|
Доклад «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» Ахметова Нафиса Миннимухаматовна, учитель математики
Доклад
«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности (об этом говорят в России уже с 90-ых годов) не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.
Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.
Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП
1. Требования к достижению планируемых результатов.
2. Требования к структуре ООП ООО.
3. Требования к условиям реализации ООП ООО.
ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Как достичь планируемых результатов? Как обучать?
Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход.
В ФГОС ООО прописано, что системно-деятельностный подход обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в преподавательской практике является «учебная деятельность».
Что такое «учебная деятельность»?
Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:
Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями.
Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция.
Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.
Попытаемся в этом разобраться, сравнив традиционный урок и тот, который должен быть в соответствии с требованиями Стандарта (сопоставление предложено ОС «Школа 2100»)
Требования к уроку
| Традиционный урок
| Урок современного типа
| Объявление
темы урока
| Учитель сообщает учащимся
| Формулируют сами учащиеся
| Сообщение
целей и задач
| Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
| Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
| Планирование
| Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
| Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
| Практическая деятельность учащихся
| Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
| Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
| Осуществление контроля
| Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
| Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
| Осуществление коррекции
| Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
| Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
| Оценивание учащихся
| Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
| Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
| Итог урока
| Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
| Проводится рефлексия
| Домашнее задание
| Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
| Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
|
Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями:
1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности.
2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.
3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться. Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:
Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
Комплексный подход к планированию результатов урока.
Обновление форм организации учебных занятий.
Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.
Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения.
Систематическое использование технологий.
Рассматривая современный урок, мы увидели с вами, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности: предметно-методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую, в области валеологии образовательного процесса, в сфере трансляции собственного опыта.
Но особенно значимы для учителя две компетентности:
компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса;
компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.
Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока.
Процесс реализации нового стандарта будет проявляться главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся. Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал.
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта. Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.
Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
инструментальный (какими средствами это достижимо);
организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.
Но даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».
|
|
|