Главная страница

Содержание образовательной области «Познание» Содержание образовательной области «Познание»



Скачать 66.11 Kb.
НазваниеСодержание образовательной области «Познание» Содержание образовательной области «Познание»
Дата14.03.2016
Размер66.11 Kb.
ТипРабочая программа

Содержание образовательной области «Познание»

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;

  • развитие позновательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.2660-10), во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительног цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

Рабочая программа предусматривает формирование у дошкольников среднего возраста общих умений, навыков и универсальных способов действий. В связи с этим программа обеспечивает развитие у детей умение четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных позновательно-исследовательских проблем, развивает наблюдательность и любознательность, продолжая знакомить детей с предметами и явлениями общественной жизни, формируе обобщенные представления об окружающем мире через установление простейших связей между явлениями и предметатми.

Принципы формирования позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

  • Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

  • Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

  • Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-оразовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей соответствие комплексно-тематическому принципу построение образовательного процесса.

Формы организации образовательной области «Познание»

  • Формирование позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности

  • Основная форма работы- обучение детей на занятиях

  • Фронтальная (групповая) форма

  • По подгруппам

  • Игровая форма

  • Индивидуально-творческая деятельность

  • Игры-чертежи

  • Развивающие игры

  • Интегрированная форма обучения.

Методы и приемы организации образовательной области «Познание»

Формирование позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей 4-5 лет.

У детей 4-5 лет продолжается расти интерес к позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности. У них уже имеется представление о труде, о некоторых профессиях. Продолжается воспитание уважение к тем, кто трудится, бережное отношение предметам и вещам. Дети ближе знакомятся с предметами окружения, учатся любоваться их красотой, оригинальностью формы. По возможности осуществлять сенсорный анализ, выделяя особенности их строения, свойства, качества, связывая их назначением предметов, с материалами, из которых они сделаны. Дети знакомятся с современными и старинными зданиями, мостами, транспортом. Учатся рассматривать их, выделять функциональное назначение, оформление.

В этом возрасте у них совершенствуются конструктивные навыки, развивается умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету.

Обучение детей в средней группе носит наглядно-действинный характер. Новые знания ребенок усваевает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует со строительным и природным материалом.

Совместная деятельность педагога и детей часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов- неожиданного появления игрушек, вещей, приход «гостей» и пр.это заинтересовывает и активизирует детей.однако когда впервые выделяют какое-то свойство (форма, величина, устойчивость) и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение конструктивных свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующих либо сходным, либо противоположными свойствами (длинный-короткий, большой-маленький, широкий узкий и т.п). совершенствуются элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри). Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции. Педагог учит создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу. Практика показывает, что взаимоотношения детей в конструктивной деятельности сами по себе не всегда строятся на правильной основе. Поэтому роль воспитателя приобретает здесь очень важное значение. Он должен учить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в процессе выполнения построек, игрушек, согласовывать свою работу с действием товарища.

При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложение товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным.

В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе. При это развивается не только творчество, изобретательность, но и эстетический вкус. Побуждает обыгрывать сооружения, объединяться в играх. Дети 4-5 лет уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Педагог в совместной деятельности и в повседневной деятельности предлагает детям несложные конструкторы для экспериментирования с деталями. Однако если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий: показывает способы крепления деталей монтажа не сложных конструкций, рассматривает чертежи конструкции. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2-3 раза, обращая внимание детей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и название одних и тех же способов действий и разных ситуациях при смене наглядного материала позволяет детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными.

Начиная с января, дети упражняются в изготовлении плоских и объемных поделок (из бумажных цилиндров, конусов, коробок и т.д.). учатся вырезать различные элементы из цветной бумаги и оформлять игрушки, придавая им определенные образы. Оживлять поделки, прорисовывать фломастером мелкие детали. Дети знакомятся с оригами. Упражняются в изготовление не сложных игрушек по принципу оригами. Педагог побуждает детей обыгрывать свои поделки, объединяясь в играх. При этом очень важно чтобы педагог общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.

Дети 4-5 летнего возраста значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому в совместной деятельности педагога и детей широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно учувствовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности).

В средней группе дошкольного возраста начинается приобщение к работе с природным материалом: веток, коры, листьев, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т.д.во время свободной деятельности. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью разных дополнительных материалов. Дети учатся способами склеивания деталей. Педагог побуждает проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не разбрасывать, не нарушать красоту и уют в помещении. Порядок на рабочем месте- необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей навыков организованного труда, эстетических чувств. Можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. Используя в своих играх природный материала, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Особенно большое значение это деятельность имеет для развития фантазии ребенка.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Позновательно-исследовательская и продуктивная деятельность больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.