Главная страница


Урок в 5-м классе по теме "Сравнение дробей"



НазваниеУрок в 5-м классе по теме "Сравнение дробей"
Дата27.02.2016
Размер41.3 Kb.
ТипУрок



Открытый урок в 5-м классе по теме

"Сравнение дробей"


Цель урока:

  1. Введение понятия сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

  2. Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Задачи:

  1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);

  2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках;

  3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся;

  4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;

  5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися;

  6. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

Оборудование урока:

проектор, презентация“Сравнение дробей”.

Ход урока:

1. Актуализация знаний учащихся:

(слайды№ 1; 2):

На сколько частей поделена каждая фигура?Посмотрите на первый круг: как вы думаете на сколько частей поделили эту фигуру, сколько частей взяли? Как назвать по-другому “половина”?А “треть”? Покажите на рисунке, где здесь изображена четвертая часть круга? Десятая часть круга? А восьмая часть? Что больше - половинка или целый круг?

Что меньше - целый круг или половинка? Что больше - половинка или одна из четырех частей(одна четверть)? Почему?

Как называется число, стоящее над дробной чертой? Как называется число, стоящее под дробной чертой?

2. Объяснение нового материала:

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как сравнивать дроби с одинаковым знаменателем (слайд № 3). Для этого изобразите в тетрадях прямоугольник, длина которого 8 см, а ширина 1 см. Это один прямоугольник. Запишем в первом прямоугольнике число 1 (Результат проверяется по слайду № 4).Начертите под первым прямоугольником такой же второй и разделите его на 2 равные части. Какие доли получили? Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите (слайд № 4 вторая картинка). Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части (слайд № 4 третья картинка). Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: одна вторая или две четвертые? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8равных частей (слайд № 4 четвертая картинка). Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в четверти, в половине прямоугольника? Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая?

Ответы на все перечисленные вопросы дети дают,глядя на рисунок.

Сравните, пожалуйста, две дроби: (слайд № 5).

Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями (слайд № 6).

Молодцы!

Психологическая разгрузка.

Включить диск со звуками моря. Сядьте спокойно,закройте глаза, положите руки на колени,представьте, что вы на море. Сядьте прямо, чтобы позвоночник был полностью выпрямлен. Вдохнули через правую ноздрю закрыв левым пальцем на счет1, 2. 3, 4.,5, 6, 7, 8. затем выдохнуть через левую на счет1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 закрыв правую пальцем. Несколько раз повторить. Можно немного добавить цветочного аромата от духов., или дезодоранта. Эффект запаха сыграет как сюрприз.

А теперь помогите жителям одного города (слайд № 7). Пока они потеряли что-то очень важное, в этом городе все было хорошо, а потом все перепуталось. И сами жители стали грустные и понурые. Расставьте жителей в порядке возрастания, и вы поможете им найти то, что они потеряли (КНИГА). (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа учащимися проверяется с комментарием).

А как сравнить, например, вот такие дроби: (слайд№ 5)? Посмотрите на рисунок. Проанализируйте это выражение. Сколько частей было взято в первом и втором случае? А сколько частей было всего при делении? Как вы думаете, что можно сказать об этих частях? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями (слайд № 8).

А теперь я предлагаю вам решить небольшую самостоятельную работу (слайд № 9). (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа проверяется учащимися с комментарием).

А теперь… Послушайте одну сказочку. За лесами,за морями, за высокими горами, не на море, на земле жили два мужика в одном селе. Жили не тужили. Все лето работали они на своем поле, запасались на зиму. Да и зимой небедно жили: чай пили да пирогами закусывали. Но сколько зиме не злиться-длиться, а весна в окошко уже стучится.Вот и стали мужички свои запасы осматривать (слайд № 10). У одного осталось мешка муки, а другого – .Призадумались: у кого же больше осталось муки?Может быть вы им поможете?

Вводится сравнение дробей “по остатку”.

А теперь сравните, пожалуйста, вот такие две дроби: (cлайд № 11). При ответе вы можете пользоваться нашим рисунком, который вы начертили в тетрадях в начале урока.

3. Первичное закрепление знаний:

Устно: 1. Приведите примеры двух равных дробей с различными числителями. Как изображаются равные дроби на координатном луче? Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше? Какая из точек лежит на координатном луче левее с меньшей или большей координатой?Отложите на координатном луче точки, выбрав нужный единичный отрезок.(задания на карточках)

В результате легко проверить правильный ответ.У I варианта должно получиться слово РАДИУС, а у IIварианта ДИАМЕТР.

Проверка диктанта проверяется на уроке. При этом учащиеся комментируют свой ответ.

4. Подведение итогов: сегодня на уроке мы познакомились с правилами сравнения дробей.Как можно сравнить дроби:

- с одинаковыми знаменателями;
- с одинаковыми числителями?

А как сравнить дроби “по остаткам”?

Домашнее задание: кроме традиционного задания, напишите сказку или стихотворение о дробях. А может быть вам захочется рассказать о сравнении от лица одной из дробей.

- Если время останется дополнительная самостоятельная работа.

I В: Примите за единичный отрезок длину6 клеток тетради и отметьте на координатном луче точки (на карточках)

II В: Примите за одиночный отрезок длину 9 клеток тетради и отметьте на координатном луче точки (на карточках)