|
| 62.
| Работа над ошибками
|
|
|
|
| 63.
| Педагогическая диагностика успешности
|
|
|
| 64.
| Повторение изученного . Резервный урок.
|
|
|
|
| 65.
| Умножение на 10 и на 100.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
Ввести правила умножения на 10 и на 100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения.
|
|
| 66.
| Умножение на 10 и на 100.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 67.
| Умножение вида: 50 х 9, 200 х 4.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 68.
| Умножение вида: 50 х 9, 200 х 4.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
| Познакомить со способом умножения числа на данное число десятков или сотен.
|
|
| 69.
| Умножение вида: 50 х 9, 200 х 4.
| Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
|
|
| 70.
| Прямая.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
Познакомить с перпендикулярностью прямых как с частным случаем пересечения двух прямых. Учить строить перпендикулярные прямые с помощью угольника и линейки. Познакомить со свойством перпендикулярности прямых
|
|
| 71.
| Прямая.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 72.
| Перпендикулярность прямых.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 73.
| Перпендикулярность прямых.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 74.
| Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки.
Практическая работа.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
Формировать умения
строить симметричную фигуру с помощью угольника и линейки на нелинованной бумаге
|
|
| 75.
| Проверочная работа по теме «Перпендикулярные прямые. Построение
ссимметричных фигур».
| Урок закрепления, проверки и оценки знаний и способов деятельности.
|
|
| 76.
| Умножение на однозначное число.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
Формировать умения использовать письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное.
|
|
| 77.
| Умножение на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 78.
| Умножение на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 79.
| Умножение на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 80.
| Умножение на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
| Проверить уровень усвоения материала по теме: « Умножение двух- и трёхзначных чисел на однозначное число
|
|
| 81.
| Контрольная работа по теме: «Умножение двух- и трёхзначных чисел на однозначное число».№7
| Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся.
|
|
| 82.
| Работа над ошибками. Время
| Урок изучения и первичного закрепления новых
знаний и способов деятельности.
|
Познакомить с единицами
времени, их обозначением и соотношением между ними. Формировать умения ориентироваться по циферблату часов, по календарю.
|
|
| 83.
| Измерение времени
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 84.-
| Измерение времени.
|
Познакомить с правилом деления чисел на 10 и на 100.
|
|
| .85
| Деление на 10 и на 100
| Урок изучения знаний
|
|
| 86.
| Деление на 10 и на 100
Решение задач.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 87.
| Нахождение однозначного частного.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 88.
| Нахождение однозначного частного.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 89.
| Нахождение однозначного частного.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
Рассмотреть случаи деления чисел в пределах 1000, когда частное - однозначное число. Формировать умения находить однозначное частное методом подбора Рассмотреть понятия: частное и остаток. Познакомить со свойствами остатка и деления с остатком.
|
|
| 90.
| Деление с остатком.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 91.
| Деление с остатком.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 92.
| Закрепление. Деление на однозначное число
|
|
|
| 93.
| Деление на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 94.
| Деление на однозначное число..
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
| Учить алгоритму деления на однозначное число на основе деления с остатком. Формировать умения делить трехзначное число на однозначное.
|
|
|
|
| 95.
| Деление на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 96.
| Деление на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 97.
| Контрольная работа№8
«Деление на однозначное число»
| Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
| Проверить уровень усвоения материала по теме Учить алгоритму деления на однозначное число на основе деления с остатком. Формировать умения делить трехзначное число на однозначное.
|
|
| 98.
| Деление на однозначное число.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 99.
| Деление на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 100
| Деление на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 101
| Деление на однозначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 102
| Итоговая контрольная работа
за 3 четверть.№9
| Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
| Проверить уровень усвоения материала по изучаемым темам 3 четверти.
|
|
| 103.
| Деление на однозначное число.
| Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
| Учить алгоритму деления на однозначное число на основе деления с остатком. Формировать умения делить трехзначное число на однозначное.
|
|
| 104.
| Работа над ошибками .
|
|
|
| 105.
| Умножение вида 23 х 40.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
Формировать умения умножать двузначное число на данное число десятков с применением правила умножения на однозначное число. Учить применять устные и письменные приемы умножения и деления на двузначное число. Учить выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритмов действии.
|
|
| 106.
| Умножение вида 23 х 40.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 107.
| Умножение вида 23 х 40.
| Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 108.
| Умножение на двузначное число.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 109.
| Умножение на двузначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 110
| Умножение на двузначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
Проверить уровень усвоения материала.
|
|
| 111.
| Умножение на двузначное число.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 112.
| Умножение на двузначное число.
| Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
|
|
| 113.
| Умножение на двузначное число. Проверочная работа .
| Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
|
|
| 114.
| Деление на двузначное число Устные приёмы деления
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 115.
| Деление на двузначное число
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 116.
| Деление на двузначное число Письменные приёмы деления
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 117.
| Деление на двузначное число
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 118.
| Деление на двузначное число
| Урок закрепления знаний и
способов деятельности.
|
|
| 119.
| Деление на двузначное число
| Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
|
|
| 120.
| Деление на двузначное число
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 121.
| Деление на двузначное число
| Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
|
|
| 122.
| Закрепление изученного.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 123
| Контрольная работа по теме: «Умножение и деление дву- и трёхзначных чисел на двузначное число». №10
| Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся.
|
Учить строить на нелинованной бумаге прямоугольник (квадрат) с помощью чертежных инструментов разными способами.
|
|
| 124.
| Работа над ошибками.
|
|
|
| 125.
| Построение прямоугольников.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
|
|
| 126.
| Построение прямоугольников.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 127.
| Решение задач на нахождение периметра прямоугольника, квадрата, треугольника.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 128.
| Решение задач на нахождение площади прямоугольника, квадрата.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности..
|
|
| 129.
| Решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 130.
| Итоговая контрольная работа за 4 четверть.
№11
| Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
| Проверить уровень усвоения материала по изучаемым темам 4 четверти.
|
|
| 131.
| Работа над ошибками.
Повторение
|
| Обобщить и закрепить весь изучаемый материал за год Формировать умения, навыки по решению примеров на умножение и деление дву- и трехзначных чисел
|
|
| 132.
| Повторение. Решение задач.
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
| 133.
| Повторение
| Урок закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
|
| 134.
| Итоговая контрольная работа за год.
№12
| Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
| Проверить уровень усвоения материала за 3 класс
|
|
| 135.
| Работа над ошибками.
|
|
|
| 136.
| Педагогическая диагностика успешности. Конец года.
|
|
|
|
ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
«СОГЛАСОВАНО»
| «СОГЛАСОВАНО
| «УТВЕРЖДАЮ»
| МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
| Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
| Директор
ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
|
________________________
|
_______________________
|
______________________
| Протокол № ______ от
|
| Приказ № _______ от
| «___» ____________ 2013 г.
| «___» ____________ 2013 г.
| «___» ____________ 2013 г.
|
|
|
|
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
(УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
для начальной ступени
базовый уровень
3 Б класс
Составитель: Пономарева О. В.
учитель начальных классов г. Москва
2013 - 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).
Программа рассчитана на 136 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.: ил.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011 – 112 с.: ил.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.
В авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Как осуществляется обучение литературному чтению в 1-4 классах?
В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного; произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.
Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Программа включает следующие основные рубрики круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умения и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.
Основные линии программы:
развитие навыка чтения;
развитие восприятия произведения;
развитие литературоведческих представлений и понятий;
развитие речевых умений;
развитие творческой деятельности.
Содержание программы 3 класс (136 ч)
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные
и отрицательные.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
|
|