивается интерес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему.

Педагог рассматривает с детьми картинки и фотографии на школьную тему, рассказывает, как учатся дети разных национальностей, в разных странах (Африка, Индия, Китай, Россия). Рассуждает о том, что люди стремятся к знаниям, преодолевают трудности, почему надо учиться и почему грамотный человек всегда «сильнее» неграмотного. Рассказывает детям о своих школьных годах.

Город. Воспитатель уточняет знание детьми своего адреса, правил поведения в городе.

Следует привлекать старших дошкольников к участию в традициях и праздниках города: приветствовать ветеранов войны в дни памятных дат, совместно с родителями приносить цветы к памятникам, участвовать в праздничных мероприятиях в детском саду и семье.

Родная страна, мир. Воспитатель продолжает обогащать представления детей о России: это великая страна, в ней живут люди разных национальностей, есть много больших и малых городов, деревень.

Обогащаются представления дошкольников о многообразии народов мира (представители «белой», «черной» и «желтой» рас), о некоторых особенностях их внешности, национальной одежды, типичных занятиях. Воспитатель знакомит детей с музыкой, сказками, танцами народов мира. Идя навстречу детским интересам, с помощью картинок, видеоматериалов, театрализации осуществляет игровые воображаемые путешествия по разным странам, рассматривает сувениры, фотографии, принесенные детьми, побывавшими за границей.

Составляется красочное панно-коллаж «Наш удивительный и прекрасный мир», на котором каждый ребенок помещает вырезки из журналов, полюбившуюся картинку, свой рисунок или фото. Ребята рассматривают глобус.

На конкретных примерах педагог показывает детям, что люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят видеть свою страну богатой и красивой, охраняют природу, чтят своих предков и выдающихся людей, посещают памятные места.

Воспитатель и дети обсуждают, как живут их сверстники в разных странах, в какие игры играют, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства, как можно помочь голодающим или бедным детям (собрать посылку, передать и послать свои игрушки, сделать игрушки-самоделки и т. п.). Педагог вовлекает детей в акции миролюбия и охраны всего живого на земле через гуманные действия, театрализацию, рисун1Ш, аппликацию («Дружат дети всей земли», «Сохраним все живое на земле», «Пусть летят наши птицы мира», «Наши пожелания детям всей земли»).

Представление ребенка о себе. Я расту. Что я знаю о себе.Дошкольники знают свое имя, отчество, фамилию, пол, национальность, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, имя, отчество, профессии родителей, ближайших родственников, знаменательные и памятные события в семье.

Умеют описать особенности своей внешности, некоторые черты характера, высказаться о своих склонностях и интересах («мне нравится...», «меня очень интересует...», «я хотел бы узнать о...»). Отмечают черты сходства с родителями.

Дошкольники интересуются событиями детства и жизни своих родителей и близких, проявляют интерес к своей родословной. Гордятся своей семьей, своими близкими, умеют выразить им свою любовь, готовность помочь.

Проявляют интерес к жизни людей, к событиям в стране и мире, к некоторым фактам истории. Выражают избирательный интерес к каким-то сторонам действительности и видам практической деятельности.

Владеют элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий или своей работы с образцом. Учатся находить ошибки и исправлять их, быть настойчивыми в том, чтобы научиться новому, преодолевать неуверенность. Рассказывают о своих друзьях, об их личностных особенностях, о совместных играх, увлечениях, планах. Выражают некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремятся преодолеть свои недостатки, переживают отрицательные чувства в случае совершения неправильного поступка.

Задумываются о своем будущем: «Что будет в школе? Кем я буду, когда стану взрослым?» Имеют представление о школе, жизни школьников; стремятся к школьному обучению. Радуются предстоящему началу школьного обучения.

Проявляют чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление не повторять действия или поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих, испытывают чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы. По-доброму относятся к людям, ко всему живому. Мечтают о благородных поступках, воображают себя в роли защитника слабых, в роли носителя добра и справедливости («Я добрый волшебник», «Я изобрету новое лекарство и спасу всех людей от болезней»).
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Поведение ребенка устойчиво положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения в детском саду, в семье, в общественных местах.

  • Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, охотно вступает в общение, стремится к взаимопониманию. Имеет представления о нравственных качествах людей и положительно оценивает нравственные поступки. По-доброму относится к людям, ко всему живому. Мечтает о благородных поступках, воображает себя в роли защитника слабых, в роли носителя добра и справедливости.

  • Хорошо взаимодействует со сверстниками, может договориться о совместной деятельности (игра, труд, конструирование и прочее), включиться в сотрудничество, прислушивается к предложениям партнеров, радуется общим результатам.

  • В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращается к правилам, использует разные приемы справедливого разрешения возникших проблем (распределения ролей, материалов, совместного игрового сюжет сложения).

  • Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, по собственной инициативе проявляет участие, заботу о близких и сверстниках.

  • Имеет близких друзей (друга), с которыми с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами.

  • Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах и многообразию народов мира. Задает вопросы о прошлом и настоящем в жизни людей, об истории города, страны, о создании предметов, техники, средств связи, рассуждает и высказывает свое мнение.

  • Имеет представления о школе, стремится к будущему положению школьника, выражает желание овладеть самостоятельным чтением, проявляет познавательную активность.

  • Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляет уверенность в себе и положительную самооценку.


Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей

  • Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения и общения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями.

  • Социальные представления о мире, стране, жизни людей ограничены, поверхностны.

  • Ребенок испытывает трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или нежеланием учитывать интересы и позицию партнеров, найти взаимопонимание. Выражено отставание в развитии связной речи, в умении вести диалог.

  • Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с положительными поступками, наблюдаются проявления негативного, равнодушного поведения по отношению к другим (сверстникам, малышам, близким взрослым).

  • Отношение к будущему (к поступлению в школу) неопределенное.


IV. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Защита прав детей оказалось настолько важным делом, что появилось решение проводить в дошкольном учреждении занятия по правам ребенка. Но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов. Работа по данному проекту предусматривает отношение к ребенку как к полноправному партнеру в условиях сотрудничества.

Маленькие дети лучше усваивают материал занятий, на которых педагог обращается к персонажам известных сказок. Читая литературные произведения, педагог обязательно обращает внимание на хорошие дела и поступки главных героев. Одни задания требуют точных, однозначных ответов, выполнение других ориентируют детей на размышления, определение личного отношения к событиям и людям.

Педагогам следует избегать воздействие на дошкольников, даже в слабой степени оскорбляющего их человеческого достоинство, разумеется, совершенно недопустимы жестокие наказания, рукоприкладство, грубые окрики, вышучивание и т.п.

Невозможно формировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к правам человека, если занятия будут авторитарными. Поэтому очень важно, чтобы в процессе изучения прав к детям применялся подход, основанный на идеях миролюбия, толерантности.

На занятиях рекомендуется использовать все виды деятельности, которые требуют подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Предложенные методы помогут дошкольникам:

  • Сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;

  • Научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;

  • Научиться разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.

Роль педагога в развитии детского самосознания заключается в следующем:

  • Сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

  • Оценка его деятельности и поведения;

  • Разъяснение различий между правами и обязанностями;

  • Формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

  • Побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями других людей.

Для повышения эффективности работы по изучению прав детьми педагогам необходимо обратить внимание:

  • Соответствие программного содержания возрастным особенностям ребенка, целям, задачам темы занятий;

  • Активизацию детей, актуализацию знаний и психолога – эмоциональный настрой детей перед занятием;

  • Наличие нового ознакомительного материала, обеспечивающего развитие мыслительной и познавательной деятельности.

  • Выполнение требований охрана жизни и здоровья ребенка;

  • Методы и приемы, используемые на занятии для обеспечения внимания и усвоения программного материала;

  • Приемы организации и стимулирования деятельности детей на занятиях; позиция воспитателя по отношению к детям, стиль отношений;

  • Речь воспитателя и детей (лаконичность, эмоциональность, грамотность);

  • Дидактические ситуации, их логическую последовательность и взаимосвязь; результативность деятельности детей;

  • Рациональность смены деятельности детей;

  • Ценность занятия (решение образовательных, воспитательных, развивающих задач);

  • Уровень подготовленности воспитателя к занятию.
1   2   3   4   5