|
Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе:
-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
-Примерной программы начального общего образования по математике (Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. В 2 ч.Ч1.-М.: Просвещение, 2010.- 182-251с ),
-авторской программы М.И. Моро, М.Ю. Колягина, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В Степановой» Математика» (Сборник рабочих программ “ Школа России» 1-4 класс, «Математика» / – М.: Просвещение, 2011. – 328-368 с.),
в соответствии с
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО);
- учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год;
-годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год.
Программа рассчитана на 136 ч. в год, 34 рабочих недели (4 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ -12, математических диктантов -10, комплексных работ-1, проверочных работ-6.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
и способствует решению следующих задач на первой ступени начального образования: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ№2 УИИЯ, а так же тем, что в программе бережно сохранены лучшие традиции российской школы младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Программа является завершенной предметной линией, входящей в состав УМК «Школа России», разработана в соответствии с требованиями ФГОС (раздел 3 п. 19.5). Содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Ориентирована программа на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. А так же выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен результатами достижений обученности учащимися 3 класса.
Сопоставление Примерной программы по математике и авторской программы выявило, что все дидактические единицы, предусмотренные Примерной программой, реализует программа, разработанная авторской программой М.И. Моро, М.Ю. Колягин и др
Данная программа составлена для реализации курса математики, который является частью образовательной области Математика и информатика учебного плана школы.
Ключевая идея курса заключается в том, что построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. При этом повторение ранее изученных вопросов органически включается во все этапы усвоения нового знания (постановка учебной задачи, организация деятельности учащихся, направленной на ее решение: восприятие, принятие, понимание, закрепление, применение, самоконтроль, самооценка). Специфика курса изучения математики в логике построения содержания, в методическом подходе, в системе учебных заданий, в методике обучения решению текстовых задач, в организации дифференцированного обучения, в методике формирования представлений о геометрических фигурах. Она требует особой организации учебной деятельности школьников. Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона математического образования связана с формированием приёмов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, духовная – с нравственно-эстетическим развитием человека.
Практическая полезность изучаемого курса обусловлена тем, что математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий; в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры; овладение различными видами учебной деятельности в процессе изучения математики является основой изучения других учебных предметов.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, формирует их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Обучение математике даёт возможность развивать у учащихся умения решать учебные и практические задачи: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших измерений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. возможность развивать у учащихся познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование всесторонне-развитой, духовно-нравственной личности, способной адаптироваться в современном информационном мире, способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Цель изучения учебного предмета.
-математическое развитие младших школьников — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
-формирование системы начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развивать пространственное воображения;
— развивать математическую речь;
— формировать систему начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формировать умение вести поиск информации и работать с ней;
— формировать первоначальные представлений о компьютерной грамотности;
— развить познавательные способности;
— воспитывать стремление к расширению математических знаний;
— формировать критичность мышления;
— развивать умение аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Курс математики для начальной школы является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
-уровневая дифференциация;
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
-коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) методики КСО: взаимодиктант; взаимообмен заданиями;
-системно-деятельностный подход, исследовательскую деятельность обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения; ориентированы на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать); формирование метапредметных умений – фиксировать затруднения в собственной деятельности и выявлять их причины, ставить перед собой цель и планировать свои действия, выбирать способы и средства проектирования, выполнять самоконтроль и самооценку и др. – является приоритетом начального общего образования (формирование этих умений заложено в основу стандартов второго поколения).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.
Все математическое содержание обучения представлено в программе разделами (содержательными линиями): «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Новизна рабочей программы.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на внеучебных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме интеллектуально-развивающих занятий «Учусь создавать проекты», а так же проведение внеурочной деятельности в формах: олимпиады, конкурсы, дидактические игры и т.д..
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Контроль и оценка предметных результатов
Основными формами и видами контроля уровня обученности учащихся являются: входной контроль (1 четверть), полугодовой (в конце 2 четверти), промежуточный контроль (в конце 4 четверти); текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, математических диктантов, тестов, проверочных работ(«Проверь себя»), комплексный работы. Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, оперативный (тесты, вопросы, схемы, рисунки, таблицы). Предусмотрено: контрольных работ -12, математических диктантов -10, комплексных работ-1.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Контроль личностных и метапредметных УУД.
Контроль УУД осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребенка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунееева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 класс. -М. Баласс, 2010. -48 с. Контроль метапредметных результатов УУД (регулятивных) проводится на математике в форме тестирования (на конец года). Диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу школы и в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ .
Материалы текущего контроля представлены в приложении к рабочей программе. См. таблицу «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по математике».
