Главная страница

Протокол № от 2013 г. Утверждено: Приказом № от Директор гбоу сощ №1 «ОЦ»



Скачать 208.94 Kb.
НазваниеПротокол № от 2013 г. Утверждено: Приказом № от Директор гбоу сощ №1 «ОЦ»
Дата18.02.2016
Размер208.94 Kb.
ТипПротокол



Согласовано:

На педагогическом совете

Протокол № ________ от ___________ 2013 г.

Утверждено:

Приказом №_______ от _________

Директор ГБОУ СОЩ № 1 «ОЦ»

с. Большая Глушица

___________ С.М. Уколова

Приказом №________ от __________

Руководитель СП – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

___________________ Л.Н. Соколова

Дополнительная образовательная программа

по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Возраст детей: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор:

воспитатель высшей квалификационной категории

Енякина М.Н.

Пояснительная записка:

Одаренные дети – культурный и научный потенциал общества. От них зависит, как будет развиваться наука, культура нашего общества в будущем.

Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство.

Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.

В группе воспитываются дети, имеющие математические способности. Для них и разработана данная программа.

Направленность программы:

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.

К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Цель:

  • Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, превышая требования Госстандарта

  • Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).

  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

  • Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания,
которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Разделы программы:

  • Количество и счет

  • Ознакомление с геометрическими фигурами

  • Ориентировка в пространстве

  • Ориентировка во времени

Участники: дети 6 -7 лет

Срок обучения: программа кружка рассчитана на один год обучения

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения

Режим занятий:

Подгрупповые - 1 раз в неделю (25– 30 минут)

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

  • Работа с занимательным материалом

  • Работа в тетрадях

  • Физкультминутки, гимнастика для глаз

  • Работа с электронными дидактическими пособиями

Методы и приемы работы:

  • Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты) 

  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

  • Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

  • Практические (упражнения)

  • Интегрированный метод (проектная деятельность)

  • Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

Структура занятия:

Логическая разминка

Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи

2ч « В царстве математики и логики»

Цель: Развивать представления о множестве, о числе и числовом ряде. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.

3ч «В царстве смекалки»

Цель. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4 ч Рефлексия

Учебный план:

Занятия проводятся с сентября по май.

Неделя: одно занятие (30 минут)

Месяц: 4 занятия (2 часа), январь 2 занятия (1 час)

Год: 34 занятия (18 часов)

Тематический план:
Сентябрь

Неделя

Содержание

Задачи

1 неделя

Диагностика

Выявление уровня развития

2 неделя

Диагностика

Выявление уровня развития

3 неделя

1ч «Считай не ошибись»

2ч «Раздели и назови»

«Узнай, что получится?»

«Нарисуй как я»

3ч «Найди одинаковые шарики»

4 ч Рефлексия

Развивать умение концентрировать внимание, глазомер

Развивать умение находить одинаковые предметы, выполнять действия сложения и вычитания, рисовать по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги

4 неделя

1ч «Волшебная палочка»

2ч «Залатай коврик»

«Скажи, что получится»

«Пиши как я»

3ч «Найди похожие»

4ч Рефлексия

Развивать восприятие формы рисунка, умение концентрировать внимание, сообразительность, ориентироваться на листе бумаги.

Развивать умение устанавливать закономерность, выполнять действия сложения и вычитания, проходить лабиринт



Октябрь

Неделя


Содержание

Задачи

1 неделя

1ч «Веселые цифры»

2ч «Задание на сложение»

«Лабиринт»

«Дорисуй узор»

3ч « Найди два одинаковых предмета»

4ч Рефлексия

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность

Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт

2 неделя

1ч «Молчанка»

2ч Электронная дидактическая игра «Кто, где находится?»

3ч «Кто к какому дереву идет?»

4ч Рефлексия

Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве,

3 неделя

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Напиши нужную цифру»

«Найди похожие листья»

«Закончи рисунок»

3ч «Найди лишний предмет»

4ч Рефлексия

Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль

Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

4 неделя

1ч «Назови соседей»

2ч «Найди одинаковые домики»

«Дорисуй домики»

3ч. Игры со счетными палочками

4ч Рефлексия

Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность



Ноябрь


Неделя

Содержание

Задачи

1 неделя

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Танграм»

3ч «Продолжи узор»

4ч Рефлексия

Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль

2 неделя

1ч «Устный счет прямой и обратный»

2ч «Танграм»

3ч « Дорисуй узор»

4ч Рефлексия

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию

3 неделя

1ч «Хлопки»

2ч «Рассели жильцов»

«Кто получился?»

