Главная страница


Тематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет)



НазваниеТематическое планирование по интеграции правовых знаний в разных видах деятельности (группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет)
страница3/5
Дата17.08.2016
Размер0.7 Mb.
ТипТематическое планирование
1   2   3   4   5

(Право от жестокого обращения), «Построим ежику Колючке теплый домик»

(Право на жилище).

Побуждает детей охотно откликаться на предложение участвовать в общем деле: в хороводных, подвижных и имитационных играх, в собирании общих «сокровищ» (картинок, камешков, ракушек), в уборке игрушек (право на игру).

Воспитатель организует ситуации, в которых дети задают взрослому вопросы об окружающем («Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?»). Воспитатель поддерживает жизнерадостное настроение детей, хвалит их, если они быстро преодолели негативное состояние, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру («Меня все любят, я хороший мальчик»), (право на любовь).

Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия, эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких.

  • Сохраняет преобладающее эмоционально – положительное настроение, быстро преодолевает негативное состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий.

  • Охотно посещает детский сад, включается в общий ритм жизни, с доверием относится к воспитателю. Знает стихи, песенки, потешки, по просьбе старших охотно исполняет их.

  • Говорит о себе в первом лице. Хорошо знает свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогови родителей

  • Ребенок проявляет недоверие к окружающим, трудности общения.

  • Контакты со сверстниками непродолжительны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные игры.

  • Наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых: капризы, немотивированные требования.

  • Реагирует на эмоциональное состояние окружающих только побуждении, и показу взрослого.

  • Общее эмоциональное состояние ребенка бывает неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, отдельными негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.


Пятый год жизни

Задачи воспитания и развития детей:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.

  2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, желание по побуждению или показу старших выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

  3. Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.

  4. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, к воспитателю, желание осваивать новые знания о своих правах и обязанностях и действиях в детском саду.

Ориентация ребенка в образовательной области
О чем узнают дети

Мальчики и девочки, их имена, любимые занятия, игрушки, взаимоотношения.

Отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей, связь эмоциональных состояний, отношений и поступков людей по отношению друг к другу.

Формы проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, благодарить. Обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю – по имени и отчеству. Правила вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.

Семья и члены семьи, их занятия и взаимоотношения, семейные праздники и события жизни.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети

Воспитатель рассматривает вместе с детьми картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие жизненные события, сюжеты общения, совместных дел, любви детей и близких взрослых, показывает и объясняет факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным, доброго отношения детей к старшим. На картинках, в литературных произведениях, в жизни с помощью вопросов, в процессе совместного обсуждения помогает детям выделять положительные поступки людей по отношению друг к другу, выражать к ним свое положительное отношение. (Право на любовь)

Воспитатель приучает детей быть внимательными к указаниям и просьбам старших, охотно выполнять их. Обращает внимание дошкольников на негативные действия и поступки детей (по картинкам), рассуждает об их причинах, называет нежелательные последствия подобных действий для других людей, выказывает свое отношение к такому поведению. Анализирует аналогичные ситуации по произведениям художественной литературы. (Право на охрану физического здоровья)

Педагог побуждает детей отражать впечатления о детях и взрослых в рисунках, лепке, аппликациях, в сюжетно – ролевых и театрализованных играх.

Воспитатель рассматривает с детьми изображения разных семей, задает вопросы об изображенном семейном событии, о родственных отношениях (кто есть кто в семье), побуждает детей придумывать имена членам семьи, рассуждать об их возрасте, об отношениях между членами семьи.(Право жить и воспитываться в семье)

Педагог побуждает детей выполнять правила культурного поведения в среде сверстников: обращаться друг другу по имени (право на имя), избегать грубого тона, быть приветливыми, делиться игрушками, понимать, что в детском саду игрушки и пособия общие, у всех равные права на них (право на игру). Развивает доброжелательность, обращает детей на то, что мальчикам и девочкам бывает грустно и одиноко, если сверстники не пригашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе: подойти, поговорить, предложить игрушку. Если мы будем внимательны друг к другу, всем в детском саду будет хорошо и весело.

Выражают потребность больше узнать об окружающем, о жизни людей. Задают вопросы о мире, о себе, о своих близких (право на жизнь). Радуются одобрению и похвале взрослых.

Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок сохраняет жизнерадостное, дружелюбное настроение;

  • Имеет представление о некоторых правилах культуры поведения. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).

  • Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие.

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Делает попытки оценить действия других с позиции известных правил.

  • Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье.



Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей


  • Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво.

  • Обнаруживает трудности взаимоотношений и согласования действий с другими детьми в общей деятельности.

  • Без внешнего побуждения по своей инициативе не реагирует на эмоциональные состояния взрослых и сверстников.

  • Не внимателен к словам взрослого, повторяет нежелательные действия, несмотря на указания и оценку взрослого.


ваи
Шестой год жизни
Задачи воспитания и развития детей:

1. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.

2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.

3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

4. Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.

6. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети

Люди (взрослые, дети). Разнообразие мужских и женских имен, происхождение и символический смысл некоторых имен, имя и отчество. Проявление гендерных особенностей, характерные мужские и женские качества, оценка поступков людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.

Разнообразие эмоциональных состояний взрослых и сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи: радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение. Способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему сверстнику, несправедливость.

Семья. Представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи. Поведение в семье в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Отношение к пожилым людям в семье. Представления о том, что родители есть не только у людей, но и у животных.

Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду, их забота о здоровье, воспитании и развитии детей, поддержании порядка, красоты в детском саду.

Родной город. Понимание того, что родной город — это место, где проживает ребенок и его семья, работают родители, учатся дети; есть места для отдыха людей и удовлетворения их потребностей: приобретения продуктов, вещей, поддержания здоровья, занятий спортом.

Родная страна. В России живут люди многих национальностей, у них есть внешние особенности,свой национальный язык, одежда, традиции. Сказки, игрушки, игры разных народов, народные промыслы. Толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети

Взрослые и дети. Дошкольники проявляют интерес к жизни и деятельности людей в обществе. Вместе с воспитателем обсуждают и обмениваются впечатлениями об интересных событиях в семье, городе. Дети задают взрослому вопросы о разных сторонах жизни людей, об их отношениях, чувствах. Совместно с воспитателем рассматривают картинки, фотографии, скульптурные изображения людей разного возраста и пола. Сравнивают и находят проявления возраста и гендерных отличий во внешнем облике разных людей, представляют типичные мужские и женские качества и профессии; при поддержке воспитателя учатся распознавать и оценивать с учетом гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки людей разного пола.

Воспитатель знакомит детей с разнообразием мужских и женских имен, с символическим значением отдельных имен.

Педагог обсуждает с детьми необходимость учета возраста людей в своем поведении: малыши нуждаются в опеке, внимании, поддержке старших детей и взрослых; старым, пожилым людям требуется забота, помощь, уважение детей и близких. Учит использовать в активной речи слова, обозначающие возрастную характеристику человека: молодой, пожилой, старый, старше, моложе.

Воспитатель уточняет с детьми, как правильно относиться к людям, имеющим физические недостатки (инвалидам по зрению, слуху и т.п.), обращает внимание на недопустимость смеяться над физическими недостатками взрослых и сверстников. Раскрывает на конкретных примерах нравственные качества людей (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, правдивый, смелый). Воспитывает уважение к людям, желание беречь все, что создано их руками.

Эмоции людей. Воспитатель учит детей сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально откликаться на события и словесно обозначать состояние и настроение героев сказок, мультфильмов.

Дети учатся откликаться на эмоции близких людей и друзей, обсуждать с воспитателем чувства, которые они пережили в связи с теми или иными событиями в жизни детского сада или семьи.

Вместе с воспитателем дети решают, как помочь обиженному, сердитому, испуганному человеку. Участвуют в практических ситуациях, требующих проявления внимания и эмоциональной отзывчивости (успокоить, порадовать, развеселить, отвлечь), совместно с воспитателем находят конкретные пути решения проблемы.

Дошкольники слушают и запоминают стихи, поговорки, пословицы, в которых отражена забота взрослых о детях, любовь детей к родителям, отношения в семье, труд людей, доброта и смелость, честность.

Взаимоотношения и сотрудничество. Дети учатся выражать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению и сотрудничеству. Замечать и эмоционально откликаться на состояние сверстника (грустит, обижен, скучает и т. п.). По побуждению воспитателя, а также по собственной инициативе дети активно проявляют сочувствие и участие к сверстнику: спрашивают, что с ним случилось; берут за руку, говорят слова утешения и поддержки; пытаются помочь, или обратиться за помощью к взрослому.

Воспитатель учит детей делить с другими детьми радость, говорить добрые слова. Дошкольники участвуют в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».

При поддержке воспитателя дети овладевают умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.

