|
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 70 часов (35 часа в 10 классе и 35 часа в 11 классе).
И реализуется в течение 1 года. Учебно-тематический план
№
| Тема
| Количество часов
| Всего
| 10 класс
| 11 класс
| 1
| Введение. Информация и информационные процессы
| 4
| 4
|
| 2
| Информационные технологии
| 13
| 13
|
| 3
| Коммуникационные технологии
| 16
| 16
|
| 4
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
| 11
|
| 11
| 5
| Моделирование и формализация
| 8
|
| 8
| 6
| Базы данных. Системы управления базами данных. (СУБД)
| 8
|
| 8
| 7
| Информационное общество
| 3
|
| 3
|
| Повторение, подготовка к ЕГЭ
| 5
| 2
| 5
|
| ВСЕГО:
| 70
| 35
| 35
|
Программой предусмотрено проведение:
практических зачётных работ – 5 (в 10 классе), 2 (в 11 классе);
тестирование – 3 (в 10 классе), 3 (в 11 классе).
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменений. За исключением того, что контрольное тестирование учитель составляет сам, т.к. автор его не предлагает.
Учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Форма проверки и контроля
10класс
Форма
контроля
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4четверть
| год
| Тестирование по теме
| 1
| -
| 1
| 1
| -
| Практические работы (зачётные)
| -
| 2
| 2
| 1
| -
|
11класс
Форма
контроля
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4четверть
| год
| Тестирование
По теме.
| -
| 1
| 1
| 1
| -
| Практические работы
(зачётные)
| -
| 1
| 1
| -
| -
|
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
10 класс
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
11 класс
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен: знать/ понимать:
назначение и функции операционных систем;
какая информация требует защиты;
виды угроз для числовой информации;
физические способы и программные средства защиты информации;
что такое криптография;
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
что такое системный подход в науке и практике;
роль информационных процессов в системах;
определение модели;
что такое информационная модель;
этапы информационного моделирования на компьютере;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
что такое база данных (БД);
какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК;
производить основные настройки БИОС;
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Содержание разделов курса
№
| Раздел
| Содержание раздела
|
| 10 класс
|
| 1
| Введение. Информация и информационные процессы
| Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
| 2
| Информационные технологии
| Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
| 3
| Коммуникационные технологии
| Локальные и глобальные компьютерные сети, организации компьютерных сетей. Аппаратные и программные средства. Поисковые информационные системы.
Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
| 4
| Повторение
|
|
|
|
|
| 11 класс
|
| 1
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
| История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Linux Минт Росинка. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
| 2
| Моделирование и формализация
| Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.
| 3
| Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
| Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
| 4
| Информационное общество
| Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
| Контрольные работы и практические работы по темам 10 класс
Раздел
| Практические работы
| Контрольные
работы
| Введение. Информация и информационные процессы
|
| тестирование по теме «Информация иинформационные процессы».
| Информационные технологии
| Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».
Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 6
«Растровая графика».
Практическая работа № 7
«Трехмерная векторная графика».
Практическая работа № 8.
«Выполнение геометрических построений
в системе компьютерного черчения
КОМПАС».
Практическая работа № 9
«Создание Flash-анимации».
Практическая работа № 10
«Создание и редактирование
оцифрованного звука».
Практическая работа № 11
«Разработка мультимедийной
интерактивной презентации «Устройство
компьютера»».
Практическая работа № 12
«Разработка презентации «История
развития ВТ»».
Практическая работа № 13
«Перевод чисел из одной системы
счисления в другую с помощью
калькулятора».
Практическая работа№ 14
«Относительные,абсолютные и
смешанные ссылки в электронных
таблицах».
Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов».
| тестирование
по теме «Информационные
технологии».
| Коммуникационные технологии
|
Практическая работа № 16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Практическая работа № 17 «Создание подключения к Интернету».
Практическая работа № 18 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса».
Практическая работа № 19 «Настройка браузера».
Практическая работа № 20 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
Практическая работа № 22 «Работа с файловыми архивами».
Практическая работа № 23 «Геоинформационные системы в Интернете».
Практическая работа № 24 «Поиск в Интернете».
Практическая работа № 25 «Заказ в Интернет-магазине».
Практическая работа № 26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
| тестирование по теме
«Коммуникационные
технологии».
|
Контрольные работы и практические работы по темам 11 класс
Раздел
| Практические работы
|
Тестирование
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
| Практическая работа № 1 «Виртуальные компьютерные музеи».