3ч «Помоги самолету пролететь через облака»

4ч Рефлексия

Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших

Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер

4 неделя

1ч «День и ночь» (какая цифра исчезла)

2ч Электронное дидактическое пособие «Забавная арифметика»

3ч Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

4ч Рефлексия

Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10

Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания


Декабрь

Неделя


Содержание

Задачи

1 неделя

1ч «Веселый счет»

2ч «Определи время по часам»

3ч «Найди одинаковые снежинки»

«Нарисуй снежинку»

4ч Рефлексия

Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату

Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание

2 неделя

1ч «Счет по цепочке»

2ч «Нарисуй стрелки на часах»

«Сосчитай треугольники и квадраты»

3ч «Повтори узор»

4ч Рефлексия

Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений

3 неделя

1ч «Живые цифры»

2ч «Пифагор»

3ч Электронное дидактическое пособие « Что лишнее?»

4ч Рефлексия

Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку

Развивать сообразительность, логическое мышление, речь

4 неделя

1ч «Веселый счет»

2ч «Пифагор»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»

4ч Рефлексия

Закрепить счет в пределах 20

Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память

Январь



Неделя

Содержание

Задачи

3 неделя

1ч «Считай не ошибись»

2ч «Веселый счет»

«Что сначала, что потом?»

3ч «Сложи вместе»

4ч Рефлексия

Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки

Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности , логическое мышление

4 неделя

Математический КВН

Выявление уровня развития на полугодие


Февраль


Неделя

Содержание

Задачи

1 неделя

1ч «День и ночь»

2ч «Рассели жильцов»

Электронное дидактическое пособие « Незнайка и геометрические фигуры»

3ч «Нарисуй: что получится?»

4ч Рефлексия

Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры

Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук

2 неделя

1ч «Молчанка»

2ч «Колумбово яйцо»

3ч «Напиши так же»

4ч Рефлексия

Упражнять в умении играть в игры – головоломки.

Развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений

3 неделя

1ч «Я задумала число»

2ч «Покажи одинаковые цифры»

«Сложи вместе»

«Дорисуй картинку»

3ч «Помоги жирафу сорвать кокос»

4ч Рефлексия

Закрепить цифры и счет в пределах 20.

Развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание.

4 неделя

1ч «Я задумала число»

2ч «Числовые домики»

«Чего не хватает?»

3ч «Покажи одинаковые чашки»

4ч Рефлексия

Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших

Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность


Март

Неделя


Содержание

Задачи

1 неделя

1ч «Веселый счет»

2ч Эксперименты «В каком сосуде больше воды?», «Что легче, что тяжелее?», «Что тонет, что плавает?»

Выводы

3ч Рефлексия

Развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения


2 неделя

1ч «Веселые цифры»

2ч « Разложи по клеточкам»

«Что останется?»

«Повтори рисунок»

3ч «Найди похожие предметы»

4ч Рефлексия

Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер

3 неделя

1ч «Измени число»

2ч Электронное дидактическое пособие «Реши примеры»

«Найди похожие кораблики»

3ч «Помоги щенку пройти к домику»

4ч Рефлексия

Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление

4 неделя

1ч «Не ошибись»

2ч Перфокарты «Неделька», «Времена года»

3ч «Соедини точки по порядку»

4ч Рефлексия

Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20

Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление


Апрель

Неделя


Содержание

Задачи

1 неделя

1ч «Назови пропущенное слово»

2ч Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками?» Выводы

3ч Рефлексия

Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

2 неделя

1ч Логическая задача

2ч Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение»

3ч Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»

4ч Рефлексия

Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение,

3 неделя

1ч Логическая задача

2ч «Найди две одинаковые фигуры»

«Найди нестандартную фигуру»

3ч Игры со сетными палочками

4ч Рефлексия

Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление

4 неделя

1ч Задачи в стихах

2ч «Найди лишнее»

«Найди два зонтика»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу»

4ч Рефлексия

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений


Май


Неделя

Содержание

Задачи

1 неделя

1ч «Волшебная палочка»

2ч Решение задач

2 «Исправь ошибку художника»

3ч Работа с перфокартами – «Дни недели»

4ч Рефлексия

Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели.

Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции

2 неделя

1ч «Подбери пару»

2ч Решение задач

Решение примеров

Задачи на смекалку

3ч Графический диктант

4ч Рефлексия

Закрепление пройденного материала

3 неделя

1ч «Молчанка»

2ч «Назови соседей»

Электронное дидактическое пособие «Учимся определять время по часам»

3ч «Геометрическая мозаика»

4ч Рефлексия

Закрепление пройденного материала

4 неделя

Математическая олимпиада

Выявление уровня развития за год



Содержание программы:

Количество и счет.

Цель:  знакомство со счетом и цифрами в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу»

« Путаница»

«Задумай число»

«Считай, не ошибись»

«Мозаика цифр»

«Веселые цифры»

«Подбери пару»

«Числовые домики»

Электронные дидактические пособия: «Умею считать», «Забавная арифметика», «Найди цифру»

Геометрические фигуры.

Цель: расширение представлений о многоугольниках и их свойствах, умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»

«Что общего и чем различаются фигуры»

«Найди предмет такой же формы»

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»

«Найди лишнюю фигуру»

«Танграм»

«Пифагор»

Игры со счетными палочками

Электронные дидактические пособия: «Незнайка и геометрические фигуры», «На что похоже»

Определение величины.

Цель: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения, ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.

В работе по данному разделу используются игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче - длиннее»

«Путешествие по комнате»»

«Художник»

Электронные дидактические пособия: «Кто, где находится», «Слева, справа»

Работа в тетрадях – графические диктанты



Ориентировка во времени

Цель: формирование чувства времени, умение определять время по часам, знакомство с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Живая неделя»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

«Назови пропущенное слово»

«Круглый год»

Электронное дидактическое пособие «Учимся определять время по часам»

Модели времен года, месяцев года, недели, часов

Перфокарты

Логические задачи

Цель: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

В работе используются:

Счетные палочки

Ребусы

Игры: «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор»

Головоломки: «Кубик-рубик», « Лабиринт»

Задачи в стихах, задачки - шутки

Логические задачи

Задания на поиск недостающих частей, предметов, отличий – «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?», «Чего не хватает?», « Найди ошибку»

Лабиринты

Решение проблемных ситуаций - «Кого больше?», «Что получится, если измерять разными мерками?»

Словесные логические задачи

Электронные дидактические пособия: «Найди такой же», «Четвертый лишний», «Что лишнее?»

Методическое обеспечение:

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов

  • Обучающие настольно-печатные игры по математике

  • Геометрические мозаики и головоломки

  • Занимательные книги по математике

  • Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы

  • Простой карандаш; набор цветных карандаше

  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами

  • Счетный материал, счетные палочки.

  • Набор цифр

  • Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)

  •  Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)

  • Электронные дидактические пособия

Ожидаемые результаты:

  • Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением

  • Освоение программы кружка по высокому уровню

  • Желание заниматься математической деятельностью

  • Формирование позитивной «Я - концепции»

Мониторинг

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (середина года, конец года)

Формы подведения итогов работы кружка:

  • КВН

  • Викторины

  • Интегрированные занятия

  • Мини – олимпиады

Литература:

1.С.И. Волкова «Математические ступеньки Москва «Просвещение» 2009
2.З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

3.З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

.

4.З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
5.В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
6..А.П. Тимофеевский «Малышам о формах и размерах ЗАО «Омега», Москва

7.Диагностика умственного развития дошкольника (под редакцией Л.А. Венгера) - М., Педагогика, 1996.

8.Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников./ Сост. Корепанова М.В. – Волгоград, 2004.

9.Математика до школы. /Сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л.- СпБ., «Детство-Пресс», 2000.

10.Первые шаги в математику. Методическое пособие./Сост. Буланова Л.В., Корепанова М.В. и др.- Волгоград, 2004.

11.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет.- СпБ., 2007