Проводятся обсуждения поступков литературных героев, проблемных ситуаций общения и сотрудничества, рассуждение на темы дружбы, взаимопомощи, справедливости: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего?», «Кого мы называем добрым?» и т. п. Дошкольники отвечают на вопросы о взаимоотношениях детей в группе, о добрых поступках, о том, как дружат между собой в группе девочки и мальчики. Дети учатся разрешать проблемы поведения и взаимоотношений с позиции нравственных представлений: «Как бы ты поступил?», «Кто прав и кто не прав?», «Что надо предпринять?», предлагают возможные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Культура поведения. Воспитатель продолжает знакомить детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть доброжелательным, справедливым по отношению к сверстникам.

Семья. Дети проявляют доброжелательное отношение, любовь к близким (родителям, родственникам), обращают внимание на настроение и самочувствие близких людей в семье.

В группе вместе с воспитателем обсуждаются «семейные темы»: о проявлении заботы (как помочь маме на кухне, как приготовить сюрприз бабушке?), об интересных событиях в жизни семьи (посещение зоопарка, цирка, переезд на новую квартиру), о любимых домашних животных (покупка попугайчика, хомячка, проказы любимого котенка, щенка и т. п.).

Дети учатся использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля», «мамочка», интересоваться состоянием здоровья, самочувствием, делами близких («Как чувствует себя бабушка?», «Поправился ли дедушка?»). Воспитатель знакомит детей с элементарными правилами ухода за больным или старым человеком в семье: выполнить просьбу, подать градусник, лекарство, принести чай, грелку, очки, посидеть рядом, поговорить и прочее. Обсуждает с детьми, как можно выразить внимание к близким: поговорить по телефону, послать письмо, вложить в письмо свой рисунок, сделать своими руками подарки, рассказать о своих делах, любимых книгах.

По предложению воспитателя дети охотно участвуют в практических ситуациях подготовки подарков дня членов семьи к Новому году, к Международному женскому дню (8 Марта), к дню рождения близких людей (ситуации «Мы радуем своих близких»). Рисуют на тему «Моя семья», слушают и запоминают стихи, сказки, песенки, в которых отражена материнская любовь к детям, доброта бабушки и дедушки, забота отца, братьев и сестер.

Город (поселок). Дошкольники проявляют интерес к родному городу. Расширяют представление о родном городе (поселке), о его достопримечательностях, людях, которые в нем живут и трудятся. Дети понимают назначение разных общественных учреждений: поликлиника, магазин, школа, кинотеатр.

Моя страна. В России живут люди разных национальностей, кроме русского они говорят на своем языке, имеют свои сказки, песни, танцы. Все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой. Дети рассматривают иллюстрации, картины, слушают песни, стихи о России, знакомятся с русской народной музыкой, песнями, хороводными играми, народными сказками, игрушками народных промыслов.

Представление ребенка о себе. Я расту.Дошкольники знают свое имя, фамилию, пол, возраст, место жительства, домашний адрес, членов семьи, профессии родителей.

Понимают значение укрепления здоровья и безопасного поведения. Умеют с опорой на картинки показать и рассказать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другим.

Умеют осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства («Я мечтаю о...», «Меня волнует...», «Я жду,когда...»). Осознают свои умения («Я умею...», «Я научился...»).

Стремятся к самостоятельности. Обладают положительной самооценкой, проявляют познавательный интерес к миру, испытывают чувство гордости и удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы и одобрения старших.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям.

  • Ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми; без напоминания здоровается, прощается, благодарит за услугу, пользуется вежливыми оборотами речи, обращается к взрослым на «вы» и по имени и отчеству.

  • Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.

  • В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить интересные предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности.

  • Проявляет чуткость по отношению к другим, распознает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.

  • Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

  • Сохраняет жизнерадостное настроение, стремление к самостоятельности, настроен на успех, положительный результат, признание другими его достижений.

  • Испытывает чувство гордости иудовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы и одобрения старших.


Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого.

  • Часто конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют его интересам и возможности получить выигрыш.

  • Не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент.

  • Не внимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков, часто критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками.

  • Социальные представления ограничены, познавательныйинтереск социальному миру, городу, стране снижен.

  • Выражено отставание в развитии связной речи.


Седьмой год жизни
Задачи воспитания и развития детей:

  1. Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.

  2. Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.

  3. Развивать начала социальной активности, желаний на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).

  4. Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника.

  5. Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки.

  6. Формировать представления о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей; развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов.

  7. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданственности.

1   2   3   4   5