|
«Роль и место дидактических игр в процессе обучения математики» «Роль и место дидактических игр в процессе обучения математики»
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения математики и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Можно ли у школьников вызвать настолько большой интерес к уроку математики, чтобы они, встречая учителя, неоднократно задавали ему вопрос: «Когда же у нас будет еще такой урок?» И ждут его, как какого-то праздника. Еще Анатоль Франс говорил: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом»
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра – творчество, игра – труд. Во время игры дети начинают мыслить самостоятельно, развивают внимание, и самое важное, что увлекшись игрой, дети не замечают, что они учатся. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированы.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четкой цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет следующую структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности. Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.
Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие различных технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы. Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний или в их применении. Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся при их систематическом использовании. Дидактические игры могут использоваться не на всем уроке, а на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.
Существуют еще, так называемые, деловые игры, которые в большинстве случаев проводятся в течение всего урока. Это игра, в процессе которой на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия и имитируется его реализация в практической жизни. Возможен следующий вариант структуры деловой игры на уроке:
1) знакомство с реальной ситуацией; 2) построение ее имитационной модели; 3) постановка главной задачи командам (группам, бригадам), уточнение их роли в игре; 4) создание игровой проблемной ситуации; 5) вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; 6) разрешение проблемы; 7) обсуждение и проверка полученных результатов; 8)реализация принятого решения; 9) анализ итогов работы; 10) оценка результатов работы.
Важным условием эффективности деловых игр является профессиональная направленность решаемых задач, а так же рациональное сочетание коллективных и индивидуальных действий участников игры.
Специфика ролевой игры в отличие от деловой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки – суды. Методика разработки и проведения ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и анализ результатов игры. На подготовительном этапе решаются организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушиваются сообщения экспертной группы. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений. Ролевая игра проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры, тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Е правила, содержание и методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интерес к математике, дидактические игры могут быть отправной точкой в возникновении этого интереса. поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в тех классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучным и сухим предметом. словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. |
|
|