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Математика. 4 класс. Учеб, для общеобразоват, организаций с прил. На электрон, носителе. В 2 ч. Ч.1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, Г.В. Бельтюкова и др.- М.: Просвещение, 2014. - (Школа России). -112 с.: ил. – ISBN 978-5-09-023199-2/
2.Математика. Проверочные работы 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учрежд./ С.И. Волкова. - М: Просвещение, 2014.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе. 3. Описание места учебного предмета учебном плане.
Учебный предмет «Математика» включен в образовательную область «Математика» и «Информатика» учебного плана школы. Учебный план школы предусматривает обязательное изучение математике на этапе начального общего образования в объеме 544 часа, из них в 4 классе на изучение математики отводится 136 часов. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения математики.
Требования к уровню освоения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Предметными результатами освоения выпускниками начальной школы программы по математике являются:
Числа и величины
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел, и составлять последовательность чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм–грамм; час–минута, минута–секунда; километр–метр, метр–сантиметр, сантиметр–миллиметр);
сравнивать однородные величины (масса, длина, время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;
определять время в часах и минутах.
Арифметические действия
выполнять вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
выполнять арифметические действия с нулем и единицей;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок);
выполнять деление с остатком.
Текстовые задачи
использовать для решения задач связь между величинами (цена, количество и стоимость; время, скорость и расстояние при равномерном прямолинейном движении);
решать задачи на нахождение доли числа (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи, связанные с жизненными ситуациями (покупка–продажа; измерение времени, длины, площади; взвешивание), арифметическим способом (в 1-2 действия);
проводить оценку реальности ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
ориентироваться в пространстве и на плоскости;
описывать положение предметов в пространстве и на плоскости;
различать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
выполнять построения (произвольного многоугольника, окружности; прямоугольника, квадрата и отрезка с заданными измерениями) с помощью линейки, угольника, циркуля.
Геометрические величины
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно («на глаз»).
Работа с данными
читать, заполнять несложные готовые таблицы, читать несложные готовые столбчатые диаграммы 5. Содержание тем учебного предмета
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (13 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины (18ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 – 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов
Контроль и учет знаний 2ч
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. №
| Основное содержание по темам
| Всего часов
| В том числе на:
| Основные виды учебной деятельности учащихся
| Практические работы
| Контрольные
работы
| Числа от 1 до 1000- 13ч
| 1
| Повторение
Повторение нумерации чисел от 1 до1000.Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.
Знакомство с письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел вида 607-463,903-574
| 13 ч.
| Проверочная работа №1
|
математический диктант
| Обучающиеся научатся
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число);
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2-4 действия;
- понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять приёмы письменного умножения однозначных чисел на трёхзначные;
- выполнять приёмы письменного деления трёхзначного числа на однозначное; деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль;
- записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
- решать текстовые задачи арифметическим способом.
- работать в паре;
читать и строить столбчатые диаграммы
| Числа, которые больше 1000- 111 ч.
| 2
| Нумерация
Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз.
Класс миллионов и классом миллиардов. Сравнение чисел.
| 11ч
| Проверочные работа №2
|
Административная контрольная работа
(№1) Контрольная работа.
№2
по теме «Числа, которые больше 1000.Нумерация»
математический диктант
| Обучающиеся научатся
-сравнивать числа по классам и разрядам
-употреблять заданные числа
-оценивать правильность составления числовой последовательности
- читать, записывать числа, которые больше 1 000;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз;
- решать текстовые задачи арифметическим способом.
- работать в паре
| 3.
| Величины
Единицы длины. Километр
Единицы площади.
Квадратный километр,
квадратный миллиметр.
Единицы массы .Тонна, центнер.
Единицы времени. Век.
| 12 ч.
6ч
| Проверочные работа №3
| Контрольная работа.
№3
по теме «Величины»
математический диктант
| Обучающиеся научатся
- сравнивать величины по их числовым значениям;
-переводить одни величины в другие;
сравнивать значения площадей разных фигур;
- выражать величины в различных единицах;
- оценивать правильность составления числовой последовательности;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- решать задачи на определение начала, конца события, его продолжительности;
- определять время по часам;
- применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
- работать в паре
| 4.
| Сложение и вычитание
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Вычисление периметра и площади прямоугольника (квадрата). Сравнение величин по их числовым значениям; Выражение данных величин в различных единицах. решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме
| 11 ч.
| Проверочные работа №4
| математический диктант
Контрольная работа.
