Раздел 3. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)
38.
| Умножение натуральных чисел и его свойства
(открытие новых знаний)
| Г – обсуждение
и выведение правила умножения одного числа на другое, определений названий чисел (множители) и результата (произведение) умножения.
Ф– устные вычисления (№ 436, с. 71), запись суммы в виде произведения (№ 404, с. 67), произведения в виде суммы (№ 405, с. 69).
И– умножение натуральных чисел (№ 412, с. 68)
| Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами
| Находят и выбирают порядок действий; пошагово контролируют правильность вычислений; моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
| Объясняют отличия в оценках одной ситуации разными людьми; проявляют интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету
| (Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». (К) – умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе
| Индивидуальная. Опрос по карточкам
| Карточки с заданиями
|
39.
| Умножение натуральных чисел и его свойства
(закрепление знаний)
| Ф– ответы
на вопросы (с. 67), решение задач на смысл действия умножения (№ 407– 409, с. 68).
И– замена сложения умножением
(№ 413, с. 68), нахождение произведения удобным способом (№ 416, с. 69)
| Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами
| Находят
и выбирают удобный способ решения задания
| Объясняют отличия
в оценках одной и той
же ситуации разными людьми
| (Р)– работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации.
(П)– передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К)– умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждать фактами
| Индивидуальная. Устный опрос. Наблюдение за работой учащихся.
| Карточки с числами, карточки для устного счёта, кроссворд
|
40.
| Умножение натуральных чисел и его свойства
(комплексное применение ЗУН)
| Г – обсуждение
и выведение переместительного и сочетательного свойств умножения.
Ф – устные вычисления (№ 437, 438, с. 71), выполнение действий
с применением свойств умножения (№ 415, с. 69).
– решение задач разными способами (№ 417, с. 69)
| Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами
| Пошагово контролируют правильность вычислений,
выполнение алгоритма арифметического действия, описывают явления с использованием буквенных выражений
| Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, осознают
и принимают социальную роль ученика
| (П) – строят
предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи.
(К) – умеют принимать точку зрения другого
| Тестовый контроль
| Опорный конспект, карточки с заданиями
|
41.
| Умножение натуральных чисел и его свойства
(комплексное применение ЗУН)
|
42
| Умножение натуральных чисел и его свойства (комплексное применение ЗУН)
| Ф– ответы
на вопросы (с. 67), объяснение смысла выражений
(№ 421, с. 69).
И– решение задач выражением (№ 420, с. 69).
Тест 5 по теме «Умножение натуральных чисел»
| Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами
| Моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
| Дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к предмету
| (Р) – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её осуществления.
(П) – записывают выводы в виде правил «если… то…».
(К) – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
| Фронтальный
опрос
| Карточки для ответов каждому ученику
|
43.
| Умножение натуральных чисел и его свойства
(обобщение и систематизация знаний)
| Тестовый контроль
| Карточки
|
44.
| Деление (открытие новых знаний)
| Г – обсуждение
и выведение правил нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя, определений числа, которое делят (на которое делят).
Ф– деление натуральных чисел (№ 472, с. 75), запись частного (№ 473, с. 75).
И – решение уравнений (№ 482, с. 76)
| Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений;
| Исследуют ситуации, требующие сравнения величин; решают простейшие уравнения; планируют решение задачи
| Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют устойчивый интерес к способам решения задач
| (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других
| Устный опрос
| ИКТ
|
45.
| Деление
(закрепление знаний)
| Ф – ответы
на вопросы (с. 74), чтение выражений (№ 474, с. 75).
И– решение задач на деление (№ 479, № 480, с. 76).
Тест 6 по теме «Деление натуральных чисел»
| Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений;
| Моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; при решении нестандартной задачи находят
и выбирают алгоритм решения
| Дают позитивную самооценку результатам учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета
| (Р) – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления.
(П)–записывают выводы в виде правил «если… то…».