Практическая работа № 2 «Сведения об архитектуре компьютера».
Практическая работа № 3 «Сведения о логических разделах дисков».
Практическая работа № 4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе».
Практическая работа № 5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux».
Практическая работа № 6 «Установка пакетов в операционной системы Linux».
Практическая работа № 7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».
Практическая работа № 8 «Защита от компьютерных вирусов».
Практическая работа № 9 «Защита от сетевых червей».
Практическая работа № 10 «Защита от троянских программ».
Практическая работа № 11 «Защита от хакерских атак».
| Тестирование по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов».
| Моделирование и формализация
|
| Тестирование по теме «Моделирование и формализация»
| Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
| Практическая работа № 12 «Создание табличной базы данных».
Практическая работа № 13 «Создание Формы в табличной базе данных».
Практическая работа № 14 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов».
Практическая работа № 15 «Сортировка записей в табличной базе данных».
Практическая работа № 16 «Создание Отчета в табличной базе данных».
Практическая работа №17 «создание генеалогическогодрева семьи»
| Тестирование «База данных»
|
Календарно-тематическое планирование
10 класс
1ч в неделю. Всего 35 часа
№
урока
| Наименование разделов и тем.
| Кол-во часов
| Дата
проведения
| примечание
| По плану
| фактически
| 1. Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)
|
| Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.
с.7-9
| 1
|
|
|
|
| Вероятностный подход к измерению информации.
с.9-10
| 1
|
|
|
|
| Алфавитный подход к измерению информации.
с.10-11
| 1
|
|
|
|
| Тестирование по теме «Информация и информационные процессы»
| 1
|
|
|
| 2. Информационные технологии (13 часов)
|
| Кодирование и обработка текстовой информации.
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов.
п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 с.15, с.25
| 1
|
|
|
|
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
п.1.1.4с.30
| 1
|
|
|
|
| Системы оптического распознавания документов.
п.1.1.5
с.33
| 1
|
|
|
|
| Кодирование графической информации.
п.1.2.1с.38
| 1
|
|
|
|
| Растровая графика.
п.1.2.1с.44
| 1
|
|
|
|
| Векторная графика.
п.1.2.3с. 57
| 1
|
|
|
|
| Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».
с.59
| 1
|
|
|
|
| Практическая работа «Создание флэш-анимации».
с.69
| 1
|
|
|
|
| Кодирование звуковой информации.
п.1.3с.74
| 1
|
|
|
|
| Компьютерные презентации.
п.1.4 с.81, 85
| 1
|
|
|
|
| Представление числовой информации с помощью систем счисления.
п.1.5.1 с.94
| 1
|
|
|
|
| Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
п.1.5.2, 1.5.3с.99, 105
| 1
|
|
|
|
| Тестирование по теме «Информационные технологии».
| 1
|
|
|
| 3. Коммуникационные технологии (16 часов)
|
|
| Локальные компьютерные сети.
п.2.1 стр.119
| 1
|
|
|
|
| Глобальная компьютерная сеть Интернет.
п.2.2
| 1
|
|
|
|
| Подключение к Интернету.
п.2.3стр.132
| 1
|
|
|
|
| Практическая работа «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
стр.138
| 1
|
|
|
|
| Всемирная паутина.
п.2.4 стр.143
| 1
|
|
|
|
| Электронная почта.
п.2.5
| 1
|
|
|
|
| Практическая работа «Работа с электронной почтой».
стр.150
| 1
|
|
|
|
| Общение в Интернете в реальном времени.
п.2.6стр.158
| 1
|
|
|
|
| Файловые архивы.
п.2.7стр.171
| 1
|
|
|
|
| Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете.
п.2.8
| 1
|
|
|
|
| Геоинформационные системы в Интернете
п.2.9стр.182
| 1
|
|
|
|
| Поиск информации в Интернете.
п.2.10Стр.187
| 1
|
|
|
|
| Электронная коммерция в Интернете
п.2.11стр.198
| 1
|
|
|
|
| Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
п.2.12
| 1
|
|
|
|
| Основы языка разметки гипертекста.
п.2.13стр. 205
| 1
|
|
|
|
| Тестирование по теме «Коммуникационные технологии».
| 1
|
|
|
| Повторение (2 час)
|
|
| Повторение по теме «Информационные технологии».
| 1
|
|
|
|
| Повторение по теме «коммуникационные технологии».
| 1
|
|
|
| |
|
|