№4
по теме «Сложение и вычитание»
математический диктант
| Обучающиеся научатся
-выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел; - выполнять вычисления с нулём;
- проверять правильность выполненных вычислений;
- использовать для рационализации вычислений переместительное и сочетательное свойства сложения;
- складывать и вычитать величины;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме;
- решать текстовые задачи арифметическим способом;
- выражать величины в разных единицах.
Обучающиеся научатся
решать задачи изученных видов
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел)
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число)
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;
- работать в паре
| 5.
| Умножение и деление
Выполнение вычислений с 0, делить нуль на число. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение уравнений.
Деление с остатком на 10,100,1000. Приемы письменного умножения в пределах
1 000.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное деление на двузначное число. умножение трёхзначного числа на однозначное.
Приёмы письменных вычислений.
| 71ч.
|
Проверочные работа №5
| Контрольная работа.
№5
по теме «Умножение и деление на однозначное число»
Административная контрольная за 1 полугодие математический диктант Контрольная работа.
№6
по теме «Решение задач на движение» Контрольная работа.
№7
по теме «Умножение чисел ,оканчивающихся нулями»
Контрольная работа
№ 8 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Контрольная работа
№ 9 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число»
Контрольная работа
№ 10 по теме «Деление на двузначное число»
Контрольная работа
№ 11 по теме «Деление на трёхзначное число
| Обучающиеся научатся
-выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное;
-составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом;
- решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме;
- решать задачи на пропорциональное деление;
- выполнять вычисления с нулём, проверять правильность выполненных вычислений;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
- делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений;
- выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули;
- устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием;
- находить скорость, время, расстояние;
- выполнять письменное умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями;
- выполнять письменное умножение и деление на двузначное число;
- решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния;
- рационально вычислять на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
- группировать множители в произведении;
- выполнять деление с остатком в пределах 100;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;
- решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом;
- умножать и делить значения величин на однозначное число
- работать в паре;
моделировать взаимосвязи между величинами: скорость время расстояние, решать задачи.
| Итоговое повторение- 10 ч
| 6
| Итоговое повторение
| 10 ч.
| Проверочные работа №6
| Промежуточная аттестация-
комплексная работа
математический диктант
| Обучающиеся научатся
решать задачи изученных видов
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел)
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число)
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;
- работать в паре
| 7
| Контроль и учет знаний
| 2ч
|
| Итоговая контрольная работа
№ 12
| Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий
| Всего 136 ч
| 6
| 12+1
|
|
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел, и составлять последовательность чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм–грамм; час–минута, минута–секунда; километр–метр, метр–сантиметр, сантиметр–миллиметр);
сравнивать однородные величины (масса, длина, время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;
определять время в часах и минутах.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать числа разными способами (по одному какому-либо или нескольким основаниям),
выбирать подходящую единицу для измерения нужной величины (длины, массы, площади, времени) в практической ситуации (типичной для повседневной жизни), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
выполнять арифметические действия с нулем и единицей;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок);
выполнять деление с остатком.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
умножать и делить на двузначное число;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Текстовые задачи
Выпускник научится:
использовать для решения задач связь между величинами (цена, количество и стоимость; время, скорость и расстояние при равномерном прямолинейном движении);
решать задачи на нахождение доли числа (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи, связанные с жизненными ситуациями (покупка–продажа; измерение времени, длины, площади; взвешивание), арифметическим способом (в 1-2 действия);
проводить оценку реальности ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи на нахождение числа по значению его доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть),
решать задачи в 2-3 действия, использовать разные способы для решения одной и той же задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
ориентироваться в пространстве и на плоскости;
описывать положение предметов в пространстве и на плоскости;
различать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
выполнять построения (произвольного многоугольника, окружности; прямоугольника, квадрата и отрезка с заданными измерениями) с помощью линейки, угольника, циркуля.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус;
соотносить реальные предметы с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно («на глаз»).
Выпускник получит возможность научиться
вычислять периметр и площадь прямоугольной фигуры сложной конфигурации.
Работа с данными
Выпускник научится:
читать, заполнять несложные готовые таблицы,
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы.
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
сравнивать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц, делать выводы и прогнозы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму,
сравнивать информацию, представленную в нескольких столбцах диаграммы, делать выводы и прогнозы;
планировать, проводить несложные исследования, обрабатывать и представлять полученную информацию в виде таблиц и диаграмм, интерпретировать (сравнивать информацию, представленную в строках и столбцах таблицы и столбчатой диаграммы, делать выводы и прогнозы на основе результатов исследования). |
|
|