(К)– умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
| Опрос в парах
Индивидуальная. Самостоятельная работа
| Карточки для самостоятельной работы
|
46.
| Деление (комплексное применение ЗУН)
|
47.
| Деление
(комплексное применение ЗУН)
| Ф – нахождение неизвестного делимого, делителя, множителя (№ 490, 491, с. 77).
И – решение задач с помощью уравнений (№ 486, с. 76)
| Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений;
| Решают простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий
| Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития
| (Р) – определяют цель учебной деятельности, осуществляют средства её достижения.
(П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде.
(К)– умеют высказывать свою точку зрения, пытаясь её обосновать, приводя аргументы
| Устный опрос
| Карточки с заданиями
|
48.
| Деление
(комплексное применение ЗУН)
| Фронтальный опрос
| Логический тест
|
49.
| Деление (обобщение и систематизация знаний)
| Фронтальный опрос
| Ребусы, высказывания
|
50
| Деление с остатком
(открытие новых знаний)
| Г– обсуждение
и выведение правил получения остатка, нахождения делимого по неполному
частному, делителю и остатку.
Ф – выполнение деления с остатком
(№ 533, с. 82).
И– решение задач на нахождение остатка (№ 529, 530, с. 81)
| Обсуждение и выведение правил деления с остатком; устные вычисления
| Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения;
| Проявляют устойчивый интерес к способам решения задач; объясняют ход решения задачи
| (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого
| Наблюдение
| Карточки с заданиями, тесты
|
51
| Деление с остатком (закрепление знаний)
| Ф – ответы
на вопросы (с. 81), устные вычисления (№ 539, с. 82), нахождение остатка при делении различных чисел на 2; 7; 11 и т. д. (№ 534, с. 82).
И– проверка равенства и указание компонентов действия
(№ 535, с. 82)
| Обсуждение и выведение правил деления с остатком; устные вычисления
| Используют
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления с остатком
| Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности
| (Р)– составляют план выполнения заданий совместно с учителем.
(П)– записывают выводы в виде правил «если… то…».
(К)– умеют уважительно относиться к позиции другого, договориться
| Опрос в парах
| Билеты для проверки домашнего задания, карточки для устного счёта, билеты с дополнительными вопросами
|
52
| Деление с
остатком (обобщение и систематизация знаний)
| Ф – составление примеров деления на заданное число с заданным остатком (№ 536, с. 82); нахождение значения выражения (№ 548, с. 83).
И– деление с остатком (№ 550, с. 84); нахождение делимого по неполному частному, делителю и остатку (№ 553, с. 84)
| Обсуждение и выведение правил деления с остатком; устные вычисления
| Планируют решение задачи; объясняют ход решения задачи; наблюдают за изменением решения задачи при изменении её условия
| Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют интерес к предмету
| (Р)– обнаруживают
и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
(П)– сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет).
(К)– умеют принимать точку зрения другого, слушать
| Устный опрос
| Плакат
|
53
| Контрольная работа №4: Умножение и деление натуральных чисел
(контроль и оценка знаний)
| И–решение контрольной работы 4 (Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактический материал по математике для 5 класса. М.: Классикс Стиль, 2010.
| Решение к/р №4.
| Используют разные приемы проверки правильности ответа
| Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
| (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
| Индивидуальная. Самостоятельная работа
| Карточки с заданиями контрольной работы
|
54
| Упрощение выражений
(открытие новых знаний)
| Г – обсуждение
и выведение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания.
Ф– умножение натуральных чисел с помощью распределительного свойства умножения
(№ 559, с. 86); упрощение выражений (№ 563, с. 87).
И– применение распределительного свойства умножения
(№ 561, с. 86); вычисление значения выражения, предварительно упрощая его (№ 566, с. 87)
| Обсужд-е и выведение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания; умножение натуральных чисел; решение уравнений и задач
| Применяют буквы для обозначения чисел; выбирают удобный порядок выполнения действий; составляют буквенные выражения
| Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика
| (Р) – работают по составленному плану, используют дополнительную литературу. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. (К) – умеют слушать других; принимать точку зрения другого
| Устный опрос
| Карточки
|
55
| Упрощение выражений
(закрепление знаний)
| Ф– ответы
на вопросы (с. 86), решение уравнений (№ 568, с. 87).
