|
Конструирование и ручной труд детей младшего дошкольного возраста Консультация для педагогов. Конструирование и ручной труд
детей младшего дошкольного возраста. Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок.
А. Сухомлинский Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
На развитие творческих способностей детей по конструирования и ручному труду большое влияние оказывает использование игровых приёмов.
На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Например, занятие на тему “Город мастеров” начинается с рассказа о сказочном городе, который предлагают построить детям. В дальнейшем все происходящее в городе события требуют от детей создания разного рода построек. Так, благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры.
Создание игровой мотивации на занятиях по ручному труду осуществляется иначе. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы. Конструктивная деятельность и ручной труд детей 3-4 лет представляет собой особую форму собственно детской деятельности.
Отсюда и задачи педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста:
Способствовать освоению, детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов;
Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами;
Заложить созидательное отношение к окружающему миру.
Работа с детьми по конструктивной деятельности осуществляется по двум направлениям:
– создание условий для самостоятельных практических действий детей;
– проведение специально организованного обучения. Для того чтобы проводимая работа по этим направлениям была более успешной необходимо использовать различный материал.
Для конструирования основным материалом является строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей. Дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке. Поэтому строительному материалу необходимо выделить в группе свободное пространство. Конструкторы чрезвычайно полезны для детей данного возраста, так как развивают интеллектуально и развивают мелкую моторику.
Для совместной деятельности по ручному труду рекомендуется использовать следующие материалы: бумагу разных видов, вату, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки), природный материал, клей; инструменты: ножницы, кисть. В самостоятельное использование эти материалы можно предоставлять лишь после того, как дети научатся работать с ними и мастерить поделки совместно с воспитателем.
Реализация потребностей детей требует организовать в группе уголок труда. Главное требование к нему – возможность свободного доступа к материалам и инструментам.
Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:
– очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести;
– более сложными, опережающими его возможности. Во второй младшей группе обучение конструированию проходит по следующим направлениям:
– обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек;
– обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий;
– обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам;
– обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами;
Для обучения детей конструированию и элементам ручного труда наиболее приемлема игровая мотивация их деятельности. Увлечённый желанием помочь, ребёнок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней.
Мотивация может быть двух типов:
– мотивация личного интереса, создание игрушек для себя;
– мотивация общения с взрослым.
Чтобы обучение на занятиях по конструктивной деятельности проходило успешно и приносило детям радость и удовлетворение, необходимо соблюдать следующие условия:
– любой результат должен положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;
– сделанная ребёнком игрушка или постройка должна стать его собственностью, чтобы мог распоряжаться ею по своему усмотрению;
– о результатах продуктивной деятельности детей необходимо рассказывать их родителям, приходящим в группу взрослым, следует показывать их поделки, публично выражая своё одобрение и похвалу;
– при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми необходимо учитывать разницу в интересах мальчиков и девочек.
Осознание ребёнком своего пола – чрезвычайно важный момент в его развитии. Поэтому любое проявление различия в интересах, поведении нуждается во внимании и поддержке со стороны взрослого.
Совместная продуктивная деятельность в данной возрастной группе можно организовывать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей, т.е. необходимо подбирать содержание, интересное всем детям. |
|
|