Главная страница

Уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»



Скачать 86.25 Kb.
НазваниеУроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»
Дата28.02.2016
Размер86.25 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»




Цель и задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по темам: «дроби» и «Европейское общество в классическом средневековье».

  2. Развивать познавательный интерес учащихся.

  3. Учить видеть связь между лексическими значениями исторических и математических понятий.

  4. Формировать умения проводить сравнительный анализ.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.

Оборудование: Аппарович Н. И. — аппликация по истории средних веков;

Аппарович Н. И. — иллюстративный материал по истории средних веков; картины по истории средних веков под редакцией академика Сказкина С. Д.
Содержание занятия.




УЭ

Деятельность педагога

Деятельность школьника

Рекомендации

Время

УЭ0

Стимулирование эмоционального отношения учащихся к учебной деятельности и их ориентация на успех.

УИ – сегодня у нас необычный урок. Мы подводим итог изучения темы «Европейское общество в классическом средневековье», выделим основные понятия, которые можно использовать на уроках математики при изучении темы «Дробь».

УМ – младший брат спросил Смекалкина: «Что такое дробь?»

Смекалкин переспросил: «А в каком смысле? Ведь слово «дробь» многозначное. Младший брат удивился: «Я знаю многозначные числа, но разве бывают многозначные слова?»

Осмысление социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.


Ответ учащихся. Работа со словарём Ожегова.



Найдите значение данного понятия и зачитайте его.

3 мин

УЭ1

Определение целей и задач образовательного процесса, организация деятельности учащихся по определению целей УД.

— А вы знаете, что такое многозначное слово?

— Нетрудно догадаться, что слово «дробь» многозначно.

УМ –

  1. Какие дроби вы знаете?

  2. Как превратить обыкновенную дробь в десятичную?

  3. Как превратить десятичную дробь в обыкновенную?

  4. Какие действия вы можете выполнять над дробями?

  5. Как складываются две дроби с разными знаменателями?

  6. Сформулируйте правило умножения дробей.

  7. Как делится дробь на дробь?



УИ –

  1. Где в истории вы можете встретить лексическое значение понятия «дробь»?

  2. Что такое феодальная вотчина?

Осознание целей и задач.

Десятичные, обыкновенные

Выполняют практические задания.

Называют действия

Выполняют практическое задание

Формулируют правило.


Называют понятие «оброк», «десятина», «феодальная вотчина»

Дают определение «феодальная вотчина». Работа с аппликацией и по картине «Право охоты феодала». Делают вывод о разделении пахотных земель на господское поле и крестьянские наделы.




8 мин

УЭ2

Организация учебной деятельности учащихся по достижению целей.

УМ – какую часть от всей пахотной земли составляет надел одной крестьянской семьи?

УИ – за то, что крестьянин пользуется такой малой частью земли, он не только обрабатывает барщину, но и платит оброк. Дайте определение понятию «оброк».
УМ – найти сколько кг зерна должен сдать крестьянин, если вырастил 500 кг, а должен сдать ¼

УИ – кроме оброка феодалу крестьянин платит налог в пользу церкви. Дайте ему определение.

УМ – сколько зерна в пользу церкви он должен отдать от 500 кг? Сколько останется крестьянину, если он сдал 125 кг?

УИ – из оставшегося урожая половину крестьянин оставляет на посев, а половину на еду.

УМ – сколько составляет ½ от 325 кг?

УИ – крестьянин вынужден идти к феодалу брать зерно в долг. Феодал даёт, но с условием, что отдаст крестьянин в два раза больше.
УМ – сколько он должен отдать феодалу, если он взял у него 1/5 от сданного им оброка и в два раза больше?
УИ – итак, во все большую зависимость попадает крестьянин к феодалу.
УИ – феодальное поместье основывалось на натуральном хозяйстве. Дайте определение понятия «натуральное хозяйство» и ответьте на вопросы в карточке №7 из раздаточного материала.
УМ – натуральный ряд – это ряд всех натуральных чисел, выстроенных по порядку. Натуральный ряд начинается с числа 1.