И– запись предложения в виде равенства и нахождение значение переменной (№ 570,
с. 87); решение уравнений (№ 574, с. 87)
| Обсужд-е и выведение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания; умножение натуральных чисел; решение уравнений и задач
| Решают простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий
| Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, осознают
и принимают социальную роль ученика
| (Р) – составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
(П)– делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи.
(К) – умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
| Математический
диктант
| Карточки для индивидуальной работы, тестовые задания
|
56
| Упрощение выражений
(комплексное применение ЗУН)
| Индивидуальная. Самостоятельная работа
| Карточки для устных упражнений
|
57
| Упрощение выражений
(комплексное применение ЗУН)
| Ф – составление по рисунку уравнения и решение его (№ 571,
№ 572, с. 87); решение задач при помощи уравнений (№ 579, с. 88).
И– составление условия задачи
по данному уравнению
(№ 594, с. 89); решение задач на части (№ 584,
№ 585, с. 89)
| Обсужд-е и выведение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания; умножение натуральных чисел; решение уравнений и задач
| Составляют буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей; находят и выбирают удобный способ решения задания
| Объясняют отличия
в оценках одной и той
же ситуации разными людьми, проявляют положительное отношение к урокам математики, дают положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности
| (Р)– работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации (справочная литература, средства ИКТ).
(П)– делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
(К)– умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения
| Устный опрос
| Карточки, ксерокопии к домашнему заданию
|
58
| Упрощение выражений
(обобщение и систематизация знаний)
| Самостоятельная работа
| Карточки с заданиями по уровням
|
59
| Порядок выполнения действий (открытие новых знаний)
| Г – обсуждение
и выведение правил относительно действий, которые относятся к действиям
первой и второй ступени;
порядка выполнения действия в выражениях без скобок, со скобками.
Ф– нахождение значения выражения (№ 627, с. 94).
И– изменение порядка действий
на основе свойств сложения, вычитания и умножения для удобства вычислений (№ 628, с. 95); выполнение действий по схеме (№ 631, с. 95)
| Обсужд-е и выведение правил выполнения действий; нахождение значения выражений
| Действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач
| Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД;
| (Р) – понимают причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. (П) – передают сод-е в сжатом или развернутом виде. (К) – умеют слушать других;
| Наблюдение
| Презентация с заданиями для устного счёта и для развития внимания и памяти
|
60
| Порядок выполнения действий (закрепление знаний)
| Ф – ответы
на вопросы (с. 94), запись выражения по данной программе вычислений (№ 629, с. 95).
И– составление программы вычислений (№ 630, с. 95); решение уравнений (№ 639, с. 96)
| Обсужд-е и выведение правил выполнения действий; нахождение значения выражений
| Обнаруживают и устраняют ошибки логического
и арифметического характера
| Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес
к предмету
| (Р) – понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
(П)– передают содержание в сжатом или развернутом виде.
(К)– умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения
| Тестовый
контроль
| Ксерокопии
тестов каждому ученику, таблица для ответов, калька, ИКТ
|
61
| Порядок выполнения действий (обобщение и систематизация знаний)
| Ф – составление схемы вычислений
и нахождение значения выражения (№ 632, с. 95); устные вычисления (№ 633, с. 96).
И– составление программы вычисления выражения (№ 645, с. 97); запись выражения по схеме (№ 646, с. 97)
| Обсужд-е и выведение правил выполнения действий; нахождение значения выражений
| Используют различные приёмы проверки правильности выполнения задания (опора на изученные
правила, алгоритм выполнения арифметических действий, прикидку результатов)
| Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес
к изучению предмета,
способам решения задач
| (Р) – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
(П)– записывают выводы в виде правил «если… то…».
(К) – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
| Самостоятельная работа
| Карточки к самостоятельной работе
|