Занимательная задача. Клоун услышал о том, что для передачи секретных сообщений иногда буквы шифруются, т. е. заменяются цифрами. Он решил тоже зашифровать букву, чтобы рассказать публике «секретную сказку»

Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. приходит однажды 2121 и взволнованно говорит:

«2651, я вижу только 681. Ты не знаешь 4568121? 565 отвечает: «51, знаю. Она 33196».»Но там 86 была морская 936951. 456 она?»

«Я подарил 67 внучке 196».

Расшифруйте сказку клоуна.

УМ – Что общего между буквами и цифрами?

УИ – цифра широка используется в истории. Бывают римские цифры и арабские (индийские)

Цифрами обозначают исторические даты:

Арабскими – годы, римскими – века.

  1. Образование арабского государства.

  2. Верденский договор о разделе империи Карла Великого

  3. Завоевание Англии герцогом Нормандии.

  4. Освнование Мухаммедом Ислама.


УМ – клоун предложил публике несколько числовых равенств с римскими цифрами, сложенными из палочек.

Задание. Переложи так, чтобы было верное равенство.
VI + I = V (IV + I = V)

X + III = XI (IX + II = XI)

IX-I = X (XI – I = X)
Физминутка.

Проявление личностно – смыслового отношения к УД и волевых усилий в процессе деятельности.
Решают задачу


Дают определение и работают по картине «Сдача оброка феодалу»

Решают задачу


Дают определение

«десятина»

решают задачу


Решают задачу


Решают задачу.

Учащиеся дают определение и отвечают на вопросы

Учащиеся самостоятельно работают, расшифровывают сказку.

Учащиеся дают ответ (и буквы и цифры это знаки, цифры это знаки, с помощью которых записывают число)

Дети дают ответы.

Названные даты учащиеся переводят в века.


Дети работают над заданием и дают правильный ответ.


Используйте рисунок



































Запись решения в тетрадь
Запись решения задачи
Запись решения задачи
Запись решения задачи

17 мин

1 мин

Используйте

Таблицу

А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ё

7

Ж

8

З

9




УЭ3

Контроль образовательного процесса.

Графический диктант:

  1. Оброк – это доля продуктов, производимых в хозяйстве крестьянина, которую он отдавал феодалу. (Верно)

  2. Чтобы превратить обыкновенную дробь в десятичную нужно знаменатель разделить на числитель. (Верно)

  3. Десятина – это налог в пользу церкви. (верно)

  4. Чтобы умножить дробь на дробь надо числитель умножить на числитель, знаменатель на знаменатель. (верно)

  5. Владельцами земли в феодальной чине являлись крестьяне.(неверно)

  6. Чтобы разделить дробь на дробь надо числитель разделить на числитель, знаменатель на знаменатель. (неверно)

  7. В натуральном хозяйстве всё изготавливалось на продажу. (неверно)

  8. натуральный ряд – это ряд всех натуральных чисел. Выстроенных по порядку. (неверно)

  9. Арабские цифры впервые появились в индии. (верно)

  10. Цифры – это

знаки, с помощью которых записывают число. (верно)
─^──^^^^──



Контроль и самоконтроль
Выполняют в тетрадях. Выставляют оценку по образцу на доске


^ не верно

─ верно
9-10 правильных ответов оцениваются на отлично;


7-8 правильных ответов оцениваются на хорошо;


5-6 правильных ответов оцениваются на удовлетворительно

5 мин

УЭ4

Рефлексия УД учащихся

и своей педагогической

деятельности

Рефлексия результатов УД, самого образовательного

Процесса и себя в нём

Нарисовать ладошку и ответить на вопросы:

1. Что понравилось

2. Что не понравилось

3. Ваши пожелания


6 мин

К технологической карте составлены слайды, которые отражают все этапы проведения урока.